Реализация инклюзивного образования на уроке иностранного языка | Шаймарданқызы Нұрсәуле. Работа №316978
Значение английского языка в современном мире высоко. Практические навыки владения языком выходят на первый план. Основной целью в преподавании иностранных языков в школе является коммуникативная цель, определяющая весь процесс обучения. Количество детей с ОВЗ в школах в настоящее время увеличивается, поэтому активно формируется опыт инклюзивного образования. В основе данного обучения лежит идея принятия индивидуальных особенностей каждого отдельного учащегося. Статья будет полезным дополнительным материалом для учителей английского языка в условиях инклюзивного образования.
Магистрант II курса филологического
факультета Шаймардан Нурсауле
Реализация инклюзивного образования на уроке иностранного языка
Неоспоримым является тот факт, что в современном обществе роль иностранных языков возрастает с каждым годом. Знание языка дает возможность познакомиться и приобщиться к мировой культуре, расширить горизонт своих знаний, способствует формированию всесторонне развитой личности ребенка и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося мира. Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, содействует их общему речевому развитию, что является очень актуальным при работе со школьниками с ограниченными возможностями здоровья.
В процессе изучения иностранного языка реализуются следующие задачи:
- учет индивидуальных речевых возможностей детей;
- развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
- приобщение «особых» детей к новому социальному опыту,
воспитание дружелюбного отношения представителям других стран;
- формирование не только речевых, интеллектуальных и
познавательных способностей детей, но и общеучебных умений. Современная система образования принимает тех, кто отвечает ее определенным требованиям, то есть детей со стандартными возможностями, которые способны обучаться по общей программе. К сожалению, нередко случается, что дети с ОВЗ выпадают из общего образовательного процесса, так как для работы с ними учителя должны обладать необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики.
При реализации инклюзивного образования на уроках иностранного языка согласно наработкам Урусовой Г.А. рекомендуется:
формировать лексические умения в ходе выполнения упражнений,
которые обеспечивают запоминание новых слов и выражений и употребление их в речи;
использовать информационно-коммуникационные технологии, что позволяет «особенному» ребенку с удовольствием заниматься иностранным языком;
создавать благоприятный психологический климат;
использовать здоровьесберегающие технологии,
адаптированную
программу с учетом особенностей психофизического развития и возможностей таких детей, иллюстративного и аудиоматериала, интерактивных элементарных заданий на
CD
;
формировать ситуации успеха просто необходимо на каждом уроке, чтобы ребенок с ОВЗ почувствовал радость от малого, но хорошо выполненного задания.
В рамках урока иностранного языка возможно обучение в игре, что еще больше сближает учащихся, учит их толерантному отношению друг к другу. Обучение в сотрудничестве помогает перешагнуть все барьеры психологического характера, помощь детям с ограниченными возможностями почувствовать себя полноценным членами образовательного пространства. Разнообразие форм и методов работы на уроках иностранного языка бесспорно помогут социализироваться и найти себя в этом большом мире.
К эффективным методам обучения иностранному языку можно отнести использование фонетической зарядки, которая помогает настроиться на урок иностранного языка. Как на младшем, так и на старшем этапе можно использовать небольшие рифмовки, поговорки, пословицы, стишки и пр. Частые фонетические тренировки, а также тренировки речевых клише помогают преодолеть языковой барьер и сформировать навыки правильного общения на иностранном языке, среди которых имеют важное значение ритм и интонация. Это поможет ребенку с ограниченными возможностями развиваться во всех направлениях, позволит развить речевой аппарат, преодолеть стеснение. Кроме того, можно представить обучающимся небольшой видеофрагмент или видеоролик с яркими изображениями, позволяющими понять, о чем идет речь. Одним из самых эффективных приемов можно выделить динамическое заучивание лексического материала, когда ребята, каждый в силу своих возможностей, проговаривая слова, показывают их под ритм или музыку, изображая предметы или явления. Игровые технологии, такие как домино, лото, бинго, и разнообразие игр, к примеру «Снежный ком», «Словарный ёжик», «Пирамида из рифм», «Поле чудес», «Спортивный диктант», «Змейка», «Поезд из карточек» и многие другие делают учебный процесс более увлекательным и эффективным, помогают ребенку легче и быстрее запомнить изучаемый материал, что ведет к расширению лингвистического кругозора: помогает освоить элементарные лингвистические представления, доступные и необходимые для овладения устной и письменной речью на иностранном языке. У ребенка не возникнет ощущения того, что его усилия напрасны. Таким образом «особые» дети становятся намного мотивированнее и заинтересованные в изучении иностранного языка.
Для того чтобы инклюзивное образование было эффективным, необходимо менять ментальность всего общества и в первую очередь – преподавателей, проводящих в жизнь политику инклюзии, которая должна стать органичной составляющей их профессионального мышления.
Именно личность преподавателя становится одной из ключевых проблем инклюзивного образования. Педагог должен обладать высокой культурой, моральной устойчивостью и профессиональной компетентностью.
В свою очередь, «выявление культуры в себе – это вечное учение,
образование» [5]. Здесь необходимо заметить, что в процессе внедрения инклюзивного образования происходит взаимообучение, то есть преподаватель учит обучаемых, а те, в свою очередь, учат преподавателя, «и лучшим наставником оказывается именно тот, кто лучше всех учится сам» [5].
