Реализация коррекционно-развивающих программ, направленных на развитие моторики у детей дошкольного возраста , как профилактика дисграфии, в рамках нейропсихологического подхода в дошкольных образовательных учреждениях. | Исаева Ольга Александровна. Работа №214332
Автор: Исаева Ольга Александровна
В настоящий момент, по причине чрезмерных интеллектуальных и сенсорных нагрузок, возлагаемых на современного ребенка техногенной и социальной средой, стремительно возрастает число детей, которые, в силу особенностей своего психофизиологического развития, не успевают адаптироваться к требованиям окружающей действительности. Они демонстрируют признаки девиантного поведения, дезадаптации, испытывают трудности в освоении школьной программы. Одним из наиболее уязвимых процессов становится освоение навыков письменной речи. Все чаще можно услышать от логопедов и неврологов такой термин, как дисграфия, в отношении детей не так давно начавших учебную деятельность. На самых первых этапах обучения письму многие школьники сталкиваются со значительными затруднениями, которые в дальнейшем приводят к выраженным и устойчивым дефектам письменной речи. Однако, многих проблем можно избежать, или, по крайней мере, значительно снизить вероятность их появления и степень влияния на обучение. Большинство трудностей, которые обычно испытывают малыши, имеют глубинные причины и предпосылки в сфере физиологии и строения нервной системы. Если вовремя и правильно выявить «слабые места», а затем планомерно работать именно с теми индивидуальными особенностями психики ребенка, которые в дальнейшем рискуют принести много неприятностей, то можно обеспечить малышу радостную, интересную, полную открытий и позитива школьную жизнь. Именно поэтому, как никогда, актуальным становится вопрос о ранней диагностике профилактике вероятных трудностей в освоении письменной речи у детей, составляющих группу риска. «Коррекционно-развивающая работа предполагает не тренировку отдельных навыков, а формирование целостной функциональной системы, которая позволит ребенку самостоятельно овладеть различными умениями» (Глозман Ж.М., 2009, с.193). В рамках нейропсихологического подхода главной целью коррекционного воздействия является оптимизация работы всех функциональных систем психики, как морфофизиологической основы высших психических функций, включая все, входящие в их состав, звенья и все уровни их взаимодействия. Такой подход обеспечивает выбор правильного направления и цели педагогического воздействия, в ходе развивающей и обучающей деятельности в рамках программы дошкольного образования.
Реализация коррекционно-развивающих программ, направленных на развитие моторики у детей дошкольного возраста , как профилактика дисграфии, в рамках нейропсихологического подхода в дошкольных образовательных учреждениях.
В настоящий момент, по причине чрезмерных интеллектуальных и сенсорных нагрузок, возлагаемых на современного ребенка техногенной и социальной средой, стремительно возрастает число детей, которые, в силу особенностей своего психофизиологического развития, не успевают адаптироваться к требованиям окружающей действительности. Они демонстрируют признаки девиантного поведения, дезадаптации, испытывают трудности в освоении школьной программы. Одним из наиболее уязвимых процессов становится освоение навыков письменной речи. Все чаще можно услышать от логопедов и неврологов такой термин, как дисграфия, в отношении детей не так давно начавших учебную деятельность. На самых первых этапах обучения письму многие школьники сталкиваются со значительными затруднениями, которые в дальнейшем приводят к выраженным и устойчивым дефектам письменной речи. Однако, многих проблем можно избежать, или, по крайней мере, значительно снизить вероятность их появления и степень влияния на обучение. Большинство трудностей, которые обычно испытывают малыши, имеют глубинные причины и предпосылки в сфере физиологии и строения нервной системы. Если вовремя и правильно выявить «слабые места», а затем планомерно работать именно с теми индивидуальными особенностями психики ребенка, которые в дальнейшем рискуют принести много неприятностей, то можно обеспечить малышу радостную, интересную, полную открытий и позитива школьную жизнь. Именно поэтому, как никогда, актуальным становится вопрос о ранней диагностике профилактике вероятных трудностей в освоении письменной речи у детей, составляющих группу риска. «Коррекционно-развивающая работа предполагает не тренировку отдельных навыков, а формирование целостной функциональной системы, которая позволит ребенку самостоятельно овладеть различными умениями» (Глозман Ж.М., 2009, с.193). В рамках нейропсихологического подхода главной целью коррекционного воздействия является оптимизация работы всех функциональных систем психики, как морфофизиологической основы высших психических функций, включая все, входящие в их состав, звенья и все уровни их взаимодействия. Такой подход обеспечивает выбор правильного направления и цели педагогического воздействия, в ходе развивающей и обучающей деятельности в рамках программы дошкольного образования.
Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Крайне высоко значение внутренней речи, осуществляющей контролирующую функцию. Все эти формы речи объединены в сложную суперсистему. Коррекционное воздействие должно быть направлено на ключевые аспекты, определяющие дефекты речевой деятельности. Письмо, как одна из форм реализации речевой функции, также является системным, многокомпонентным, многоуровневым психическим процессом. Одним из важных аспектов, составляющих и определяющих успешность формирования навыков письменной речи, является достаточная зрелость и сформированность двигательной сферы. Именно этот фактор очень часто встречается в качестве основной причины, обуславливающей проявления дисграфии у детей. Дефицитарность и незрелость моторной составляющей способствует формированию атипичной функциональной системы, включающей в себя «слабые звенья» и не способной в полной мере реализовывать полноценное обеспечение психического процесса. И, зачастую, именно моторная составляющая определяет основу дефекта, попадающего под понятие «дисграфия». Кинестетический и кинетический праксис, а также, оптико-моторные координации лежат в основе осуществления акта письма. Дефицитарность этих аспектов приводят в дальнейшем к формированию неправильного почерка, обилию описок и ошибок при письме, повышенной истощаемости при осуществлении данного вида деятельности и, как следствие, снижению контроля.
Однако, именно двигательная сфера является наиболее «пластичной» и легко поддается коррекционно-педагогическому воздействию в дошкольном возрасте, т.к. этот возрастной этап охватывает сензитивный период формирования моторных функций. Дошкольное образовательное учреждение может стать замечательной площадкой для работы по профилактике у детей возможных трудностей в процессе последующего обучения в младшей школе. Педагог дошкольного образования обладает широким спектром методических приемов, материально-технических средств и дидактических материалов, необходимых для реализации коррекционных и развивающих программ обучения.
Если обратиться к операциональной, технической стороне процесса нейропсихологической коррекции, то внешне может показаться, что эта деятельность ничем не отличается от обычных занятий педагога, психолога или дефектолога. Действительно, огромная методологическая база, накопленная отечественной и зарубежной педагогикой, активно применяется в ходе коррекционной работы. Нейропсихологами адаптируются различные педагогические и психологические методики и приемы. Отличие и, вместе с тем, преимущество нейропсихологического подхода состоит в четкой постановке задачи и правильном определении цели коррекционного воздействия. А конкретные способы реализации коррекционного процесса превращаются в творческий поиск и подбор материала, позволяющего наиболее быстро и эффективно достичь положительной динамики. Каждый коррекционный курс получается уникальным и напрямую зависит от первичного дефекта, темпов компенсации, индивидуальных особенностей психического функционирования и ряда других факторов.
Максимальную эффективность коррекционно-развивающего обучения может обеспечить только комплексный системный подход. Так, при работе, направленной на развитие двигательной сферы, необходимо учитывать все структурные единицы, составляющие функциональную систему. Материалы подбираются таким образом, чтобы оказывалось воздействие на все аспекты и параметры двигательной анализаторной системы. В равной степени должны быть направлены усилия на: формирование афферентной (кинестетической) основы движения (включая: активизацию тактильного восприятия; развитие кожно-кинестетического чувства: детализация, селекцию тактильных стимулов (мягкое, шершавое, гладкое, пушистое); вербализацию тактильных ощущений; локализацию прикосновений; межмодальные координации; предметный тактильный гнозис; соматогнозис (воспроизведение позы, зеркальный перенос позы, определение правой и левой стороны тела, называние частей тела)) и формирование эфферентной (кинетической) основы движений (включая: динамическую организацию движений (внешнее опосредование); выполнение серийных программ (графическая проба); усвоение последовательностей (вербализация); переключаемость).
Не менее эффективным инструментом, чем организованное целенаправленное педагогическое воздействие, становится реализация предметной деятельности. Согласно теории системной динамической локализации высших психических функций (Лурия А.Р.), каждая сложная форма сознательной психической деятельности имеет морфофизиологическую основу в виде многокомпонентных функциональных систем. Отдельные структурно-функциональные единицы работы мозга могут быть включены одновременно в несколько функциональных систем. Этот факт обуславливает возможность формировать или развивать дефицитарные аспекты психики при помощи различных видов психической деятельности, включающих в свою структуру данный компонент. На практике это может выглядеть следующим образом: ребенок, испытывающий трудности при письме вследствие недостаточно сформированного моторного компонента, может успешно развивать кинестетический праксис, оптико-моторные координации и мелкую моторику рук, занимаясь, например, вышиванием или рисованием. Данные виды деятельности (при условии свободного активного выбора, гарантирующего деятельности высокую мотивацию, результативность и положительное эмоциональное восприятие) помогут в формировании необходимой психофизиологической основы, которая в дальнейшем обеспечит успешное овладение навыками письма.
Занятия, основанные на системном нейропсихологическом подходе, станут хорошей базой для дальнейшего обучения. Обращаясь к теоретической базе нейропсихологии в ходе планирования программы подготовки детей дошкольного возраста к школьному обучению, педагог получает возможность, используя простые и доступные методические приемы, добиться максимального результата в своей работе.