Развивающие технологии для детей с ОВЗ. | Авилова Надежда Анатольевна. Работа №364154
Систематическое применение коррекционно-развивающих упражнений корректируют недостатки психофизического развития обучающихся с нарушением интеллекта и сглаживают нарушенные функции. Коррекционно-развивающие технологии дают эффект в совершенствовании учебного процесса, знания обучающихся приобретают новые качества.
Применение некоторых коррекционно-развивающих технологий в учебном процессе с целью повышения качества знаний обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время актуальной проблемой является подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и деятельности в новых социально – экономических условиях. Важное место в учебном процессе занимает коррекционно – развивающая модель обучения, которая обеспечивает обучающихся комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию.
В результате коррекционно- развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта.
Главным в своей работе я считаю: в центре внимания находится ученик;
цель обучения – развитие ученика, формирование его личности.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
Педагогическая технология – это набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, приводящий к достижению прогнозируемого образовательного результата.
В своей работе на уроках широко использую игровые технологии как единство развивающих возможностей для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.
Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности.
Задачи:
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Значение:
-активизирует воспитанников;
-повышает познавательный интерес;
-вызывает эмоциональный подъём;
-способствует развитию творчества;
-максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
-позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Виды педагогических игр:
Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:
-По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, профориентационные .
-По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
-По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
-По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические.
На уроках и внеклассных занятиях, для выступлений на праздниках использую настольные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские игры, либо элементы игр.
Дидактические игры развивают умение самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки, сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать выводы и обобщения. Это открывает широкие возможности для развития познавательной активности, так как ребенок в играх не просто выполняет требования взрослого, а активно действует.
С помощью игры реализуется принцип развития, который выражается не только в развитии интеллекта, но и обогащении эмоциональной сферы и становлении волевых качеств личности, формировании адекватной самооценки.
Технологии арттерапии. В настоящее время на учебных, коррекционно-развивающих занятиях широко применяю технологии арттерапии.
Эффективность использования артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами, в частности, Лебедевой, Е. А. Медведевой и др. Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Арт-терапия — это прежде всего, терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникаци и социализации детей с ограниченными возможностями.
Арт-терапия решает следующие задачи:
-развивает познавательную и эмоциональную сферы, творческие способности.
- компенсирует недостающие возможности;
- помогает формировать навыки межличностной коммуникации.
Назову приемы, которые применяю:
кляксография,
пластилинография,
рисование пальчиками, ладошками,
«рисование» крошкой из сухих листьев,
ниткография,
«рисование» крупой,
изотерапия;
музыкотерапия,
водотерапия,
сказкотерапия.
Технологии дифференциации и индивидуализации обучения.
Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные группы.
Применение данной технологии имеет следующие преимущества:
-исключается уравниловка и усреднение детей;
-повышается уровень мотивации учения в сильных группах;
-в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться;
-создаются щадящие условия для слабых;
-у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;
- появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;-
- повышается уровень Я-концепции ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех.
Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
Психологическими основами дифференциации и индивидуализации обучения являются:
-уровень обученности и обучаемости;
-уровень общих умственных способностей;
-скорость усвоения;
-индивидуальный стиль умственной деятельности;
-психофизические особенности обучающихся.
Таким образом, систематическое применение специально разработанных коррекционно-развивающих упражнений, приемов, игр и занятий исправляют недостатки психофизического развития обучающихся с нарушениями интеллекта и в значительной степени сглаживают их нарушенные функции. Коррекционно-развивающие технологии дают эффект в совершенствовании учебного процесса, знания обучающихся приобретают новые качества
КОГОБУ ШИ ОВЗ пгтАрбаж
Тема:
Применение некоторых коррекционно-развивающих технологий в учебном процессе с целью повышения качества знаний обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Учитель: Авилова Н.А.
2025 год