Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Развивающий сенсорный «Чудо-куб» | Мой кабинет. Работа №344997

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЧУДО-КУБ» В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация: чтобы облегчить период адаптации у детей раннего возраста необходимо создать для малыша особый, эмоциональный, комфортный климат в группе, атмосферу тепла и уюта, благожелательности. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, тогда исчезнут его волнение и страхи и процесс адаптации пройдет более мягко.

 

Формирование чувства уверенности в окружающем – одна из основных задач адаптационного периода и для формирования такой уверенности мы в своей работе используем развивающий сенсорный дидактический «Чудо-куб».

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЧУДО-КУБ» В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Огнева Елена Сергеевна, воспитатель раннего возраста муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 395

города Челябинска»

 

Аннотация: чтобы облегчить период адаптации у детей раннего возраста необходимо создать для малыша особый, эмоциональный, комфортный климат в группе, атмосферу тепла и уюта, благожелательности. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, тогда исчезнут его волнение и страхи и процесс адаптации пройдет более мягко.

Формирование чувства уверенности в окружающем – одна из основных задач адаптационного периода и для формирования такой уверенности мы в своей работе используем развивающий сенсорный дидактический «Чудо-куб».

Работа с дидактическими играми организуется в групповой, подгрупповой форме так и индивидуально.

Ключевые слова: сенсорные дидактические игры, адаптация, ранний дошкольный возраст, «Чудо-куб».

«Развивающий сенсорный «Чудо-куб»

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. Впервые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Все эти способности не возникают сами по себе, и требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. 

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода, благодаря сотрудничеству с взрослым, ребенок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.

Новой социальной ситуации развития соответствует и новый тип ведущей деятельности ребенка – предметная деятельность. Предметная деятельность является ведущей потому, что именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребенка. Прежде всего, нужно подчеркнуть, что в предметной деятельности малыша происходит развитие восприятия, а поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием. 

Мышление ребенка данного возраста носит преимущественно непосредственный характер – ребенок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребенка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях. Поскольку действия с предметами направлены в основном на такие их свойства как форма и величина, именно эти признаки являются главными для ребенка. Особое значение имеют действия, которые называют соотносящими и требуют учета величины, формы, местоположения различных предметов.

Чтобы облегчить период адаптации у детей раннего возраста необходимо создать для малыша особый, эмоциональный, комфортный климат в группе, атмосферу тепла и уюта, благожелательности. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, тогда исчезнут его волнение и страхи и процесс адаптации пройдет более мягко.

Формирование чувства уверенности в окружающем – одна из основных задач адаптационного периода и для формирования такой уверенности мы в своей работе используем развивающий сенсорный дидактический «Чудо-куб».

 

Развивающий сенсорный «Чудо-куб» — это необычное дидактическое пособие для развития сенсорных эталонов у детей раннего возраста. Она состоит из большого количества деталей. Это мобильное устройство, дающее возможность для самовыражения детей, их эмоционального благополучия. Игры и упражнения по сенсомоторике с использованием «Чудо-куба», помогают детям дошкольного возраста во всех образовательных областях (в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО).

В связи с этим, нами было изготовлено многофункциональное дидактическое пособие «Развивающий сенсорный чудо-куб», который представляет собой комплекс игр, направленных на сенсорное развитие ребенка, развитие мелкой моторики рук и здоровье сберегающих технологий (дыхательная гимнастика, массаж, пальчиковая гимнастика).

 

Пособие предназначено:

• для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);

• развития мелкой моторики рук, стимуляции двигательной активности;

• снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей, успешной адаптации детей к условиям ДОУ;

• активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

• повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности.

Задачи при использовании данного пособия:

• развивать у детей мелкую моторику рук и пальцев;

• развивать у детей речь, внимание, воображение, память;

• развивать у детей коммуникативные способности;

• формировать дифференцированное восприятие качества предметов (цвет, величина, форма и т. д.);

• воспитывать самостоятельность, умение играть вместе, взаимодействовать в коллективе.

