«Реализация права свободного выбора деятельности ребенка в условиях развивающей среды детского» | Гараева Венера Зуфаровна. Работа №221715
Автор: Гараева Венера Зуфаровна
В статье представлена работа воспитателя по организации развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида, способствующей реализации права ребенка на свободу выбора его деятельности. Подробно описаны цели и характеристики организации образовательной деятельности в условиях развивающей среды.Особое внимание уделено концепции свободного образования в «новых» школах Англии, Европы и Америки, ее основные принципы, которые во многом созвучны с основными принципами Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования.
Гараева Венера Зуфаровна
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №34 «Гульчечек» комбинированного вида, г. Зеленодольск
Garaeva Venera Zufarovna
educator
Municipal budgetary preschool educational institution Kindergarten No. 34 "Gulchechek" combined type, Zelenodolsk
gvenera808@gmail.com
ул. Комарова, д. 43, кв. 46, г. Зеленодольск, Республика Татарстан, 422545, сот. тел. 89872940435
«Реализация права свободного выбора деятельности ребенка в условиях развивающей среды детского»
“Realization of the right of free choice of the activity by the child in the conditions of the developing environment of kindergarten”
Ключевые слова: организация развивающей среды, индивидуальные особенности, право на свободу выбора деятельности, самоопределение ребенка, самореализация, развитие способностей.
Key words: organization of the developing environment, individual characteristics, the right to freedom of choice of activity, child's self-determination, self-realization, development of abilities.
В статье представлена работа воспитателя по организации развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида, способствующей реализации права ребенка на свободу выбора его деятельности. Подробно описаны цели и характеристики организации образовательной деятельности в условиях развивающей среды. Особое внимание уделено концепции свободного образования в «новых» школах Англии, Европы и Америки, ее основные принципы, которые во многом созвучны с основными принципами Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования.
The article presents the work of an educator on the organization of a developing environment in the conditions of a pre-school educational institution of a combined type that contributes to the realization of the child’s right to freedom of choice of his activity. The objectives and characteristics of the organization of educational activities in a developing environment are described in detail. Particular attention is paid to the concept of free education in the "new" schools of England, Europe and America, its basic principles, which are largely consonant with the basic principles of the Federal State Educational Standard of Pre-school Education.
В последнее десятилетие дошкольное образование подвержено изменениям. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования являются поиск и освоение инноваций, способствующих проявлению качественных изменений в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Английский философ Фрэнсис Бэкон писал: «Время есть величайший из новаторов». И действительно, оно затрагивает все сферы нашей жизни, в том числе и образование, требуя его постоянного обновления. Сегодня уже всем становится очевидным, что «новое» время требует свои стандарты, и как показывает мировая практика, формирование новой личности неосуществимо традиционными подходами к образованию ребенка. И потому введение новых стандартов в образовании - было требованием времени. Следуя стандарту образования, мы должны прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка.
С внедрением федерального стандарта у меня, наверно, как и у многих из моих коллег - педагогов возникло ряд трудностей с применением на практике задач и принципов стандарта. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования созвучен одному из принципов так называемого Free education (Свободного образования).
Один из ярких представителей концепции свободного образования в «новых» школах Англии, Европы и Америки Джон Дьюи писал: «Ребенок усваивает материал не просто слушая или воспринимая органами чувств, а в результате (как результат) возникшей у него потребности в знаниях, и следовательно обучаемый является активным субъектом своего обучения.» «Воспитание - это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни». [5, электронный ресурс]
Во время учебы в педагогическом университете на факультете иностранных языков нам рассказывали о концепции свободного образования в Англии, Америке и Германии. Еще в то время, сколько лет тому назад, наш преподаватель смог донести до нас студентов того времени необходимость, значимость этой системы в работе педагога как на уровне школы так и детского сада. Тогда уже мне стало интересно, почему именно эта система в Европе например, так актуальна, популярна и применяема. Я стала искать источники и постаралась более углубленно изучить данную проблему. И только потом, по истечении многих лет, работая в детском саду, когда стали актуальны требования ФГТ, а потом и ФГОС, наблюдая за детьми и понимая какие они разные, требующие индивидуального подхода, я вспомнила про эту методику. Мне захотелось самой разобраться, проанализировать и может быть постараться применить принципы этой концепции в своей практике.
