Реализация индивидуальных программ педагогического сопровождения обучающихся по реализации УУД | Стахеева Татьяна Анатольевна. Работа №347278
Аннотация. В статье рассматривается реализация индивидуальных программ педагогического сопровождения обучающихся в процессе формирования универсальных учебных действий (УУД). Описаны подходы и методы, направленные на поддержку каждого ученика с учётом его образовательных потребностей и возможностей. Подчёркивается важность индивидуального подхода для эффективного развития регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных УУД.
Ключевые слова: индивидуальные программы, педагогическое сопровождение, универсальные учебные действия, УУД, образовательные потребности, индивидуальный подход.
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ УУД
Стахеева Татьяна Анатольевна, учитель труда (технологии)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Корзуновский детский дом-школа»
Аннотация. В статье рассматривается реализация индивидуальных программ педагогического сопровождения обучающихся в процессе формирования универсальных учебных действий (УУД). Описаны подходы и методы, направленные на поддержку каждого ученика с учётом его образовательных потребностей и возможностей. Подчёркивается важность индивидуального подхода для эффективного развития регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных УУД.
Ключевые слова: индивидуальные программы, педагогическое сопровождение, универсальные учебные действия, УУД, образовательные потребности, индивидуальный подход.
В условиях современного образования индивидуализация учебного процесса становится одним из ключевых направлений педагогической деятельности. Реализация индивидуальных программ педагогического сопровождения обучающихся нацелена на создание оптимальных условий для развития универсальных учебных действий (УУД), которые включают регулятивные, познавательные, коммуникативные и личностные компетенции. Эти программы позволяют учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, обеспечивая дифференцированный подход к их обучению и развитию.
Индивидуальные программы педагогического сопровождения разрабатываются с целью поддержки и развития каждого ученика в его учебной деятельности. Одним из важных аспектов этих программ является определение стартовых возможностей учащегося. Учитель должен провести диагностику текущего уровня развития УУД, выявить сильные и слабые стороны каждого ученика и на основе этих данных разработать индивидуальный план. Например, для одного ученика может быть важно уделить больше внимания развитию регулятивных УУД, таких как планирование и самоконтроль, в то время как другому необходимо сосредоточиться на развитии коммуникативных навыков и взаимодействии с одноклассниками.
Индивидуальные программы педагогического сопровождения включают в себя конкретные задачи и цели, ориентированные на развитие УУД. Эти цели могут варьироваться в зависимости от потребностей и возможностей каждого ученика. Например, для ученика с высоким уровнем развития познавательных УУД могут быть предложены более сложные задания на анализ и решение проблем, в то время как для ученика с низким уровнем самоконтроля акцент делается на задания, развивающие навыки организации и управления учебной деятельностью. Важно, чтобы цели программы были достижимыми и мотивирующими для ученика, что будет стимулировать его активное участие в процессе обучения.
Один из эффективных методов реализации индивидуальных программ — это применение проектной и исследовательской деятельности. Проекты позволяют ученикам самостоятельно планировать свою работу, принимать решения и искать информацию, что способствует развитию как регулятивных, так и познавательных УУД. Например, при выполнении индивидуального проекта ученик учится самостоятельно выбирать источники информации, анализировать их и делать выводы, а также организовывать свою деятельность таким образом, чтобы успеть выполнить все этапы проекта в установленный срок.
Коммуникативные УУД можно развивать через работу в малых группах или парах, что позволяет ученикам учиться слушать друг друга, обмениваться мнениями и принимать совместные решения. Для некоторых учеников групповые задания могут быть сложны из-за недостатка навыков взаимодействия, поэтому важно предложить задания, которые стимулируют их к активному общению и обмену идеями. Например, ученики могут работать над коллективным проектом, где каждый член команды отвечает за определённый этап работы, что способствует развитию навыков кооперации и распределения обязанностей.
Особое внимание в индивидуальных программах педагогического сопровождения уделяется рефлексии. Учитель должен помогать ученикам осознавать свой прогресс, оценивать свои достижения и анализировать ошибки. Регулярная рефлексия способствует развитию регулятивных УУД, таких как самоконтроль и самооценка. Например, после выполнения задания ученик может провести самооценку, ответив на вопросы: "Что у меня получилось хорошо?" и "Что я могу улучшить в следующий раз?" Это помогает учащимся лучше осознавать свои сильные и слабые стороны и формировать более осознанное отношение к учебе.
Педагогическое сопровождение включает также поддержку учащихся в их эмоциональном и личностном развитии. Для этого учителю важно создавать комфортную и доброжелательную атмосферу на уроках, где каждый ученик чувствует себя ценным и важным участником учебного процесса. Поддержка эмоционального благополучия учеников помогает им справляться со стрессами и трудностями, что особенно важно в условиях индивидуализированного обучения.
Индивидуальные программы педагогического сопровождения также предусматривают участие родителей в учебном процессе. Родители могут быть включены в мониторинг прогресса ученика, поддерживать его в домашних заданиях и способствовать созданию условий для успешного обучения дома. Совместная работа учителя и родителей позволяет более эффективно поддерживать развитие УУД у каждого ученика, создавая условия для всестороннего развития.
Подводя итог, реализация индивидуальных программ педагогического сопровождения обучающихся является важным шагом на пути к формированию универсальных учебных действий. Индивидуальный подход позволяет учитывать особенности каждого ученика, обеспечивать его поддержкой на всех этапах учебного процесса и способствовать развитию регулятивных, познавательных и коммуникативных компетенций, необходимых для успешного обучения и личностного роста.
Список литературы
1. Джумакаева, Н. К. Новые образовательные стандарты. Формирование и развитие универсальных учебных действий в современной школе / Н. К. Джумакаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 823-826.
2. Туленкова Л.А. РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2020. – № 5. – С. 30-34.
3. Ульянова И.В., Свинарева О.В. Особенности педагогического сопровождения обучающихся в контексте различных педагогических подходов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.