Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Реализация ФОП ДО по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте | Рудник Анна Николаевна. Работа №350163

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматривается важность и особенности реализации федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФОП ДО) в контексте подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте. Описание направлено на воспитателей детских садов и педагогов, стремящихся развить у детей начальные навыки грамотности через игровые методики, логическое мышление и повседневное взаимодействие. Рассматриваются актуальные методики работы с детьми, включая разнообразные упражнения, игры, а также рекомендации по использованию окружающей среды для формирования у дошкольников предпосылок к обучению чтению и письму.

Ключевые слова: федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, подготовка к обучению грамоте, дети дошкольного возраста, педагогические технологии, грамотность, воспитатель, образовательная среда.

РЕАЛИЗАЦИЯ ФОП ДО ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Рудник Анна Николаевна, воспитатель
Филиал Муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №5 г. Ершова Саратовской области - детский сад, п. Прудовой
Аннотация: В статье рассматривается важность и особенности реализации федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФОП ДО) в контексте подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте. Описание направлено на воспитателей детских садов и педагогов, стремящихся развить у детей начальные навыки грамотности через игровые методики, логическое мышление и повседневное взаимодействие. Рассматриваются актуальные методики работы с детьми, включая разнообразные упражнения, игры, а также рекомендации по использованию окружающей среды для формирования у дошкольников предпосылок к обучению чтению и письму.
Ключевые слова: федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, подготовка к обучению грамоте, дети дошкольного возраста, педагогические технологии, грамотность, воспитатель, образовательная среда.
Для того чтобы дошкольники успешно освоили навыки чтения и письма в дальнейшем, им необходима тщательная подготовка в раннем возрасте. Особенности реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФОП ДО) предполагают системный подход к развитию всех необходимых компонентов грамотности у детей дошкольного возраста, включая формирование их лексической, фонематической и синтаксической базы. Важным аспектом является индивидуализация и дифференциация образовательного процесса в детском саду, что позволяет учитывать различные темпы и особенности развития каждого ребёнка.
Грамотность, в контексте дошкольного образования, включает в себя не только умение читать и писать, но и осознание значимости языка как средства общения, а также развитие способности к восприятию и пониманию прочитанного. Подготовка детей к обучению грамоте — это многоуровневый процесс, который требует активной работы как с познавательными, так и с речевыми и практическими аспектами.
Одним из центральных направлений работы воспитателя является формирование у детей интереса к книгам, к чтению, а также развитие их речевых и когнитивных способностей через занятия с текстом. Для этого педагогу необходимо умело использовать различные формы организации образовательного процесса, включая развивающие игры, коммуникативные практики, творческие задания и сенсорные упражнения. Это позволяет развивать у детей внимание к языковым особенностям, их слуховую восприимчивость, а также способности к анализу звукового состава слов.
Одним из важнейших факторов успешного обучения детей грамоте является развитие их фонематического слуха — способности различать звуки в речи, что является основой для дальнейшего освоения чтения и письма. Формирование фонематического слуха должно быть систематическим и постоянным. Для этого воспитатель может использовать различные игровые формы работы, такие как игры на развитие слуховой памяти, выделение звуков в словах, а также разгадывание загадок, скороговорок, игры с рифмами и др.
Кроме того, ключевым аспектом подготовки к обучению грамоте является активное использование зрительных и слуховых стимулов. Важно, чтобы дети с самого раннего возраста начали соприкасаться с письменными знаками, понимая их связь с речью. Это могут быть развивающие книги с яркими картинками, дидактические игры, использование буквенных картинок и карточек. Акцент на игровой метод помогает избежать перегрузки детей, удерживая их внимание и развивая воображение.
