Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Реализация ФГОС в начальной школе: опыт и проблемы | Петрова Наталья Александровна. Работа №344039

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье анализируется реализация Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в начальной школе. Рассматриваются основные задачи ФГОС, успехи его внедрения, а также проблемы, с которыми сталкиваются педагоги и образовательные учреждения. Особое внимание уделяется вопросам организации образовательного процесса, индивидуализации обучения и обеспечению условий для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов школьников.

Ключевые слова: ФГОС, начальная школа, образовательный стандарт, индивидуализация обучения, личностные результаты, метапредметные результаты.

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ

 

Петрова Наталья Александровна, учитель

МБОУ «Немчиновский лицей» с. Немчиновка

 

Аннотация. В статье анализируется реализация Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в начальной школе. Рассматриваются основные задачи ФГОС, успехи его внедрения, а также проблемы, с которыми сталкиваются педагоги и образовательные учреждения. Особое внимание уделяется вопросам организации образовательного процесса, индивидуализации обучения и обеспечению условий для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов школьников.

Ключевые слова: ФГОС, начальная школа, образовательный стандарт, индивидуализация обучения, личностные результаты, метапредметные результаты.

 

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в начальной школе стала одним из важнейших направлений развития современного образования. Основной целью ФГОС является создание условий для всестороннего развития личности ребёнка и его готовности к обучению на последующих ступенях. Введение ФГОС требует значительных изменений в организации образовательного процесса, подходах к преподаванию и оценке результатов обучения.

Одним из главных аспектов ФГОС является ориентация на личностные, метапредметные и предметные результаты, которые должны достигаться каждым учеником. Это предполагает, что образовательный процесс направлен не только на освоение учебного материала, но и на развитие личностных качеств, таких как самостоятельность, ответственность, умение работать в команде. Важную роль играет также формирование метапредметных компетенций — умения решать проблемы, критически мыслить, организовывать своё время и ресурсы. Достижение таких результатов требует от учителя новых подходов, гибкости в организации работы и постоянного взаимодействия с учениками.

Педагоги начальной школы в ходе реализации ФГОС сталкиваются с рядом трудностей. Одной из них является необходимость индивидуализации обучения, что требует от учителя учитывать особенности каждого ребенка. В современных классах, как правило, обучаются дети с различными образовательными потребностями, что осложняет работу педагога. Учителю необходимо адаптировать учебные материалы, планировать работу таким образом, чтобы она была доступна каждому ученику, независимо от его уровня подготовки. Это требует времени и дополнительных ресурсов, что нередко становится проблемой.

Ещё одной проблемой является недостаточное оснащение школ необходимыми методическими и техническими средствами для реализации ФГОС. Хотя в ряде образовательных учреждений ведётся активная работа по внедрению современных технологий, многие школы до сих пор не имеют доступа к качественным учебным материалам и оборудованию. Это особенно остро проявляется в сельских и малокомплектных школах, где часто отсутствуют даже базовые ресурсы для полноценного осуществления учебного процесса.

Проблемы касаются и вопросов взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса — учителями, администрацией школы, родителями и самими учениками. Введение ФГОС требует новых форм сотрудничества, что порой вызывает трудности в организации учебной работы. Например, учителя и родители не всегда находят общий язык в вопросах, касающихся индивидуализации обучения. Для эффективной реализации стандартов необходимо более активное включение родителей в образовательный процесс, что требует проведения дополнительных встреч, консультаций и обучающих мероприятий.

Однако, несмотря на трудности, опыт внедрения ФГОС в начальной школе показал и положительные результаты. Одним из таких достижений стало развитие у детей более высокого уровня самостоятельности и ответственности. Новые формы работы, такие как проектные и исследовательские задания, позволяют детям лучше осознавать свою роль в образовательном процессе, развивать умение самостоятельно искать информацию и принимать решения. Это формирует у детей уверенность в собственных силах и готовность к дальнейшему обучению.

Еще одним положительным аспектом является усиление межпредметных связей, что помогает детям видеть учебный процесс как единое целое. Учителя, работая по новым стандартам, стараются интегрировать различные предметы, создавая для детей более целостное понимание мира. Например, при изучении окружающего мира могут использоваться элементы математики, чтения и искусства, что развивает у детей интерес к учебе и способствует развитию их творческих способностей.

Вместе с тем, остаётся важным вопрос повышения квалификации учителей. Реализация ФГОС требует от педагогов не только новых знаний и навыков, но и постоянного обновления их профессиональной компетенции. Курсы повышения квалификации и программы переподготовки становятся необходимыми инструментами для успешной работы по стандартам. Однако в ряде случаев эти программы не всегда отражают реальные потребности учителей, что требует дальнейшего совершенствования системы повышения квалификации.

Таким образом, внедрение ФГОС в начальной школе представляет собой сложный и многогранный процесс, который требует координации усилий всех участников образовательного процесса. Несмотря на возникающие проблемы, реализация стандартов открывает новые возможности для развития учащихся, создавая условия для более полного раскрытия их потенциала. Важно продолжать работу по совершенствованию методической и технической базы школ, улучшению взаимодействия между педагогами, родителями и администрацией, а также повышению квалификации учителей. Только при комплексном подходе возможно успешное достижение целей ФГОС и повышение качества образования в начальной школе.

 

Список литературы

 

1. Ведерникова О. В. Полиаспектность проблемы введения ФГОС ООО / О. В. Ведерникова, М. Ю. Галл // Молодой ученый. — 2015. — № 10.1 (90.1). — С. 2-4.

2. Дидковская Н. Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н. Е. Дидковская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 29-36.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×