Дидактическое пособие может быть использовано как в совместной деятельности взрослого с детьми, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

Методы работы:

- показ

- объяснения

- вопросы

- дидактическая игра        

- изобразительная деятельность

Ожидаемые результаты при использовании данного пособия:

Познавательное развитие:

- сформированы знания о животных и их детенышах;
- сформированы первичные представления о себе.
Сенсорное развитие:
- сформированы сенсорные представления детей о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, количестве).
- скоординированы движения пальцев рук.
        Речевое развитие:

- владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- проявляет любознательность и активность;

-  имеет первичное представление о мире и природе;

- приобретает необходимые умения и навыки.

Технические характеристики пособия:

Общая информация:

пятигранный

куб может быть настольным или напольным (переносной).

его можно изготовить из разных материалов. Главное, чтобы они отвечали требованиям безопасности, были не токсичны, легки и гигиеничны.

 

Функциональные возможности «Чудо-куб» для организации игровой образовательной деятельности

 

В игровой образовательной деятельности пособие выступает как демонстрационный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций. Дидактические предметные и сюжетные картинки, счетный материал, геометрические фигуры, расположенные на гранях куба, могут прикрепляться и легко сменяться Пособие мобильное, легко переносится, что дает возможность организации игровой образовательной деятельности, реализуя принцип полифункциональности.

Через организацию игровой образовательной деятельности можно обучать детей формировать элементарные математические представления, целостную картину мира, расширять кругозор, а также способствовать развитию мышления ребенка, развивать творческую активность.

 

Используя данный материал, рекомендуется:

 

1) Игры и упражнения должны быть легкими для восприятия.

2) На каждом этапе обучения детям надо предлагать только один новый цвет, одну форму или признак.

3) Не стараться показать сразу много игр, предлагать разные варианты одной игры.

4) Обучение должно проходить в игровой форме, с усложнением от простого к сложному.

       Если использовать игры последовательно и в системе, переходить от наиболее простых к более сложным видам восприятия, соблюдая возрастные особенности ребенка, можно обучить ребенка восприятию основных свойств предметов и явлений, сформировать представления об этих свойствах и их разновидностях.

      Дидактическое пособие с представленными разнообразными играми позволяет целенаправленно и ускоренно формировать восприятие и определить примерный уровень развития восприятия. Если ребенок самостоятельно выполняет игровые задания, то по характеру игры можно определить, какой уровень перцептивных действий развит у ребенка, какие сенсорные эталоны он освоил.

 

Развивающий сенсорный «Чудо-куб» имеет свои правила эксплуатации и безопасности:

1.        Для исключения возможных травм детей, куб рекомендуется ставить на уровне глаз детей, на столе, на полу, полке шкафа.

2.        Используемый материал, из которого изготовлен куб, должен быть мягким во избежание порезов, царапин и занесения заноз.

3.        Каждый раз перед использованием необходимо проверять надежность крепления всех составляющих элементов.

4.        Все мелкие элементы, которые можно снять, зафиксированы на шнурках, лентах.

Примеры дидактических игр и упражнений

Дидактические игры стимулируют к познавательной деятельности, усидчивости. Они очень эмоциональны, увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности.  Кропотливые упражнения с замочками, шнурками и т. д., служат хорошей пальчиковой гимнастикой. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями. к познавательной деятельности, усидчивости.

Перечень игр с развивающим сенсорным «Чудо-кубом»

На решетке расположены металлофон, погремушки и колокольчики. Они звучат по- разному. С ребенком проводится игра «Тихо-громко». Можно предложить детям погреметь одновременно- организовать оркестр, сопровождая его словами:

 «На пенечки зайки встали,
 В барабаны заиграли.
 Бум- бум, та-ра-ра
 Веселится детвора».

