Реализация единой методической темы «Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов в образовательный процесс» на районных методических объединениях учителей-предметников ОУ Кировского района как средство развития профессиональных компетенций современного учителя ☼
Автор: Хорошева Татьяна Анатольевна
Одним из ключевых направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является развитие учительского потенциала. «…Новая школа требует новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы», - говорится в национальной образовательной инициативе.
Исходя из этого, приоритетной задачей системы образования является создание благоприятных педагогических и организационно-методических условий для активного становления, интенсивного развития и дальнейшего совершенствования профессионализма педагогов.
Эффективным средством развития профессиональных компетенций по-прежнему остается работа районных методических объединений учителей-предметников (РМО). В образовательном пространстве Кировского района функционируют 22 районных методических объединения, руководителями которых являются опытные учителя из образовательных учреждений: Лицей Информационных Технологий, гимназия № 7 «Сибирская», школы №№ 41, 49, 64, 109, 134, 192, 196.
Структура РМО в Кировском районе
SHAPE \* MERGEFORMAT
Кафедры РМО
|
Социально-педагогическая
|
Педагогика детства
|
Физико-математическая
|
Математика
|
Естественнонаучная
|
Гуманитарно-культурологическая
|
Иностранных языков
|
Художественно-эстетическая
|
Спортивно-оздоровительная
|
Социальные педагоги
|
Педагоги - психологи
|
Учителя - логопеды
|
Учителя начальных классов
|
Предшкола
|
Физика
|
Информатика
|
Биология
|
Химия
|
География
|
Русский язык и литература
|
Библиотекари
|
История и обществознание
|
Английский язык
|
Немецкий язык
|
Французский язык
|
Музыка
|
Технология
|
ИЗО, черчение, МХК
|
Физкультура
|
Основы безопасности жизнедеятельности
|
Методической службой Кировского района ведется системная работа по организации деятельности и наполнению содержания профессиональных объединений учителей. Данная система работы осуществляется с учетом многоуровневого подхода методической работы: проводится организационно-методическое, информационно-методическое и научно-методическое сопровождение.
Планирование научно-методического сопровождения деятельности РМО требует системного подхода, идеологической основой которого с 2012 года стала единая методическая тема «Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов в образовательный процесс: теория, практика, предварительные результаты».
Данная тема соответствует основным направлениям модернизации образования, тенденциям развития современной науки, отражает интересы и потребности педагогов. Формами практической работы педагогов над единой методической темой РМО стали:
· индивидуальные и групповые консультации,
· круглые столы,
· творческие группы,
· самообразовательная работа,
· целевые взаимные посещения уроков и мероприятий с последующим анализом,
· доклады и сообщения из опыта работы в рамках заседаний РМО,
· разработка рекомендаций, памяток, пособий.
Общая посещаемость заседаний РМО
\s
Высокая профессиональная компетентность руководителей районных методических объединений как учителей-предметников, их умение самостоятельно выявлять, сформулировать и решить наиболее актуальные воспитательно-дидактические задачи, активизировать мотивацию учителей к самообучению и саморазвитию, раскрыть способности выступающих на заседаниях к самоанализу и творческому саморазвитию позволило выйти учителям-практикам на современный уровень профессиональных требований.
Тематика заседаний объединений
по единой методической теме
РМО учителей | Темы |
математики | Реализация компетентностного подхода в обучении математике. |
физики | Система работы по повышению качества естественнонаучного образования. |
информатики | Школьная информатика в свете реализации требований ФГОС ООО. Методические аспекты обучения информатике в рамках ФГОС ООО. |
химии | Использование элементов модульной технологии на уроках химии. Сочетание химического содержания с культурологической информацией и прикладным аспектом. |
русского языка и литературы | Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России и современные требования, предъявляемые ФГОС. Анализ видеоурока по литературе в контексте ФГОС ООО. |
истории и обществознания | Кодовые задания на уроках истории в формате интерактивных технологий. Проектная деятельность на уроках истории. |
французского языка | Планирование урока французского языка по новым стандартам: игровые приемы, учебно-речевые ситуации на уроках французского языка. |
английского языка | Проектная деятельность учителей английского языка как одна из форм работы с одаренными детьми. Формирование лексико-грамматических навыков посредством ИКТ. |
немецкого языка | Формирование иноязычной компетенции через популяризацию немецкого языка и усиление межкультурного взаимодействия лицеистов. |
биологии | Современные требования к организации учебного процесса на уроках биологии. Критерии оценивания различных форм деятельности учащихся на уроках биологии. |
географии | Преподавание географии в рамках реализации стандарта второго поколения. |
музыки | Специфика и организация урока музыки у младших школьников, способствующие развитию креативного мышления. Детская одаренность в условиях современного образования. Организация предметных недель по искусству. |
ИЗО и МХК | Интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. |
технологии | Изучаем ФГОС ООО. Алгоритм разработки учебных программ. |
физкультуры | Введение ФГОС ООО на уроках физкультуры. Мониторинг физической подготовленности учащихся. Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры. |
учителя-логопеды | Возможности взаимодействия логопеда с учителем начальных классов в условиях ФГОС. |
В работе каждого методического объединения есть свои интересные находки и направления. Анализ материалов заседаний РМО учителей информатики (руководитель Секаева Н. М.) позволяет отметить высокую заинтересованность участников в обсуждаемых вопросах, профессионализм в поисках решений актуальных проблем. Объединение создаёт благоприятные условия для непрерывного образования учителей, повышения их профессионального мастерства, обогащения и развития творческого потенциала каждого педагога, повышения уровня компетенции. Участникам заседаний представлялся научно-методический и практический материал по новым инновационным методикам, приемам и формам обучения и воспитания, возможность обмена передовым педагогическим опытом. Педагоги знакомились с тенденциями развития отечественной системы образования, перспективами развития предмета «Информатика и ИКТ». Особое значение на РМО отводилось вопросам изучения и внедрения в практику инновационных технологий и их элементов, совершенствование внутришкольных систем подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА.