Давайте представим наш обычный детский сад: детей, которые пришли в группу и воспитателя. Кто - то из них очень застенчивый, закомплексованный не хочет идти на контакт с воспитателем, кто - то из них наоборот очень подвижный и активный, ему все интересно, он все хочет попробовать, а кто - то проснулся вообще не в настроении, он хочет к маме, ничего ему неинтересно, ничем его не завлечь. А воспитателю необходимо сегодня прийти к определенному результату. Как найти к каждому свой подход? Опираясь на знания концепции, я могу с определенностью сказать, чтобы привлечь всех детей и получить результат, я должна создать такую атмосферу и благоприятные условия для заинтересованности в этой теме, чтобы каждому ребенку сидящему передо мной захотелось попробовать проявить себя, может быть кто - то проявит желание лепить, конструировать, рисовать, а кому - то захочется просто посидеть и пофантазировать, и не надо им в этом мешать. А мне как воспитателю необходимо предоставить детям право этого выбора, не ограничивать их и не втискивать в узкие рамки.
И вот как раз здесь мне приходит на помощь концепция Free education. Идея свободного образования подразумевает обращение к моделям образования и воспитания, приоритет в которых отдается самоопределению ребенка, а в основу положены любовь к нему, уважение его интересов, потребностей, желаний. К таким моделям относят педагогику Рудольфа Штейнера [6, с.141] М. Монтесорри, Д. Дьюи.
Исследователи этого явления выделяют следующие основные принципы свободного образования: самостоятельность и инициативность в обучении и воспитании, экспериментальный характер воспитательной работы, формирование свободного, творческого, морально и физически здорового, делового и социально активного человека. Основой деятельности первых английских педагогов этой концепции было свободное гармоничное развитие личности воспитанника в благоприятных условиях «новых» учреждений (школ). Они были расположены в сельской местности, что благотворно сказывалось не только на здоровье, но и на психике детей.
Индивидуальным подход ко всем учащимся в процессе их воспитания и обучения, способствующего само актуализации и само реализации школьников с различными образовательными потребностями, использованием экспериментальных методов и средств обучения, и воспитания. Здесь начали использовать проективный тип организации учебно-воспитательной работы.
Джон Дьюи писал, «Ребенок постоянно деятелен и сам даст ход заложенным в него способностям. Роль же воспитателя сводится к тому, чтобы дать правильное направление его деятельности». [3, с. 240] Полностью согласна с ним, но для того, чтобы осуществить эту деятельность необходимы соответствующие условия.
Особую актуальность приобретает идея воспитания подрастающего поколения, способного к саморазвитию, самореализации, воспитанного на основе общечеловеческих ценностей, сотрудничества педагога и воспитанника, творческому развитию сил и способностей последнего в свете положений Федерального закона об образовании в Российской Федерации 2012 года, его получение в соответствии с наклонностями и потребностями ребенка, создание условий для его самореализации, развития способностей, а также предоставление педагогам права выбора форм обучения и воспитания.
Тема моей методической работы: «Реализация права на свободу выбора деятельности ребенка в условиях развивающей среды».
Среда развития возможность ребенку испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявить самостоятельность, утвердить себя как активного лидера.
Целью организующей функции среды является предложение ребенку всевозможных материалов для его активного участия в различных мероприятиях. В некотором смысле, содержание и тип развивающей среды служат стимулом для дошкольника выбрать тип самостоятельной деятельности, который будет соответствовать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.
Воспитатель не навязывает ребенку свое мнение. Его задача - организовать групповое пространство, то есть зоны интересов детей, и обеспечить эти зоны необходимым материалом для самостоятельного развития ребенка; сформировать у детей способность выбирать тип занятий, планировать их деятельность и самостоятельно их анализировать.
