Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развлечение "Карусель народных игр" для детей подготовительной группы | Мой кабинет. Работа №341359

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Из наблюдений за детьми видно, что они редко играют в народные игры, в которые играли дедушки и бабушки, мало знают обычаи и  традиции русского народа. Поэтому мы решили разработать праздник, который направлен на приобщение детей к национальной культуре через русские народные игры, где дети знакомятся с русской традиционной культурой -  ярмаркой  (традициями, обычаями русского народа, крестьянским трудом и т.п.)

Актуальность:

Из наблюдений за детьми видно, что они редко играют в народные игры, в которые играли дедушки и бабушки, мало знают обычаи и традиции русского народа. Поэтому мы решили разработать праздник, который направлен на приобщение детей к национальной культуре через русские народные игры, где дети знакомятся с русской традиционной культурой - ярмаркой (традициями, обычаями русского народа, крестьянским трудом и т.п.)

Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые и прочие. Это позволило нам педагогам ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений, через русские народные пословицы и поговорки. В народных подвижных играх мы использовали много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками. Подобранные нами народные подвижные игры помогают в воспитании воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде.

Целый ряд детских игр основан на соединении речи и песни с движением, что позволяет нам совершенствовать речевые навыки детей, развивать дыхание, как физиологическое, так и речевое. Песня и музыка тесно связана с народной игрой, они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35

муниципального образования Каневской район.

 

Конспект развлечения для детей

подготовительной к школе группе.

Тема: «Карусель народных игр »

 

 

 

 

Ирина Ивановна Олейник музыкальный руководитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024 г

 

 

 

Цель: Накопление и обогащение двигательного опыта детей, через народные игры.

Задачи:

Закрепить элементарное представление детей о русских народных играх.

Формиров

ать у воспитанников потребность

в двигательной активности;

Совершенствовать дв

игательные навыки, ориентировку

в пространстве;

Развивать

общие речевые навыки

;

Совершенствовать физиологическое и речевое дыхание

;

Закреплять умение координировать движения с музыкой;

Воспитывать интерес и любовь к русским традициям и к русским народным играм;

воспитывать чувство гордости за свой народ, уважать его традиции и обычаи.

Прививать воспитанникам чувство

патриотизма, любви к своим историческим корням, сохранение давних традиций

.

Место проведения:  музыкальный зал МБДОУ детский сад №35

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о народных праздниках, прослушивание русской народной музыки, разучивание новых народных подвижных игр и слов к ним, беседа о быте и обычаях русского народа.

Пособия и оборудование: русский народный костюм, костюм скомороха, костюм Петрушки, лоток для товаров (лент), карусель из зонтика и разноцветных лент, аудиозапись народной музыки, венки-2шт, платки – 5 шт., кубанки – 5 шт., столы, вышитые скатерти, самовар, игрушки: гуси, утки, куры, лошадки, голуби, капуста, вязанные коврики - 10 шт, ленты, метлы -10 шт, кегли -10 шт, вязка баранок, пирог, булочки, леденцы на палочке, шапочки: утицы, селезня.

Действующие лица (персонажи): Парамошка - инструктор по ФК,

Скоморох Ерёма - учитель-логопед, Купец - музыкальный руководитель, карусельный дед Фома – ребёнок подготовительной группы.

 

 

 

 

 

 

Ох, и ярмарка! Смотри!

Все товары для души!

Лишь к прилавку подойдешь

Без покупки не уйдешь!

Ход

Дети под русскую народную музыку входят в музыкальный зал, их встречает Парамошка.Ох, и ярмарка! Смотри!Все товары для души!Лишь к прилавку подойдешь

Без покупки не уйдешь!

Ох, и ярмарка! Смотри!

Все товары для души!

Лишь к прилавку подойдешь

Без покупки не уйдешь!

Ох, и ярмарка! Смотри!

Все товары для души!

Лишь к прилавку подойдешь

Без покупки не уйдешь!

Парамошка: Здравствуйте девицы - красавицы, да ребята молодцы, весёлые удальцы. Какие вы все хорошенькие, весёлые и задорные. Наверное любите играть да веселиться?

Ребята, а хотите попасть на ярмарку (ответы детей), а гроши у вас есть? Тогда я предлагаю вам одеть весёлые шапочки и отправиться на большой сельский базар. Там мы совершим покупки и поиграем в русские народные игры, в которые играли ваши мамы, папы, дедушки и бабушки и даже прабабушки. А теперь через золотые ворота отправляемся на самокатную площадь.

