Реализация ФГОС на уроках русского языка в 5 классе в основной общеобразовательной школе. ☼
Автор: Широбокова Вера Васильевна
Широбокова Вера Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Новожизненская ООШ
Аннинский район Воронежская область
Реализация ФГОС на уроках русского языка в 5 классе в основной общеобразовательной школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения обусловлен новыми современными и даже жесткими требованиями к качеству образования. Изменилась информационная среда, и в огромном потоке информационного пространства появилась необходимость не только дать ребенку качественное образование, развить в нем коммуникабельность, целеустремленность, но и помочь ориентироваться в этом информационном потоке и суметь адаптироваться в любом обществе. В нашем образовательном учреждении в основной школе ввели ФГОС этом учебном году в 5 классе. Конечно, опыт деятельности пока небольшой, но уже есть некоторые наработки.
В основе своей работы использую системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода - уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. Деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения, и главный принцип деятельностного подхода – научить учиться.
Эффективность урока зависит от целеполагания, создания условий для формирования у обучающихся готовности к саморазвитию, проектирования и конструирования на уроке социальной среды развития обучающихся, создания условий для активной учебно-познавательной деятельности.
Новую смысловую ценность представляет решение проблем самими учащимися на уроке через самостоятельную познавательную деятельность, поскольку именно так они приобретают умения решить проблемы, формируют информационную компетентность при работе с текстом. Для того чтобы на уроках формировать универсальные учебные действия, необходимо применять современные образовательные технологии.
В своей работе я использую такие педагогические технологии, как технологию критического мышления через чтение и письмо, проблемную технологию, проектную деятельность. Невозможна современная работа на уроке без применения ИКТ. Технология критического мышления через чтение и письмо мне интересна тем, что ученики являются главными действующими лицами на уроке. На первом этапе мотивации использую разные приемы: высказывания мудрецов, притчи, отрывки стихотворений, прием «Удиви!». На втором этапе актуализации опорных знаний, заполняем пропуски, решаем лингвистические задачи, блицопросы и другое. На следующем этапе локализации индивидуальных затруднений с помощью вопросов выявляем причины затруднения и устраняем их. На этапе целеполагания процессом руководит учитель, помогающий через форму диалога сформулировать цель своих будущих коррекционных действий, выбрать способ и средства коррекции. Главной целью этапа реализации построенного проекта является устранение ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять способы действия. Далее идут этапы обобщения и затруднений во внешней речи, этап самостоятельной работы с самопроверкой по образцу, этап включения в систему знаний и повторения. На этапе рефлексии деятельности на уроке учащиеся анализируют, удалось ли им достичь поставленных целей.
Приведу пример работы с учащимися на уроке русского языка в 5 классе по теме «Словосочетание», изученное нами в разделе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». Тип урока - урок открытия новых знаний Цели урока - дать понятие о словосочетании, его отличиях от слова и предложения; показать, как строятся словосочетания; формировать у учащихся умение реализации новых способов действия; развивать умения самостоятельно определять свои знания/незнания по изучаемой теме, работать в парах, формулировать вопросы, систематизировать материал.
На первом этапе мотивации к учебной деятельности читаю отрывок из стихотворения Ф.Тютчева: «Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера»... Главная цель этого этапа - побуждение интереса к получению новой информации. На втором этапе ставлю цель - проверить усвоение прошлой темы. Организую взаимопроверку учащимися домашней работы. Дети проводят взаимопроверку домашнего задания.
На этапе актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности ставлю целью актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, сформулировать тему урока. На экране проектора дети рассматривают изображение осеннего пейзажа В. Поленова «Золотая осень».
-Что вы видите на картине? Ответы записать в столбики. (1-й столбик: природа, осень, река, тропинка, береза, красота и др..)
-Что вы можете сказать о том, каков пейзаж, природа вокруг? Ответы записать на доске. (2-й столбик: осенняя природа, прозрачная вода, дивная осень, узкая тропинка, золотые березы и т. д.)
- Посмотрите внимательно на слова в столбиках, где более точно, конкретно говорится о реке, деревьях, природе? В том, где записаны одни слова или сочетания слов? (Более точно говорится в том столбике, где записаны сочетания слов.) Перепишите в тетрадь эти сочетания. Итак, определим тему и цели урока.
Организация работы в парах.
Ребята, вспомните все, что вы знали о словосочетании и запишите в 1 колонку таблицы «Я знал (а)…»
Я знал (а) | Я узнал (а) | Хочу узнать |
|
|
|
На доске записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах:
1. Что такое словосочетание?
2. Как связаны слова в словосочетании?
3. Из каких частей состоит словосочетание?
4. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?
5. Назовите виды словосочетаний по главному слову.
На этапе проблемного объяснения нового знания фиксируем преодоление затруднений.
Раздаю учащимся тексты с правильной информацией.
Знаки для пометки текста:
«!» - это я знал
«+» - новое для меня
«-» - думал иначе
«?» - есть вопросы
Информационный текст:
1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, осенний пейзаж, чистая вода.
2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога. Например, прогулка по роще, увидеть реку.
3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.
4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.
5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречным.
Индивидуальная работа с текстом. Производят пометки текста, чтобы узнать новое и отказаться от неправильной информации. Записывают информацию во 2 столбик таблицы. В 3 столбик записывают вопросы (если возникнут).
На этапе первичного закрепления во внешней речи ставим целью проговорить новую информацию, переосмыслить собственные знания. Попробуйте закрыть информационный текст и рассказать то, о чем вы прочитали. Проговаривают теоретические сведения. Выполняют упражнение 130 (составляют словосочетания, отмечают главные и зависимые слова, объясняют орфограммы, определяют тип словосочетаний.). При выполнении упражнения 129 читают стихотворение, объясняют, в каких словосочетаниях нарушена смысловая связь, выписывают словосочетания из 1 части стихотворения.
И, наконец, на этапе рефлексии оцениваем результаты собственной деятельности. Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти? В заключение дети получают домашнее задание с выбором выполнения.
На каждом этапе урока формируются универсальные учебные действия, начиная от планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, целеполагания, до умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание, структурировать знания, выполнения действий по алгоритму, рефлексии способов и условий действия, выражения мыслей с достаточной полнотой и четкостью.
Для максимально успешного введения новых образовательных стандартов педагог должен работать непрерывно над повышением своего профессионального уровня, системно готовиться и проводить урок по-новому, оценивать достижения обучающегося по-новому, взаимодействовать с родителями по-новому. Только творческий подход и мастерство учителя помогут гарантировать успешную реализацию цели образования.
Литература.
1.Русский язык. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой [и др.]. I часть/ сост. Г.В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 315 с.
2.Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…».- М., 2011.