Реализация игровых технологий в практике ДОО, как условие формирования представлений об истории создания предметного мира у дошкольников | Мой кабинет. Работа №353553
Реализация игровых технологий в практике ДОО, как условие формирования представлений об истории создания предметного мира у дошкольников
Презентация опыта работы
(Без понимания прошлого мы не можем понять и настоящего)
Презентация опыта работы
(Без понимания прошлого мы не можем понять и настоящего)
В исследованиях О.В.Дыбиной, предметный мир рассматривается как средство формирования творчества, как средство развития у детей старшего дошкольного возраста прогностического взгляда на предмет. С этой целью ученый предлагает формировать у дошкольников представления о прошлом предметов, формулируя в качестве одного из принципов формирования творчества в процессе ознакомления с предметным миром принцип прогнозирования, т.е. видения предметов и явлений окружающего мира в их движении, изменении и развитии.
Презентация опыта работы
(Без понимания прошлого мы не можем понять и настоящего)
Актуальность
Проблема познания предметного мира детьми дошкольного возраста не является новой для педагогической теории и практики. Однако сложившаяся до недавнего времени методика ознакомления детей с предметным миром направлена в основном, на развитие речи, мышления, развития сенсорных способностей, элементарных математических представлений (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, А.А.Люблинская, А.М.Леушина, В.И.Логинова, А.П.Усова и др.).
В исследованиях О.В.Дыбиной, предметный мир рассматривается как средство формирования творчества, как средство развития у детей старшего дошкольного возраста прогностического взгляда на предмет. С этой целью ученый предлагает формировать у дошкольников представления о прошлом предметов, формулируя в качестве одного из принципов формирования творчества в процессе ознакомления с предметным миром принцип прогнозирования, т.е. видения предметов и явлений окружающего мира в их движении, изменении и развитии.
Вместе с тем в практике дошкольных учреждений недооценивается роль ретроспективного подхода в формировании у детей целостных представлений о предметном мире. Ознакомление дошкольников с предметами прошлого осуществляется, в основном, в рамках музейной педагогики.
Наряду с этим, законодательные акты и документы, в стремительно меняющемся открытом мире, стимулируют педагогический поиск в направлении использования форм работы с детьми по формированию умений разрешать проблемы, возникающие в жизни.Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся к педагогу.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить, что традиционные подходы работы с современными детьми не всегда эффективны. Современная педагогика предлагает нам перенести акценты с пассивной модели обучения (ребенок выступает в качестве объекта) на активную (ребенок выступает в качестве субъекта), с учетом возможности включения социальной среды.
Изучив теоретические основы проблемы ознакомления дошкольников с историей предметного мира, мы приступили к реализации экспериментальной части исследования, которая осуществлялась на базе МБДОУ Вагановский д\с в подготовительной к школе группе. В соответствии с целью нашего исследования мы выделили основную задачу констатирующего эксперимента: выявить уровень сформированности представлений о предметном мире у детей старшего дошкольного возраста, используя критерии и их показатели О.В. Дыбиной. В результате качественного и количественного анализа констатирующего эксперимента был выявлен низкий уровень сформированности представлений об истории создания предметного мира у дошкольников.
Исходя из этого, мы предположили, что формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об истории создания предметного мира посредством игровых технологий возможно, если:
- определить содержание представлений об истории создания предметов человеком;
- включить в структуру игровых технологий действия прогнозирования и установления причинно – следственных связей;
- рационально включать игровые технологии в педагогический процесс.
Опираясь на заповедь Марии Монтессори Детей учит то, что их окружает, считаем, что использование ИТ Река времени разовьет ретроспективный взгляд у дошкольников. ЕщеАристотель отметил необходимостьисторическогознания для развития перспективного взгляда на окружающие предметы, выдвинув идею о том, что без понимания прошлого мы не можем понять и настоящего.
Первоначальное значение слова история восходит кдревнегреческомутермину, означавшему расспрашивание,узнавание, установление, добывание знаний.
История — название учебной дисциплины в средней общеобразовательной школе и учителя рассматривают историю как интерактивную образовательную среду для активизации учебной деятельности школьников. Однако опыт показывает, что дошкольники тоже проявляют интерес к истории. Им интересно узнать, что было, когда их самих еще не было на свете. Сам факт, что в мире вообще что-то было, когда их самих еще не было, завораживает и интригует. Что это за таинственноедавным-давно?.
Полагаю, что такой игровой технологией, обеспечивающей возможность синтезировать, комбинировать историческую информацию о предмете, является разработанная нами игровая технология Река времени (ИТ Река времени), которая позволяет рассматривать ее как наиболее эффективное средство развития формирования представлений об истории создания предметного мира у дошкольников.
Главная особенность ИТ Река времени – есть некая цель, дойти до которой можно при условии последовательного применения комплекса мероприятий.
Новизна: ИТ Река времени – актуальна в условиях требований ФГОС ДО. Это последовательность комплекса мероприятий, направленных на развитие познавательного интереса детей, формирование познавательных действий, развитие поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, способность к прогнозированию будущих изменений, активизация познавательной деятельности, расширение кругозора, побуждение к творческой деятельности, создание атмосферы сотрудничества, использование возможности ИКТ и современных образовательных технологий.
