Реализация естественно-научного образования в начальной школе. | Мой кабинет. Работа №352690
В данной статье проведенно исследование различных УМК начальной школы. Проанализированы учебники по окружающему миру на предмет объема естественно-научного материала по географии, биологии, химии и физике, а также виды заданий. Сделаны выводы, что практически отсутствую задания исследовательского характера.
Реализация естественно-научного образования в начальной школе.
По итогам международного исследования качества TIMSS-2015, российские учащиеся 4-х классов продемонстрировали высокий уровень естественнонаучного образования. Выпускники начальной школы из России заняли четвертое место (567), пропустив вперед Сингапур (590), Республику Корею(589) и Японию (569), существенно превысив среднее значение международной шкалы (500). Данные исследований TIMSS, начиная с 2003 года показывают что , объем знаний у учеников начальной школы в области естествознания растет (2003 -526 баллов, 2007 – 546 баллов, 2011 – 552 балла, 2015 – 567 баллов).
Все вышесказанное не может не радовать , но возникает вопрос « От куда берется этот объем знаний?». Ведь естественнонаучные знания ученики начальной школы получают на уроках окружающего мира, который является синтезом предметов естественнонаучного цикла (биология, география, физика) и обществознания. Анализ, входящих в федеральный перечень учебников (на 2017/2018 учебный год) по окружающему миру: серия «Школа России» Плешаков А.А., Начальная школа 21 века Н.Ф. Виноградова, Перспектива Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Планета знаний Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. и Чудинова Е.Ф., Букварева Е.Н. показал, что в большей степени представленный в них учебный материал отведен на биологию и обществознание. Элементы знаний по физике представлены в основном по теме «Агрегатные состояния вещества и его строение». Темы, содержащие астрономические понятия встречаются чаще.
Сравнение содержания материалов TIMSS для 4-классников с ФГОС и программами для начальной школы показали, что в российской программе отсутствуют семь тем по физике: источники энергии, тепловые явления, световые и звуковые явления, электрические и магнитные явления, силы и движение, которые представлены в содержательной области «Физические науки» международного исследования TIMSS. При этом международные требования согласованы с требованием большинства к содержанию естественнонаучного образования, и его физической составляющей в начальной школе. В сравнение можно сказать, что по биологии в программу российской начально школы не вошла только одна тема TIMSS, вопросы генетики.
Сравнение содержания заданий международного исследования и российских программ начального образования показали, что:
из 75 заданий по биологии за рамки отечественных программ выходит
9;
из 65 по физическим наукам выходит 50;
из 33 по географии выходит 9.
Данное перераспределение учебного материала показывает, что высокие результаты российских 4-классников по естествознанию в исследовании TIMSS обусловлены внешкольным характером получения знаний в этой области.
Международное исследование TIMSS проверяет следующие виды деятельности: знание, применение и рассуждение. Российские 4-классники показывают успехи в первых двух (40 процентов), что выше среднего значения среди стран, принимающих участие в исследовании. Вид деятельности «рассуждение» у нас составляет всего 20 %,. Российские ученики начальной школы показывают высокие результаты , но выполняют задания , на которые можно отвечать , опираясь на здравый смысл и имеющиеся внешкольные знания. Задания, которые имели практико-ориентированный контекст и описание опыта, требующего рассуждения
вызывали большие трудности у наших детей (36%, а у стран – лидеров 83%).
Согласно ФГОС НОО у выпускника начальной школы должны быть сформированы научные знания и представления о природе и ее явлениях; обеспечена преемственность основных образовательных программ различных уровней образования; развиты способности к творческому решению учебных и теоретических задач; отработаны умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности и умения оценивать объем окружающей действительности с определенных позиций. После анализа международных исследований можно сделать вывод, что данные требования ФГОС НОО реализованы не в полной мере нашими учебно-методическими комплектами, так как используемые учебные пособия по курсу «Окружающий мир» недостаточно внимания уделено формированию методологических умений.
Исследование TIMSS показало, что изучение окружающего мира в российской школе в большей мере ориентировано на приобретение и демонстрацию знаний и в меньшей – на их применение.