Реализация ФГОС в условиях введения профессионального стандарта педагога | Васильченко Инесса Васильевна . Работа №335839
Основой современных образовательных Стандартов и Закона об образовании становится формирование современного человека, обладающего следующими компетенциями: информационной, коммуникативной, самоорганизацией, самообразованием. Требования стандарта сегодня становятся более понятны и обоснованы.
Профессиональный стандарт педагога как основа реализации ФГОС.Педагогика — это научная система, постоянно меняющаяся в зависимости от потребностей общества. Важнейшие ориентиры современной педагогики.
Текст выступления на августовском заседании РМО учителей химии и биологии: «Профессиональный стандарт учителя как основа реализации ФГОС»...
Тема: РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ДО В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА
ПЛАН
Профес
сиональный стандарт
«Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
.
Структура
Профессионального
стандарт
а
.
Профессиональный
стандар
т
«Педагог» как механизма повышения качества образовательной деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС Д
О
.
Список литературы
1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012. – № 273-ФЗ.
2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ М-ва труда и соц. защиты РФ от 18.10.2013. – № 544н.
3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ М-ва образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013. – № 1155.
4. Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»): приказ М-ва труда и соц. защиты РФ от 26.08.2010. – № 761н.
5. Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание): [Электронный ресурс]: – URL: http://www.минобрнауки.рф/документы/3071.
6. Трудовой Кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016). (С учетом постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 15.03.2005 № 3-П, от 15.12.2011 № 28-П, от 18.07.2013 № 19-П, от 19.12.2018 № 45-П, от 14.07.2020 № 35-П, от 06.10.2021 № 43-П, от 15.07.2022 № 32-П; Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2571; постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 11.04.2023 № 16-П, от 15.06.2023 № 32-П, от 27.06.2023 № 35-П)
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 года №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»». Приказ утверждает, что профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда .
Причины внедрения профстандарта для педагогов
Основной причиной для введения профстандарта министерством стала неудовлетворительная ситуация с определением квалификации педагогического работника. Все дело в том, что действующие в настоящее время нормы имеют всего лишь рекомендательный, но никак не обязательный, характер. Существующие нормы не всегда применяются на практике, да к тому же некоторые из них были утверждены более двух десятков лет назад и не могут соответствовать нынешним условиям. Авторы разработанного документа уверены, что профстандарт сможет повысить ответственность и заинтересованность педагогов относительно результатов их педагогической деятельности. Чтобы требования профстандарта выполнялись в полной мере, в корне должны измениться принципы подготовки и переподготовки кадров.
Что такое Профессиональный стандарт педагога?
Документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю (воспитателю), действующий на всей территории Российской Федерации. Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям
Профстандарт коснулся всех типов образовательных учреждений. Документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций.
Профессиональный стандарт педагога состоит из 4 разделов:
I раздел «Общие сведения» фиксирует позиции: основная цель вида профессиональной деятельности, определение по классификаторам группы занятий, отнесение к видам экономической деятельности;
II раздел «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)» определяет обобщенные трудовые функции и трудовые функции (код, наименование, уровень (подуровень) квалификации);
III раздел «Характеристика обобщенных трудовых функций» предусматривает позиции: обобщенная трудовая функция - возможные наименования должностей, требования к образованию и обучению, требования к опыту практической работы, особые условия допуска к работе; дополнительные характеристики; трудовая функция - трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания, другие характеристики;
IV раздел «Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта» содержит указание на ответственную организацию-разработчика и наименования организаций-разработчиков.
Первая обобщенная трудовая функция (далее ОТФ) «А»– педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Данная ОТФ включает в себя три трудовые функции:
общепедагогическая функция. Обучение;
воспитательная деятельность;
развивающая деятельность.
Данные функции относятся и к воспитателю и к учителю, определены к 6 уровню квалификации.
Вторая ОТФ – педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ, включает в себя пять трудовых функций, одна из которых касается непосредственно нас и относится к 5 уровню квалификации.
Что же это за уровни? Приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 года №148н утверждены уровни квалификации, в которых определены показатели уровней – полномочия и ответственность, характер учений и знаний для выполнения трудовых функций, обозначены основные пути достижения данного уровня квалификации.
Современный педагог должен обладать определенным набором личностных и профессиональных качеств в области «Обучение», «Воспитание» и «Развитие».
Педагог должен выполнять трудовые действия:
Разрабатывать (участвовать в разработке) и реализовывать программы ДОУ в соответствии с ФГОС(рабочей, основная образовательной, дополнительной общеразвивающей, программы развития ДОУ)
Организация и проведение пед. мониторинга освоения детьми образовательной программы
Развитие профессионально значимых компетенций
Формирование психологической готовности к школьному обучению
Организация различных видов детской деятельности
И т.д.
Педагог должен уметь:
Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и пр.
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: проявивших выдающиеся способности; для которых русский язык не является родным; с ОВЗ.
Владеть ИКТ-компетентностями
.
Разрабатывать
и
реализовывать
индивидуальные образовательные маршруты.
Выстраивать
взаимодействие с родителями
И т.д.
Для того, чтобы выполнять все эти трудовые функции, педагог должен обладать необходимыми ЗНАНИЯМИ ).
Вопрос к слушателям: Какими знаниями по-вашему должен обладать сегодняшний воспитатель?
Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики
Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки
Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)
В ФГОС ДО так же определены требования к кадрам, к их компетенциям. Согласно п. 3.4.2 ФГОС ДО педагогические работники должны «обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей». Каковы же эти компетенции?
В п. 3.2.5 ФГОС ДО перечисляются условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Перечисляются действия, которые должен выполнять педагог, но нет собственно компетенций, которые должны обеспечить выполнение этих действий.
Обратимся к профессиональному стандарту педагога, в котором четко указано, что педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования должна быть реализована в конкретных действиях, требующих определенных знаний и умений.
Так, согласно профессиональному стандарту педагог дошкольного образования должен выполнять определенные трудовые действия, обладать для этого необходимыми умениями, что в свою очередь предполагает освоение им необходимых знаний. Ключевым в понятии компетенции является способность применять знания и умения в реальной практической деятельности, перечисленные в профессиональном стандарте «умения» можно отнести к компетенциям, поскольку характеризуют не столько умения, сколько способность педагога выполнить то или иное профессиональное действие.
ИТАК, к педагогическим работникам применяются ДВА вида стандарта:
1) ФГОС ДО
2) ПРОФСТАНДАРТ педагога
Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако, относятся к разным сферам:
ФГОС ДО касается образовательных учреждений в целом.
Профессиональный стандарт относится к кадровой политике.
Это два взаимодополняющих документа, которые служат инструментами повышения качества образования и реализации стратегии образования в динамично меняющемся мире.
Научить, воспитать, развить ребенка в соответствии с требованиями ФГОС ДО может только педагог, который соответствует современным профессиональным квалификациям.
Одно из основных современных качеств педагога – профессиональное совершенствование.
Основные пути развития профессиональной компетентности педагога
Система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения
Работа в методических объединениях, творческих группах.
Исследовательская, экспериментальная деятельность.
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.
Различные формы педагогической поддержки.
Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах.
Об
бщение собственного педагогического опыта.
Проблемные семинары и вебинары.
Работа по самообразованию
Работа с детьми – это командная работа педагога, специалистов, медицинских работников. А умение работать в команде – одно из требований профессионального стандарта.
Расширяя границы свободы педагога, Профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии его оценки.
Профессиональный стандарт для педагога стал новым способом повышения эффективности образовательной деятельности в детских садах, улучшения компетентности работников.