РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФАРМАЦИЯ» | Вишневская Татьяна Александровна. Работа №222453
Автор: Вишневская Татьяна Александровна
В работе представлен исторический опыт использования технологии проблемного обучения, разработана система проблемных задач, описана внеаудиторная (кружковая) деятельность студентов с применением проектной методики на основе использования технологии проблемного обучения, экспериментально доказана эффективность использования технологии проблемного обучения для формирования у студентов общих и профессиональных компетенций.
Вишневская Т.А.
председатель ЦМК специальности «Фармация»
ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
ЧЕРЕЗ ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФАРМАЦИЯ»
Современный рынок труда предъявляет строгие требования к специалистам, особенно к специалистам-медикам и фармацевтам. Перед современным образованием стоит задача воспитания личности активной и ответственной, наделенной способностью к осмыслению и к преобразованию, обладающей положительным отношением к труду. Решение этой задачи требует совершенствования процесса обучения, что и определило актуальность и проблему исследования: поиск способов повышения развивающих возможностей технологии проблемного обучения и использования их для формирования у студентов общих и профессиональных компетенций.
Объект исследования – процесс формирования общих и профессиональных компетенций у студентов в условиях использования технологии проблемного обучения.
Предмет исследования – структура и содержание проблемных ситуаций; система проблемных задач, построенная на изучаемом материале; способы формирования общих и профессиональных компетенций у студентов.
Цель исследования – определить, при каких педагогических условиях возможно эффективное формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций в проблемном обучении.
Для достижения цели поставлены следующие задачи: 1. Изучить исторический опыт использования технологии проблемного обучения; 2. Разработать систему проблемных задач по дисциплине «Фармацевтическая химия»; 3. Организовать внеаудиторную (кружковую) деятельность обучающихся с применением проектной методики на основе использования технологии проблемного обучения; 4. Экспериментально проверить эффективность использования технологии проблемного обучения для формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций.
Решение поставленных задач потребовало привлечения и использования теоретических и практических методов педагогического исследования: теоретического анализа педагогической, психологической и методической литературы с целью определения исходных положений и основных направлений в организации исследования; изучения опыта работы образовательных учреждений и преподавателей; наблюдения, беседы, анкетирования, анализа результатов работ обучающихся; проектирования, моделирования, статистических методов.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили теории и концепции развития личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский и др.), ее познавательных и творческих способностей (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев и др.), развивающего (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и др.) и проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования: разработан вариант технологии проблемного обучения, содержащий реальные возможности для формирования у студентов общих и профессиональных компетенций; определены педагогические условия эффективного формирования у студентов общих и профессиональных компетенций в процессе использования технологии проблемного обучения.
Практическая значимость исследования: разработана система проблемных задач по фармацевтической химии, которая позволяет организовать на занятии и во внеаудиторное время поисковую деятельность студентов; разработана система заданий согласно проектной методики на основе технологии проблемного обучения, требующая сочетания алгоритмических и эвристических действий.
Результаты, теоретическая и практическая ценность: на первом этапе исследования изучались история и современное состояние проблемы, проводился анализ деятельности преподавателей, была изучена методическая литература по проблеме, разработана концепция преобразования технологии проблемного обучения, определены условия, содержание и методика проведения опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе отрабатывался разработанный вариант технологии проблемного обучения, алгоритм проведения исследования по проектной методике. О том, что такая форма образовательного процесса находит отклик у заинтересованных студентов, свидетельствует их активность (участие в подготовке к неделе специальности «Фармация», создание модели «Аптека прошлого»). Заметно изменилась мотивация обучения, выросли интерес к нестандартным проблемным ситуациям и удовлетворенность результатами работы; появилась склонность к исследовательской деятельности. Презентация проекта «Жесткость воды и ее влияние на организм человека» осуществлялась на научно-практической конференции в Смоленском базовом медицинском колледже. Работа была представлена на IV Российской межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Реабилитация в XXI веке» в рамках программы «Здоровье и здоровый образ жизни: состояние и перспективы», где награждена дипломом II степени. Проект вошел в сборник лучших работ научно-практической конференции.
В результате участия во внутритехникумовской научно-исследовательской конференции проект «Фармацевтический анализ лекарственных форм промышленного и внутриаптечного производства» удостоен награды «Лучшая исследовательская работа».
В период прохождения производственной практики будущие фармацевты закрепляют полученные знания в процессе фармацевтической деятельности в аптечных учреждениях, овладевают навыками, манипуляциями, передовыми методиками труда фармацевта. При этом руководители практики – сотрудники аптек, провизоры – отмечают высокий уровень профессиональной подготовки будущих специалистов, умение действовать в нестандартных ситуациях, прогнозировать результаты и последствия разных вариантов решения, формулировать и решать проблемы.
Анализ полученных результатов позволил выявить стабильно высокое качество знаний обучающихся экспериментальной группы. Существенные изменения наблюдались в качестве мыслительной деятельности студентов: устойчивее стали проявления самостоятельности суждений, логичности доказательств, критичности оценок, гибкости в принятии решений.
В заключение сформулированы следующие выводы:
1. Поиск способов и средств формирования у студентов общих и профессиональных компетенций в условиях проблемного обучения, определение условий использования нетрадиционных технологий обучения – актуальная проблема современной дидактики;
2. Введение системы проблемных заданий, поэлементная отработка поисковых умений обогащают учебную деятельность студентов, придают технологии исследовательскую направленность, а всей работе по формированию компетенций – обучающий характер;
3. Практическая реализация технологии проблемного обучения привела к значительному росту уровня сформированности у студентов общих и профессиональных компетенций, усилению учебной мотивации, устойчивости проявлений качественных признаков их мыслительной деятельности;
4. Работа по формированию у студентов поисковых умений предполагает значительный личностно-профессиональный потенциал преподавателя.
Проведенное исследование подтвердило предположение: использование технологии проблемного обучения, включение системы проблемных ситуаций ориентирует студентов на формирование общих и профессиональных компетенций, умение непрерывно пополнять и углублять свои знания, проявление познавательного интереса и творческой активности.
Список публикаций по теме:
1. Вишневская Т.А. Реализация компетентностного подхода через проблемное обучение у студентов специальности «Фармация»//Сборник материалов второго межрегионального, третьего областного слета студенческих волонтерских организаций и объединений среди средних специальных учебных заведений «Добровольчество детям». – Брянск: Издательство ООО «Ладомир», 2012;
2. Вишневская Т.А. Реализация компетентностного подхода через проблемное обучение у студентов специальности «Фармация»//Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2013 г.: в 10 частях. Часть 10; М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Издательство ТРОО «Бизнес-наука-общество», 2013.