Вспомним в связи с этим Конфуция, призывавшего «на молодежь смотреть с уважением» [5].
Именно от личности преподавателя и его гибкого стиля руководства зависит психоэмоциональная атмосфера внутри обучаемой группы, создаётся доступная среда обучения, реализуются принципы благоприятной коммуникации, партнерства и сотрудничества. Преподаватель, внедряя идеологию инклюзии, должен руководствоваться высокими моральными принципами. Он должен проявлять гуманность, толерантность, милосердие, доброту, благопристойность, терпение и уважение ко всем ученика в равной степени, не теряя чувства меры и самообладания. Педагог инклюзивной группы не должен забывать, что именно на нем лежит ответственность за физическое, интеллектуальное, эмоциональное и духовное здоровье обучаемых, поэтому он содействует благоприятному микроклимату для получения различных знаний. Любая его информация должна быть позитивной, не принижающей личности обучаемых. Он должен быть беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем обучаемым, укрепляя их самоуважение и веру в свои силы, показывая им возможности совершенствования. Более того, преподаватель поощряет в своих воспитанниках развитие самостоятельности, желание сотрудничать и помогать всем без исключения. Оценивая достижения обучаемых, педагог стремится к объективности и справедливости, не завышая и не занижая и искусственно оценки. Педагог должен обладать культурой речи и общения, не провоцировать скандалов и не оскорблять никого, даже если оппонент не всегда прав. Главная его задача выслушать и понять, выстраивая компромиссную модель поведения. В целом, в рамках инклюзивного образования этический облик преподавателя как наставника, старшего товарища очень важен. Он должен сочетать в себе благородство в помыслах, словах и поступках, быть преданным своему делу и искренним с обучаемыми.
Учитель должен показывать, что ценит каждого ребенка, открыто хваля индивидуальные усилия каждого и достижения класса в целом, также призывая класс развивать эти достижения. Так следует поступать во всех областях – творческой, физической, социальной и академической – давая понять, что соревнование между детьми неприемлемо. Это создаст в классах большой моральный комфорт.
Ниже приводятся рекомендации для учителей, работающих в данной области.
Убедитесь
,ч
тодети,которыесидятвколяскахилипользуютсяходунками, тростями или костылями, имеют достаточно места в классе, чтобы иметь повсюду доступ.
Убедитесь, что дети с трудностями по зрению и слуху сидят на ковре или за столом в таком месте, где они могут принимать полное участие в деятельности класса.
Убедитесь в том, что дети, которые имеют трудности в обучении, могут принять участие в играх, а также использовать все возможности обучения.
Убедитесь, что все дети с любыми медицинскими проблемами, которым необходимо есть, пить или ходить в туалет более часто, чем другим детям, могут делать это, не чувствуя себя неловко.
Если
ребенок
не
может
долго
стоять
,у
бедитесь,что
он
не
стоит
в
очереди, например, во время обеда, и садится хотя бы с одним другом (это можно варьировать), так чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким или не находился бы только со взрослым.
Если детям трудно сконцентрироваться или сидеть спокойно из-за невидимой инвалидности, такой как аутизм или недостаток внимания вследствие гиперактивности, позвольте им заняться тем, чем они хотят заниматься, даже если остальная группа делает что-то другое.
Инклюзия помогает принципиально расширить возможности социализации детей с ОВЗ. Инклюзивный подход к образованию детей с ОВЗ вызван к жизни социальным заказом общества и государства и предполагает решение целого ряда вопросов, связанных, в частности, с подготовкой кадров, изменением отношения общества к проблеме, законодательным обеспечением адаптивности и вариативности услуг и условий общеобразовательного учреждения. Решение данных проблем во многом зависит от территориальной специфики каждого региона, обусловленной эволюционными процессами в общем и специальном образовании, а также от имеющихся ресурсов и опыта реализации инклюзивного подхода.
Библиографический список
1. Ануфриев А.Ф., Костормина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 2-е изд., перераб. – М.: Издательство «Ось-89», 1999
2. Апросинкина Н. В. Формы работы с родителями в условиях инклюзивного образования
3. /http://festival.1september.ru/articles/637919/
4. Бакарченко Е. Коррекционный курс для слепых и слабовидящих детей.
- Здоровье детей «Первое сентября.-2008.-No16
5. Банч Гэри. Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях
обычного класса: Пособие для учителя.- М.: Изд-во МБА,2008
6. Банч Гэри. Включающие образование: Как добиться успеха?: Основные
стратегические подходы к работе в интегративном классе.- М., 2008
7. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Интеграция технологий международного бакалавриата в российское образовательное
пространство. Перм. гос. гум.-пед. ун-т. Пермь. 2013.
8. Большой психологический словарь / Сост. иобщ. ред. Б. Г. Мещеряков,
В. П. Зинченко. — СПб.:Прайм=ЕВРОЗНАК, 2003. С. 527.
9. Волкова К.А. Методика обучения глухих детей произношению. - М:
Владос, 2008
10.Вьюжек Т. Логические игры, тесты и упражнения. – М: Эксмо, 2003
11. Газман О. С.Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. 296 с.