Парамошка: В золотые ворота

Проходите господа

За собой друзей ведите

Крепко за руки держите

Русская народная игра «Золотые ворота»

Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «ворота». Остальные дети встают друг за другом берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами. «Ворота» произносят: Золотые ворота пропускают не всегда! Первый раз прощается, второй запрещается, а на третий раз: Не пропустим вас! После этих слов «ворота» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротами». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

Парамошка: Ребята, мы пришли на ярмарку. А вы знаете что такое ярмарка? (ответы детей) Верно, ребята, ярмарка – это не только место, где люди продают разные товары, деревянные игрушки, всякую живность, сдобные пироги, но и это место гуляний, разнообразных представлений, затей, игр и увеселений.

Ох сейчас мы позабавимся, на весёлом колесе покатаемся! Хотите?

Карусельный дед Фома: Приглашаю на игру

Карусель я заведу

Все для общего веселья,

Побежим на карусели,

Веселись, веселись,

В хороводе закружись!

Встаньте по кругу в карусель (к зонтику привязаны разноцветные длинные ленты) и возьмите край ленты правой рукой.

народная игра «Карусель»

Еле — еле — еле — еле

Завертелись карусели

А потом кругом — кругом,

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише не спешите,

 Карусель остановите

 Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра.

Дети идут по кругу

Ускоряют шаг

Бегут

Бегут

Замедляют шаг

Останавливаются

Приседают

Меняют руку с лентой.

 

дети бегут по кругу в одну сторону, затем по сигналу выполняют поворот в другую сторону, меняя руку с лентой.

Парамошка: Ребята, вот мы и в гостиных дворах на ярмарке , а здесь торговые ряды, и так горласто, празднично, пестро, красно кругом .Мы сюда пришли , чтобы других поглядеть и себя показать. Посмотрите, кто нас встречает ? (ответ детей) (посередине зала стоят столы, накрытые яркими вышитыми скатертями, на одном столе самовар, расписная посуда, сладости, булочные изделия, рядышком в клетках гуси, утки, куры, возле забора привязаны лошади).

(После игры карусель останавливается, появляется скоморох).

Скоморох Ерёма: Здравствуйте взрослые,

Здравствуйте дети!

Я весёлый скоморох!

Не люблю я «ох и вздох»!

Всех на праздник созываю!

Ярмарку открываю!

Глянешь налево – лавка с товаром,

Глянешь направо – веселье даром,

Лишь к прилавку подойдёшь

без покупки не уйдёшь.

Купец (в русском народном костюме): Товары не простые, покупаются за вашу силу, ловкость, смелость и участие в наших весёлых играх.

-Подходите ко мне, гости дорогие, покупайте домотканые половички, с ниточкой цветною.

Все коврики знатные,

рисунками тканые,

Они повсюду славятся,

Всем очень нравятся.

Дети: Мы покупаем!

Купец: Но просто так, я вам половички не отдам, и за деньги не отдам, а поиграете - отдам!

Русская народная подвижная игра «Растяпа»

Дети идут под веселую русскую народную музыку по кругу на носках, руки поясе (на пятках, руки в стороны; змейкой, руки вверх; прыжками, руки на поясе; подскоками, руки к плечам и т. д.) Музыка останавливается, все дети стараются занять половички (вязанные крючком). Ребенок, оставшийся без половичка выходит в центр круга. Дети говорят: «Раз, два, три растяпа - ты! » Игра повторяется. Выигрывает тот, кто ни разу не был растяпой.

Скоморох Ерёма: Так играть умеет всяк,

А умеете ль вот так?

(Скоморох подходит к прилавку, где продаются хлебные изделия: пироги, булочки, баранки. Берёт и жонглирует баранками).

Купец: А вот пироги,

совсем не дороги

С пылу, с жару

Гривенник за пару!

-Прояви свою сноровку и отведай пирога.

Парамошка: А у нас как раз есть игра про пирог.

Игра «Пирог»

Вот ты какой высоконький, вот ты какой мякошенький, вот ты какой широконький, режь его, да ешь.

Дети делятся на две команды, с одинаковым количеством игроков, выбирается водящий считалкой: «Танцевали мышки около коврижки,
танцевали, пели, всю коврижку съели!» На ком закончилась считалка, тот водящий, он садится между шеренгами на стульчик - «пирог». Все дети произносят текст, сопровождая его имитационными движениями, (руки вверх, руки в стороны) а в конце по одному от каждой команды бегут к « пирогу» и, кто первым дотронется, тот уводит его в конец своей команды, а место «пирога» занимает проигравший. Игра повторяется. В конце идёт подсчёт  игроков в каждой команде. Побеждает та, где больше игроков.