Однако, подготовка к обучению грамоте — это не только работа с буквами и словами. Важным компонентом является развитие общих навыков, необходимых для обучения, таких как внимание, память, мышление, моторика и координация движений. Эти умения непосредственно влияют на способность детей овладевать навыками чтения и письма. Например, развитие мелкой моторики помогает детям научиться правильно держать ручку и совершать необходимые движения для письма. Для этого воспитатель использует разнообразные задания, направленные на развитие моторики — от рисования до работы с конструктором и развивающими играми, что также способствует улучшению психомоторных функций.
Особое внимание стоит уделить социальному взаимодействию детей в процессе подготовки к обучению грамоте. Множество навыков грамотности формируется в контексте общения, взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Поэтому важной частью работы воспитателя является организация коллективных игр и занятий, где дети могут обмениваться множеством фраз и высказываний, развивать свое восприятие мира, учиться слушать и понимать речь других, а также учить других. Игры с предметами, создание диалогов, рассказывание историй, составление коротких текстов и стихов — все это способствует развитию речевых и когнитивных навыков, которые впоследствии позволят детям уверенно справляться с обучением грамоте.
Детям дошкольного возраста важны элементы наглядности, с помощью которых они воспринимают окружающий мир и обучаются. Важно, чтобы в образовательной среде были присутствовали различные книжки, картинные таблицы, игрушки, с помощью которых можно проводить занятия по знакомству с буквами и словами, а также развивать воображение детей. Для реализации этих задач воспитатель может использовать разнообразные пособия, которые активируют визуальное восприятие, такие как цветные карточки с буквами, таблицы, буквы на магнитах, а также комплексы для развивающих игр.
Важным элементом обучения является работа с осознанием детьми структуры слова. Занятия, направленные на анализ слоговой структуры слов, позволяют детям научиться составлять слова из отдельных звуков и слогов. Для этого воспитатели могут использовать различные игры, упражнения с кубиками или карточками, где дети подбирают звуки и составляют из них слова, что помогает развить лексический запас и умение правильно выстраивать звуковую цепочку.
Работа с детьми дошкольного возраста по подготовке их к обучению грамоте не ограничивается только занятиями, связанными с буквами и словами. Это более комплексный процесс, включающий в себя целый спектр образовательных мероприятий, направленных на развитие когнитивных и речевых функций детей, а также создание условий для их самостоятельной творческой деятельности. Для этого важно создавать разнообразные и интересные занятия, которые захватывают внимание детей и дают им возможность почувствовать успех в освоении новых знаний и навыков.
Ключевым моментом является то, что воспитатель должен быть готовым предложить детям тот уровень образовательного материала, который соответствует их возрасту и индивидуальным особенностям. Это означает, что в процессе работы по подготовке детей к обучению грамоте необходимо учитывать такие факторы, как развитие мышления, уровня восприятия, а также социальные и эмоциональные потребности каждого ребёнка. Воспитатель должен стремиться создать такие условия для обучения, которые позволят каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно и успешно развиваться.
Важно понимать, что процесс подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте не является самоцелью, а лишь частью более широкого процесса всестороннего развития ребёнка. Это процесс, который помогает детям сформировать необходимые навыки и предпосылки для успешного обучения в школе, создания условий для развития их самостоятельности, уверенности в своих силах и любви к знаниям.
Таким образом, реализация ФОП ДО по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте требует от воспитателей применения разнообразных методов и подходов, а также постоянного совершенствования их профессиональных навыков. Это процесс, в котором важны как индивидуальный подход к каждому ребёнку, так и использование различных дидактических средств, активных игровых форм работы и внимания к развивающим потребностям детей.
Список литературы
Бурмистрова Л.Л. Н. Костюк: Миссия ФОП – создание единого образовательного пространства для воспитания, развития, обучения детей // СДО. 2023. №4 (118). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/n-kostyuk-missiya-fop-sozdanie-edinogo-obrazovatelnogo-prostranstva-dlya-vospitaniya-razvitiya-obucheniya-detey
Дорн М.В., Овчинникова Е.Г. Организация поддержки введения ФГОС дошкольного образования на региональном уровне // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. №3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-podderzhki-vvedeniya-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya-na-regionalnom-urovne
Кузь Н.А. Научно-методическое сопровождение образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-obrazovatelnoy-deyatelnosti-v-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×