Дыхательная гимнастика:

«Ветер»
На ниточке висит перо. Ребенок произносит слова и дует на перо.

«Дует ветер, дует смелый,
 Вот и птичка полетела.
 Полетела высоко,
  Машет крыльями легко».

Можно предложить подуть на шары или на колокольчик, которые расположены внутри куба. Поиграть в ураган.

«Ураган».

Цель: развивать силу выдоха, внимание, память, речь, воображение.

«Ураган налетел,

Колокольчик зазвенел,

И с высокой горы покатились шары».

 

 

«Помощники»
    Дети прицепляют на ленточки прищепки и говорят:
  «Белье на веревку
  Вешали ловко.
  Дома маме помогали
  И  нисколько не устали».

«Подбери по цвету»
Ребенку предлагается геометрическая фигура, к которой нужно подобрать по цвету прищепки. Спросить на что похожие?


     «Звонарь»
     Предложить ребенку просунуть деревянную палочку в отверстие и постучать по колокольчику или по бубенцу, говоря на каждый ударный слог.
  «Ты звони как в старь,
  В колокол звони, звонарь.
  Ты звони, звони скорей,
  Созывай моих друзей».

Сравнить как звучит большой и маленький колокольчик, сравнить как звучит бубенчик и колокольчик

«Футбол»
В игре участвуют один или несколько детей. Просовывая фломастер или карандаш в отверстие необходимо попасть по шару, приговаривая:
«Буду я играть в футбол
И забью в ворота гол».

«Мамины бусы»
Малыш на шнурок нанизывает бусы со словами:
 «К маме Миша приходил,
 Маму в бусы нарядил.
 Бусин много раз, два, три –
 Как красиво, посмотри».
Ребенок на шнурок нанизывает только большие бусинки, маленькие.

«Игры с кубом»

«Урожай». Задачи: развивать мелкую моторику, память, внимание, речь, навыки классификации. Насыпаем в 2 блюдца фасоль и горох. Ребенок большим и указательным пальцами берет фасолину или горошину и опускает в отверстие куба, говоря:

« Сеем мы фасоль, горох.

Урожай у нас неплох.

Мы корзины принесем,

Урожай наш соберем».

Затем куб убираем и сортируем в разные блюдца фасоль и горох, упавшие на стол.

«Скалолаз»

Задачи: тренировать мелкую моторику, развивать память, речь, внимание. Ребенок по вертикальной плоскости куба ходит указательным и средним пальцами, как ножками по клеткам. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно и двумя одновременно, говоря:

«Скалолаз наш очень ловкий,

Лезет в гору без страховки».

«Змея»

Задачи: развивать мелкую моторику рук, память, внимание, речь, воображение. Ребенок в отверстия решетки продевает ленту или шнурок, при этом цитируя:

«Ползет змея среди травы,

Не поднимает головы»

«Развязывание»

Ребёнок начинает развязывать верхний бантик и работает всегда сверху вниз. Он берётся за концы тесьмы двумя руками и растягивает их в стороны. Верхний бантик, а за ним и все остальные развязаны.

«Я шнурочек развяжу,

Я шнурочек завяжу,

А потом всех удивлю,
бантик всем вам покажу!»

 «Сенсорный Чудо-куб» прост в изготовлении, адаптирован к программе дошкольного образования, многофункционален, занимает мало места, может быть использован как индивидуально, так и для всей группы.

 

 

Список используемой литературы:

Белкина Л.В. "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"

 Терехина О.А., Богословская В.С. "Здравствуй, детский сад"

 

 Русаков А.С. "Адаптация ребенка к детскому саду"

 Кирюхина Н.В. "Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ"

Новоселова С.Л. Дидактические игры с детьми раннего возраста.

Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию / Э.Г. Пилюгина - М.: Просвещение, 1993. - 93 с.

https://pcenter-tlt.ru/rannij-vozrast-osobennosti-razvitiya-detej-rannego-vozrasta

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×