Скоморох Ерёма: Сейчас я предлагаю вам игру,

Мерять силу, как бывало в старину.

Самых сильных приглашаю я ребят.

Ну – ка встаньте силачи в потешный ряд.

Да выходите силой померяться.

Русская народная игра «Померяйся силой»

Дети парами, напротив друг друга садятся за столы ставят локти на стол и, соединив ладони, меряются силой. Соперник пытается положить руку на бок, т.е. пригнуть кисть его руки к опоре. Побеждает сильнейший.

Дети подходят к следующему прилавку (лотку).

Купец: Подходите, не толкайте, загадку отгадайте: скручена, связана, на кол посажена, а по двору пляшет? Да, ребята, это метла. А зачем она нужна? Верно, метла не только помощник в борьбе за чистоту, но и встречается даже в сказках. Кто пользуется метлой в сказках? Верно, ребята, одна из героинь этих сказок - Баба Яга, она активно пользовалась метлой в качестве средства передвижения.

-Вот мои мётлы, из лесной лозы сделанные. Я вам предлагаю оседлать и полетать.

Парамошка: Ребята, мы с вами знаем такую народную игру «Еду, еду на метле». Здесь можно посостязаться в быстроте и ловкости, которые всегда ценились в народе.

На игровой площадке расставлены кегли (либо любые другие вешки). Дети становятся в колонну друг за другом (в руках у них мётлы) Игроки "едут" на метле между кеглями стараясь не сбить их, затем возвращаются по - прямой обратно. Выигрывает тот, кто ни разу не сбил кеглю.

Скоморох Ерёма: Молодцы, удальцы, я в вас и не сомневался. Соревновались дружно, победила дружба! Вот видите: и двор в порядок привели, и поиграли.

Купец: Подходи, народ честной!

Выбирай товар любой! 

-Вот и ленточки шелковые: жёлтые, зелёные, золотые, синие, белые да красные.

Парамошка: Ну, что, девчата, нравится товар.

Девочки: Очень нравится, берём.

Купец: Ну ка, девчата, теперь вы покажите на что способны (раздаёт ленточки)

Русская народная игра: «Заря-зарница»

Выбирается Заря-зарница народной считалкой («Тили – тели», - Птички пели. Взвились, к лесу полетели. Стали птички гнезда вить. Кто не вьет, тому водить). Водящий встает за кругом, (в руках у него ленточка) остальные игроки присаживаются на корточки. Он идёт по кругу приговаривает:

Заря, зарница, красная девица.

По лесу ходила, серьги обронила,

по воду пошла ленточку нашла

Как только сказаны последние слова игры водящий кладет ленту на плечо одному из детей в хороводе и убегает. Ребенок должен взять ленту и бежать с ней в другую сторону. Каждый из них стремиться занять освободившееся место в кругу. При встрече друг с другом девочки обнимаются и продолжают движение. Тот, кто успел стать на место, остается в кругу, а оставшийся становится "Зарей".

Скоморох Ерёма: Ай, какие умницы, девицы-красавицы.

Купец: Покупаем гусей, покупаем голубей, разноцветных курочек, да белых уточек. Кого хотите купить?

Дети: Утицу мы покупаем,

Мы хотим с ней поиграть,

Свою удаль показать.

Скоморох Ерёма: Приглашаю детвору на забавную игру.

Игра «Селезень и утица»

Селезень утку догонял, селезень серу догонял

Ходи утица домой,

ходи серая домой,

у тебя семь детей, восьмой селезень,

а девятая сама, поцелуй разок меня.

(Дети образуют круг, считалкой выбирают селезня и утицу:

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сороки прилетели

И тебе водить велели!

Селезень находится за кругом, утица в кругу. После последних слов утица убегает, а селезень её догоняет. Как только он её догнал, ведёт в круг, целует, дальше выбирают других игроков).

Парамошка: Ай - да, весёлый скоморох

Много ты забав принес.

Но и для тебя сейчас.

игры есть у нас.

Скоморох Ерёма: Что же вы покажите? Чем меня вы удивите?

Парамошка: Мы предлагаем игру «Каракатица».

Дети: Купили каракатице кружевное платьице

Ходит каракатица хвастается платьицем.

Скоморох Ерёма: Вы скажите мне откуда появилось это чудо?

Дети: Диво чудное - заморское.

