Реализация компетентностного подхода в Тверском суворовском военном училище | Ковалёв Евгений Николаевич. Работа №235508
Автор: Ковалёв Евгений Николаевич
Глобальные процессы, происходящие в современном информационном обществе, диктуют новые подходы к современному образованию. Ведущее место в такой системе занимают инновационные образовательные технологии.
Поэтому к системе образования и воспитания Тверского суворовского военного училища выдвигаются очень высокие требования: она должна подготовить суворовца к жизни и деятельности в быстро меняющемся мире, где перед ним постоянно возникает необходимость изменений при решении нестандартных задач.
Главные позиции компетентностного подхода в полной мере соотносятся с глобальными мировыми тенденциями в сфере образования, наиболее значимыми из которых являются: 1) непрерывность образования как его новое качество; 2) образование как основа самореализации, формирование субъектной позиции в обучении, будущей профессиональной деятельности, жизни в целом; 3) ориентация обучения на формирование мобильной, динамичной, самодостаточной личности, обеспечение возможностей для ее самоактуализации.
Ковалёв Е.Н.
Реализация компетентностного подхода
в Тверском суворовском военном училище
Глобальные процессы, происходящие в современном информационном обществе, диктуют новые подходы к современному образованию. Ведущее место в такой системе занимают инновационные образовательные технологии.
Поэтому к системе образования и воспитания Тверского суворовского военного училища выдвигаются очень высокие требования: она должна подготовить суворовца к жизни и деятельности в быстро меняющемся мире, где перед ним постоянно возникает необходимость изменений при решении нестандартных задач.
Главные позиции компетентностного подхода в полной мере соотносятся с глобальными мировыми тенденциями в сфере образования, наиболее значимыми из которых являются: 1) непрерывность образования как его новое качество; 2) образование как основа самореализации, формирование субъектной позиции в обучении, будущей профессиональной деятельности, жизни в целом; 3) ориентация обучения на формирование мобильной, динамичной, самодостаточной личности, обеспечение возможностей для ее самоактуализации.
Эффективными формами учебно-воспитательной работы в Тверском суворовском военном училище, по внедрению в образовательный процесс инновационных процессов и формированию ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов, является применение различных активных форм и методов обучения: создание проектов, подготовка публичных выступлений, дискуссионное обсуждение важных проблем, обучение в сотрудничестве, создание проблемных ситуаций, подготовка профессионально направленных видеофильмов и презентаций и т. д.
Переход от информационно-объяснительного обучения к инновационно-действенному связан с применением в учебно-воспитательном процессе новых компьютерных и различных информационных технологий, электронных учебников, видеоматериалов, обеспечивающих свободную поисковую деятельность, а также предполагает развитие и личностную ориентацию.
На сегодня можно отметить различные инновационные методы обучения и воспитания, в частности, это проблемная и игровая технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, имитационные методы активного обучения, методы анализа конкретных ситуаций, метод проектов, обучение в сотрудничестве, креативное обучение, инновационная образовательная проектная деятельность, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция-диспут и т. д.
Игровое имитационное моделирование.
Данный метод представлен различными видами игр: организационно-деятельностные, поисково-апробационные, рефлексивные игры. Игры проводятся с целью повышения мотивации к обучению, тренировки навыков самостоятельной работы, усиления коммуникативных процессов в группе, выявления лидеров (командная игра). Для обучающих игр характерны многовариантность и альтернативность решений, из которых нужно сделать выбор наиболее рационального.
Технология креативного обучения.
Этот метод базируется на следующих принципах:
- создание обучающимся определенного образовательного продукта (реферат с презентацией), который в дальнейшем используется в образовательном процессе;
- соответствие внешнего образовательного продукта суворовца его внутренним потребностям;
- интерактивность занятий, осуществляемых с помощью телекоммуникаций.
Метод проектов.
Данный метод относится к исследовательским. В его основе лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и творческих способностей. Метод проектов главным образом ориентирован на самостоятельную работу. Он всегда предполагает решение некоторой проблемы, которая предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой, интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих отраслей. Выполняются проекты в индивидуальном порядке или в группе.
Использование инновационных педагогических технологий в Тверском суворовском военном училище, в частности метода проектов, позволяет воплощать основной принцип модернизации современного образования – осуществление компетентностного подхода к обучающимся, что в конечном итоге сказывается на эффективности воспитательного процесса в целом. Проектная работа дает возможность для каждого суворовца определить степень собственной успешности, результативности, осознать общественное признание своей состоятельности.
Внеурочные мероприятия с использованием инновационных образовательных технологий позволяют успешно формировать учебно-познавательные, интеллектуальные, коммуникативные, социально-трудовые, ценностно-смысловые и общекультурные компетентности.
Как показывает практика работы в Тверском суворовском военном училище, инновационные методы дают возможность более быстрыми темпами получить необходимый результат. Постепенный отход от традиционного объяснительно-иллюстративного метода к использование инновационных методов в профессионально ориентированном обучении и воспитании на современном этапе развития образовательных технологий является необходимым условием для подготовки будущих высококвалифицированных военных специалистов.
Использование разнообразных методов и приемов активного обучения пробуждает у суворовцев интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и воспитания, при этом позволяет решать целый комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач.