"РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"" | Курганова Лилия Викторовна. Работа №338690
Обобщение педагогческого опыта по теме "Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка и литературы".
Сегодня все больше внимания уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и профессиональному потенциалу. Стремительное развитие жизни заставляет перейти образование на качественно новый уровень, предъявляет высокие требования к образовательным стандартам. Современное образование обязано формировать у учащихся жизненные навыки, ключевые (общие) и профессиональные компетенции при которых учебное заведение оканчивали бы образованные, конкурентоспособные, интеллектуальные личности, обладающие высокими профессиональными навыками, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать
жизненные и профессиональные вопросы.
Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваиваются не «готовое знания», кем-то предложенные к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данных знаний». При таком подходе учебная деятельность, приобретает исследовательский характер, сама становится предметом усвоения. Другими словами, компетентностный подход предполагает, что учить следует не просто конкретным «застывшим» знаниям, а следует
«учить учиться».
«РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
Курганова Лилия Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Г.ГОРЛОВКИ «ШКОЛА №10»
Сегодня все больше внимания уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и профессиональному потенциалу. Стремительное развитие жизни заставляет перейти образование на качественно новый уровень, предъявляет высокие требования к образовательным стандартам. Современное образование обязано формировать у учащихся жизненные навыки, ключевые (общие) и профессиональные компетенции при которых учебное заведение оканчивали бы образованные, конкурентоспособные, интеллектуальные личности, обладающие высокими профессиональными навыками, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать
жизненные и профессиональные вопросы.
Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваиваются не «готовое знания», кем-то предложенные к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данных знаний». При таком подходе учебная деятельность, приобретает исследовательский характер, сама становится предметом усвоения. Другими словами, компетентностный подход предполагает, что учить следует не просто конкретным «застывшим» знаниям, а следует
«учить учиться».
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения в учреждениях среднего профессионального образования предполагает изменение, прежде всего, результата образования, т.е. набора компетенций - общих и профессиональных - выражающих, что именно учащейся будет знать, понимать и что он способен делать после завершения освоения учебной дисциплины.
Формируются общие и профессиональные компетенции на уроке, который должен быть непременно развивающим и личностно — ориентированном.
А самыми благодатными уроками для воспитания и обучения новой социализированной личности являются уроки по русской литературе и русскому языку. Именно эти уроки позволяют решить задачи адаптации и развития, учащихся в сфере духовности, нравственности, сформировать у учащихся социальные и поведенческие навыки в преодолении жизненных трудностей, психологических конфликтов, поиска своего личностного «Я» и успешности в профессии.
В настоящее время в теории и практике преподавания русского языка и литературы выделяются следующие общие компетенции: языковая и/или лингвистическая, коммуникативная, культурологическая и информационная.
Охарактеризуем содержание компетенции каждого типа.
Языковая компетенция – это способность учащихся выразительно, эмоционально, четко употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете, владеть богатством языка как условием успешной речевой деятельности. Эти задачи традиционно решаются путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся, через работу со словарными статьями (поисковая и аналитическая работа) и текстом (аудирование, анализ, составление, редактирование).
Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности учащегося, развитие его логического мышления, памяти, воображения, овладение навыками самоанализа и самооценки, предполагает формирование учебно-языковых умений и навыков. (Умения: опознавать звуки, буквы, части слова, морфемы, части речи и т.д., отличать одно явление от другого, умение делить языковые явления на группы; навыки: производить фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический разбор). В тоже время усвоение знаний о языке ни в коей мере не является самоцелью.
Следует заметить, что разграничение языковой и лингвистической компетенций носит в известной степени условный характер. Выделение лингвистической компетенции в качестве самостоятельной важно для осознания познавательной (когнитивной) функции русского языка как учебного предмета.
Коммуникативная компетенция – это способность к реальному общению адекватно целям, сферам, ситуациям, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, формирование и развитие навыков речевого общения, умение выбрать нужную языковую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативного акта.
Формирование коммуникативной компетенции предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения и письма), путем решения коммуникативных задач. (умение представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо; умение задать вопрос, корректно вести учебный диалог)
Культурологическая компетенция. Ее формирование проходит в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского народа (использование на уроках регионального компонента, истории русской кухни и торговли). Связь русского языка и литературы с другими предметами (историей, обществознанием, физикой) способствует развитию абстрактного мышления учащихся их воображения, формирует навыки самообразования и самореализации.
Информационная компетенция – это навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача. (Планирование информационного поиска, работа с разными источниками информации, извлечение первичной и вторичной информации, её анализ, систематизация и обработка, а также ее использование в самостоятельной деятельности).
Таким образом, главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности учащегося, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения.
Именно поэтому формирование ключевых компетенций должно идти средствами внедрения компетентностного подхода в учебный процесс. Этого можно добиться, применяя современные образовательные технологии, которые предполагают поэтапное формирование учебно-познавательной активности учащихся.
Рассмотрим некоторые из них.
Интегрированный урок – это нетрадиционный вид урока, межпредметный кратковременный проект, который дает учащимся всесторонние (углубленные, расширенные и систематизированные) знания о предмете изучения, пробуждает интерес к нему, обеспечивает формирование не только творческих способностей учащихся, но и исследовательскую деятельность, позволяет интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы. Данный вид урока требует от учащихся сочетания разнообразных видов деятельности - мыслительной, речевой, коммуникативной, что способствует развитию, памяти, речи, формированию творческой личности, обогащению эмоциональной сферы. (Интегрированный урок
русского языка и истории «Гражданская война в России (1918-1920) и интервенция на Дальнем Востоке 1918-1922»)
Метод проектов –педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования.
Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.
В ходе исследовательской деятельности учащиеся:
учатся умению
самостоятельно
добывать
знания;
испытывают
потребность
в
непрерывном
самообразовании:
интерес
к
познанию
развивается
по
собственной
инициативе,
без
внешнего
стимула;
развивают
навыки
самоорганизации;
формируют
адекватную
самооценку;
приобретают
навыки
речевой
культуры:
написания
текста,
произнесения
монолога,
ведения
беседы,
дискуссии,
интервьюирования
и
других
форм
коммуникативного
взаимодействия;
осваивают
умения
создания
специальных
материалов
для
представления
результатов
исследования:
компьютерных
презентаций,
слайд-шоу,
видеофильмов
и др.
(Информационный проект «Необыкновенная физика в обыкновенном стакане чая», продуктом которого является учебно-познавательный фильм «Необыкновенная физика в обыкновенном стакане чая», представленный на научно- практической конференции.)
Технология «Cooperative learning»(обучение в сотрудничестве)- успешная стратегия обучения, в которой небольшие группы, каждая из которых состоит из учащихся разных уровней знания, используют различные формы обучения для улучшения понимания ими предмета. Каждый член команды отвечает не только за обучение, чему учат, но и за помощь товарищам по команде, создавая тем самым атмосферу успеха. Учащиеся работают над заданием, пока все члены группы поймут и завершат его. (Урок русского языка: «Русский язык и его место среди других языков мира. Происхождение славянских языков»)
Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо», основополагающими идеями которой являются: приоритет мнения каждого ученика, важность каждого суждения, опора новых знаний на имеющийся опыт.
Под технологией РКМЧП понимается система конкретных методических стратегий и приемов, формирующих метапредметные навыки работы с текстом и информацией.
Один из таких приемов является написание эссе или статьи в газету (журнал). Смысл этого приема можно выразить следующими словами: “Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. От традиционного сочинения отличается большей свободой и меньшим объемом. Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться своим мнением с другими, выслушать чужую точку зрения. (Эссе:
«Я – волонтер»», прием «Письмо по кругу»: «Письмо Деду Морозу»)
Нетрадиционные уроки. В их организации на первый план выдвигается активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся, дифференцированный подход к изучению предмета, повышение интереса к изучаемому материалу, развитие творческих способностей и образного мышления учащихся. (Урок- погружение «Три правды в пьесе М.Горького «На дне»)
Еще одним способом формирования ключевых и профессиональных компетенций являются компетентностно-ориентированные задания.
Они расширяют возможности преподавателя по организации самостоятельной работы учащихся, помогают более точно определить проблемы ученика по изучаемой теме, по овладению им основных компетенций, помогают формировать ключевые и профессиональные компетенции. (создание презентаций, кроссвордов, написание писем, сказок, статей в сборники)
Анализируя результативность представленного опыта педагогической деятельности, можно сделать следующие выводы:
введение
компетентностного
подхода,
безусловно,
положительно
влияет
на
повышение
успеваемости
и
уровня
обученности
учащихся,
мотивации
к
изучению
предмета;
введение
интеграции
предметов
в
систему
преподавания
русского
языка
и
литературы позволяет решать задачи, поставленные в настоящее время перед
профессиональным
образованием
и обществом;
результаты применения,
компетентностного
подхода проявляются в развитии
творческого
мышления
учащихся;
выбранные образовательные технологии способствуют не только оптимизации
учебно-познавательной
деятельности,
но
и
овладению
ключевых
и
профессиональных
ко
мпетенций.
реализуемая
модель
компетентностного
подхода
является
эффективной,
о
чём
свидетельствуют
следующие
образовательные
результаты:
100%-
ная
успеваемость
по
предметам;
Повышение
%
качества образования
по
предмету
– с
56%
до
65%
Результативность
исследовательской,
проектной
деятельности.
(Приложение 1)
Развитие
творческого
потенциала
учащихся.
Высокий
рейтинг
образовательных
достижений.
Маскин
В.
В.,
Петренко
А.
А.,
Меркулова
Т.
К.
Алгоритм
перехода
образовательного учреждения к
компетентностному
подходу:
практ
. пособие. М.:
АРКТИ,
2008.
Хуторской
А.
Ключевые
компетенции
как
компонент
личностно-ориентированного
образования
// Народное
образование.
– 2003. -
№2.
– С.58-64
Лебедев
О.
Е.
Компетентностный
подход
в
образовании//
Школьные
технологии.
–
2008. -
№5.
Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. «Конструирование ситуационных
задач
для
оценки
компетентности
учащихся»,
Санкт-Петербург,
издательство
«КАРО»,
2008;
Хуторской
А.В.
Технология
проектирования
ключевых
и
предметных
компетенций,
http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm
;
Блинов
В.И.,
Сергеев
И.С.
Как
реализовать
компетентностный
подход
на
уроке
и
во
внеурочной
деятельности:
практическое
пособие.
– М.:АРКТИ,
2007.
Зеер
Э.Ф.
Ключевые
квалификации
и
компетенции
в
личностно
–
ориентированном
профессиональном
образовании.
//
Образование
и наука.
2000.
№3(5).