На заседаниях районных методических объединений учителей математики (руководитель Попович Л. С.) наибольший интерес вызвали выступления педагогов на темы:
«Реализация компетентностного подхода в обучении математике» Болотовой Т. Н., учителя математики МБОУ СОШ № 49;
«Системно - деятельностный подход в обучении математике – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения» Меретиной М. В., учителя математики МБОУ ЛИТ;
«Итоговая аттестация учащихся по математике в 9-х и 11-х классах: анализ результатов, проблемы и перспективы» Попович Л. С., учителя математики МБОУ ЛИТ, руководителя РМО. Данный материал необходим для знакомства учителей с наиболее трудными заданиями ЕГЭ и ГИА по математике и анализа типичных ошибок.
На методическом объединении учителей географии (руководитель Кушнарева Г. А.) выступили 13 человек, в том числе, старшие методисты МКОУ ДОВ ГЦРО Краснобаева Т. В., Крошина Л. Н., Хорошева Т. А. На встречах рассматривались вопросы распространения и обобщения педагогического опыта учителей географии через редакционно-издательскую деятельность. Участники объединения знакомились с положениями городских конкурсов педагогического мастерства, новыми требованиями к аттестации, изучали вопросы подготовки обучающихся к ЕГЭ и ГИА. Шесть учителей географии приняли участие в информационно-методическом семинаре «Учебно-методические комплексы по географии издательства «Дрофа» как инструмент реализации требований ФГОС ООО». Слушатели данного семинара познакомились с ключевыми особенностями ФГОС, методикой диагностики и контроля личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
На встречах РМО учителей биологии (руководитель Колмыкова С. И.) особое внимание уделялось изучению ФГОС ООО и методическому опыту педагогов, работающих по стандартам второго поколения в 5-х классах. Учитель высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 64 Курдюкова Ю. В. поделилась своими находками организации образовательной деятельности учащихся 5-х классов согласно стандартам второго поколения. В ходе обсуждения данной темы участники объединения определили темы проектов и исследований, отметили отличие проектной и исследовательской деятельности в курсе биологии. Учитель высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 198 Наталуха С. В. представила вниманию коллег презентацию «Современный кабинет биологии согласно требованиям ФГОС», познакомила с формами документации учителя биологии: паспорт кабинета, журнал по ТБ, КИМы, ТСО (документ-камеру). Свой методический опыт по организации исследовательской деятельности обучающихся представила Акулинкина Н. А., учитель МБОУ СОШ № 91. Она рассказала о системе работы с детьми над проектами по экологии, о составлении плана исследовательских работ, сборе материалов. Особое внимание в своем выступлении учитель уделил межпредметному взаимодействию. Результаты внешней экспертизы обученности являются сегодня основным показателем качества образования, поэтому руководитель методического объединения Колмыкова С. И. представила анализ результатов ГИА и ЕГЭ по биологии, рассмотрела типичные ошибки учащихся. Учитель биологии МБОУ СОШ № 49 Шевченко Л. А. рассказала о критериях оценивания части «С» ЕГЭ, оформлении задач по генетике «С-6», аргументации задач в «С-1», «С-2», «С-3», «С-4».
На заседаниях проводится мониторинг удовлетворенности участников районных методических объединений, изучается потребность педагогов в получении новой информации, анализируется степень актуальности представленной информации.
Оценка содержания и наполнения заседания РМО
(макс 10 б.)
· Актуальность вопросов на сегодня;
· Логичность представленного материала;
· Насыщенность содержания;
· Практическая направленность, возможность применения.
\s
Оценка эффективности работы участников
(макс 10 б.)
- Интерес;
- Организация;
- Могу это применить в своей практике;
- Хочу поделиться этим в школе;
- Мое участие в работе.
\s
Наиболее значимым итогом научно-методического сопровождения РМО стало создание электронного сборника методических материалов по единой методической теме, куда вошли лучшие материалы заседаний РМО учителей-предметников в прошедшем учебном году.
Деятельность методических объединений способствует развитию умений учителей грамотно планировать и организовать свою работу, содействует формированию информационной компетентности, развитию профессионального самосознания педагогов.