В ИТ Река времени можно выделить большое количество плюсов, которые по многим направлениям полностью соответствуют ФГОС ДО: осуществление интеграции образовательных областей, объединение разных видов детской деятельности и формы работы с воспитанниками, объединение всех участников образовательных отношений (детей, родителей и педагогов) в решении образовательных задач в игровой форме. ИТ Река времени выполняет познавательную, прогностическую, воспитательную функции, а также функцию накопления и обобщения социального опыта ребенка.
Следующим этапом моей работы было проведение формирующего эксперимента, в ходе которого была частично апробирована ИТ Река времени.
Цель: создание условий для интерактивного взаимодействия всех участников образовательных отношений через проведение комплекса мероприятий ИТ Река времени, направленных на формирование представлений об истории создания предметного мира у дошкольников.
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
Раскрыть особенности и преимущества комплекса мероприятий, направленных на формирование представлений об истории предметного мира у дошкольников.
Включить в педагогическую практику комплекс мероприятий, направленных на формирование представлений об истории предметного мира.
Обеспечить субъект субъектные отношения между всеми участниками образовательных отношений (детей, родителей, педагогов) через включение в работу комплекса мероприятий, направленных на формирование представлений об истории предметного мира.
Для организации и проведения мероприятий ИТ Река времени разработали структуру комплекса мероприятий и алгоритм их построения. Подробно были описаны принципы, которые необходимо учитывать при их разработке.
На протяжении двух лет включаем в образовательную деятельность, которую выстраиваем системно, поэтапно в пяти направлениях: работа с воспитанниками, работа с родителями (законными представителями), методическое сопровождение (работа с педагогическим коллективом), создание предметно-простанственной среды, обобщение опыта работы среди коллег (КМО, РМО).
ИТ Река времени, направленную на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей создания предметного мира, используем в рамках образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми при активном участии родителей воспитанников, жителями села.
Мероприятия проводились с детьми старшей подготовительной к школе группы.
На этапе контрольного эксперимента нам удалось констатировать определенные позитивные изменения. Сравнительный анализ результатов нашего контрольного эксперимента по формированию представлений об истории создания предметного мира у дошкольников свидетельствуют об эффективности использования игровых технологий в практике ДОО.
По итогам проделанной работы были составлены методические рекомендации к ИТ Река времени, в реализации которой совместно с сотрудниками ДОО и родителями воспитанников сформировали у детей интерес от прошлого к настоящему.
Большой популярностью у моих коллег пользуются мои методические разработки с детьми 6-7 лет с использованием дидактических игр, такие как Что было раньше, что сейчас, игра-лото о русских народных ремеслах Дело мастера боится, дидактическое пособие Часы времени, которые направлены на познавательное развитие воспитанников.
Особый интерес у моих воспитанников вызывают использование в моей работе обучающие мультфильмы для детей Фиксики-история вещей, где дети с главными героями отправляются в путешествие на поиски новых знаний и открытий.
В детском саду со своими коллегами я организую творческие, познавательные, литературные, мероприятия. С сотрудниками сельского дома культуры оформили фотовыставку Предметы старины. В рамках районной акций посвященных Дню Победы, были приглашены труженики тыла, которые рассказали об орудиях труда используемых в военные годы. В муниципальном интеллектуальном конкурсе Знай-ка, посвященном 80-летию Промышленновского района, команда моих воспитанников заняла 2 место, показав хорошие знания по вопросам для дошкольников История Промышленновского района.
Ярким, интересным и запоминающимся стало кустовое мероприятие, посвященное 70-летию Кемеровской области фестиваль народных культур Кузбасса Вместе дружная семья, который мы проводили с участием детско-родительских команд детских садов КМО на базе нашей дошкольной организации.
С целью обеспечения взаимодействия всех участников образовательных отношений по реализации ИТ Река времени было тщательно продумано методическое сопровождение включения ИТ Река времени в образовательный процесс. Для ознакомления педагогов ИТ Река времени были проведены разнообразные семинар-практикумы Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации требований ФГОС ДО, мастер-классы Без понимания прошлого мы не можем понять и настоящего.
ИТ Река времени стала интересной основой для методического сопровождения реализации ФГОС ДО в работе с педагогами. Более подробно с тематикой мероприятий для педагогов можно познакомиться на персональном сайте в разделе Методические разработки.
ИТ Река времени нашла своё применение в работе с родителями воспитанников. Провела и составила методические рекомендации по проведению родительских собраний в формате круглого стола.
Изюминкой своего опыта считаю созданное и использование нами панно - Путешествие по Реке времени, основоположником которого является Н. А. Короткова. Панно выполнено совместно с педагогами, родителями и воспитанниками, которое является завершающим этапом внедрения в мою практику ИТ Река времени.
Первые наработки по данной теме показали, что в процессе внедрения в практику ИТ Река времени выполняется познавательная, прогностическая, воспитательная функции, а также функция накопления и обобщения социального опыта. Посредством планомерной, системной работы нами удалось обогатить эмоционально-чувственный опыт детей яркими впечатлениями о предметном мире, расширить и углубить опыт детей знаниями, и представлениями о предметном мире, повысить уровень познавательного интереса к предметному миру.
Таким образом ИТ Река времени - возможность для педагогов создать такие условия, которые позволят обеспечить наиболее эффективное формирование познавательного интереса к предметному миру, сформирует представления об истории создания предметного мира у дошкольников, а самое главное воспитанники перейдут на следующую ступень образования с начальным багажом знаний истории.