Дети построены в одну шеренгу, в исходном положении – упор руками сзади, согнув ноги. По команде «Марш!» участники передвигаются в упоре на руках (ногами вперёд) до поворотной фишки, огибают её, и возвращаясь назад. Выигрывает самая быстрая каракатица.

Дети подходят к следующему «прилавку».

Купец: Свой товар просто так не покажу (прилавок с товаром накрыт полотном), отгадайте, что я продаю:

Круглолица, белолица,

любит вдоволь пить водицу.

У неё листочки с хрустом,

а зовут её …(КАПУСТА) (дети отвечают, купец открывает товар)

- Посмотрите, какую капустку мы вырастили – белую, сладкую, богатую витаминами и очень полезную. Весной посадили, всё лето ухаживали. Урожай нынче и выдался хороший.

Парамошка: Ну- ка, девицы-красавицы, да ребята – удальцы, за столом не унывайте, а в капусту поиграйте.

Игра «Капуста». Рисуется круг – это огород. На середину его играющие кладут одну свою вещь (кубанку, платки и др. вещи), обозначающие капусту. Все участники игры ходят за кругом, а один, выбранный хозяином, садится рядом с капустой. Хозяин, показывая движениями воображаемую работу, поёт:

Я на камушке сижу,

Лозу тешу,

Лозу тешу – плетень горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибегали:

Коза с козлятами,

Свинья с поросятами,

Утка с утятами,

Курица с цыплятами.

Дети пытаются быстро забежать в огород, схватить капусту и убежать. Кого хозяин коснётся рукой в огороде, тот больше в игре не участвует. Игрок, который больше всех унесёт из огорода капусты, объявляется победителем.
Скоморох Ерёма: Ну вот, мы всю ярмарку обошли, товаров много накупили, в игры играли – очень устали. Я предлагаю расслабить наше тело и мышцы:

Самомассаж «Ай тари, тари, тари .»

Ай, тари, тари, тари - растирают ладони.

Куплю Маше янтари - нажимают на каждый палец.

Останутся деньги - показывают «денежки».

Куплю Маше серьги - нажатие на мочки ушей.

Останутся пятаки - показывают «денежки»

Куплю Маше башмаки - топают ногами.

Останутся рубляшки - показывают «денежки»

Куплю Маше гамаши - гладят ноги

Останутся «грошки» - показывают «денежки»

Куплю Маше ложки - постукивание кулачками

Останутся полушки - показывают «полушки»

Куплю Маше подушки - разводят руками в воздухе.

Купец: Гости дорогие, вы сегодня с нами пели и плясали, в игры разные играли, узнали много нового о традициях русского народа. А теперь по старинному русскому обычаю милости просим вас к нашему хлебосольному столу с чаем из самовара и традиционными гостинцами: баранками, блинами, пряниками.

(Скоморох выносит леденцы на лотке)

Шутки, прибаутки, веселье!

У меня для вас сладкое угощенье!

Конфетки медовые и очень даже леденцовые.

Чтобы вы меня не забыли

И на следующую ярмарку приходили!

Парамошка: Спасибо тебе купец, скоморох за весёлые игры. Вот и ярмарке конец, кто играл, тот молодец. Нам пора отправляться в путь домой. Мы ещё вернёмся сюда и узнаем много нового и интересного из жизни русского народа, и поиграем в весёлые народные игры. А сейчас собираемся в обратный путь! И перенесёмся в наш родной детский сад, на волшебной карусели (дети берутся левой рукой за ленточки, двигаются под музыку по кругу).

Подвижная игра «Карусель из ленточек»

Карусель из ленточек

закружила деточек

Быстро ленточки летят

Наших деток веселят.

Раз, два, три, четыре, пять

никому нас не догнать.

Вдруг моторчик отключился

Наш кружок остановился.

-Ой, включите поскорей

Закружите всех детей!

Карусель из ленточек

закружила деточек.

Раз, два, три, четыре, пять

Никому нас не догнать.

 

Дети, под музыку покидают музыкальный зал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

 

М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт.-сост.

В.Н.

Косарева.

Волгоград: Учитель, 2014.-166с.

С.Р.

Николаева

,

И.Б. Катышева

,

Г.Н.

Комбарова

,

СПб

: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по  государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений /

М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1986.

М. Н.

Дедулевич

. Играй -

не зевай :

подвижные игры с дошкольниками

: пособие для воспитателей

дошк

. образов.

учреждений. -- М.

:

Просвещение, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X