Если воспитатель правильно подбирает контент деятельности с дошкольниками, который соответствует их интересам, и эмоционально склонен к предлагаемому занятию, то проблемы присоединения к нему детей просто не возникает.
Родители воспитанников - это первые помощники в организации предметно - развивающей среды. Накануне родителей информируют о предстоящей теме недели, и предлагают им принести любую информацию или предметы, касающиеся данной темы.
Воспитатель, основываясь на интересах и играх детей, предлагает им занятия, которые стимулируют их познавательную деятельность. Тематические игровые центры дают детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области знаний.
В связи с изменениями развивающей среды в группе был обсужден вопрос о том, какие формы взаимодействия с ребенком выбрать, чтобы его деятельность в условиях обогащенной развивающей среды стимулировалась свободой выбора деятельности, что ребенок играть, исходя из своих интересов и возможностей, стремясь к самоутверждению не по воле взрослого, а по его собственному желанию, под воздействием игровых материалов, привлекающих его внимание, чтобы этот процесс не был спонтанным, а целенаправленным. Ответ на этот вопрос помог мне изучить материалы о групповом сборе.
Цели группового сбора:
- обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, интересах детей;
- формирование мотивации на предстоящие мероприятия;
- предоставление информации о материалах в действующих центрах и планирование деятельности в центрах;
- осуществление выбора деятельности исходя из собственных интересов и потребностей;
- обмен информацией о прошедших и предстоящих событиях, выявление интересов детей;
- установление общности детей и взрослых группы.
Таким образом, существенными характеристиками организации непосредственно образовательной деятельности в контексте реализации права на свободу деятельности ребенка в развивающей среде детского сада являются:
1. Привлечение взрослого к занятиям наравне с детьми.
2. Добровольное участие детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения).
3. Свободное общение и движение детей вовремя непосредственно образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства).
4. Неограниченный временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
При организации непосредственно образовательной деятельности в таких условиях положение детей также меняется.
1. Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это не введение вседозволенности и анархии. У ребенка есть возможность выбрать – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим. Это свобода выбора между деятельностями и их содержанием, а не между действием и бездействием.
2. Определяется порядок и организация совместной деятельности: беспрепятственное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми во время работы и перемещение по мере необходимости. В процессе работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним свои вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет.
3. Дети могут работать в разном темпе. Каждый ребенок может определить объем работы для себя сам: что он будет делать, и сделает это хорошо, и доведет начатое до конца. Дети, которые завершили работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. Если ребенок не справился с работой, он может продолжить ее в последующие дни.
Безусловно, то что предлагает делать взрослый, должно быть необходимым и занимательным для ребенка. Значимость для ребенка предлагаемой взрослым деятельности является основной гарантией развивающего эффекта.
1. Амонашвили Ш. А. Размышление о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001 - 464 с.
2. Дьюи Д. Ideals, aims and methods of education. L., 1922. - 300 с.
3. Дьюи Д. От ребенка - к миру, от мира - к ребенку. М.: Карапуз, 2009. - 350 с. - (Педагогика детства).
4. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, 1997. - 208 с.
5. Кирьянова, A.A. Основные тенденции развития «новых» школ в Западной Европе [Электронный ресурс] / A.A. Кирьянова // Событие. Украина. - Режим доступа: http://www.artek.ua/information/ Artek
6. Штейнер Р. Искусство воспитания. Методика и дидактика. СПб: Деметра, 1996 - 220 с.
7. Штейнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. М., 1994.
«Реализация права свободного выбора деятельности ребенка в условиях развивающей среды детского»
“Realization of the right of free choice of the activity by the child in the conditions of the developing environment of kindergarten”
Ключевые слова: организация развивающей среды, индивидуальные особенности, право на свободу выбора деятельности, самоопределение ребенка, самореализация, развитие способностей.
Key words: organization of the developing environment, individual characteristics, the right to freedom of choice of activity, child's self-determination, self-realization, development of abilities.
В статье представлена работа воспитателя по организации развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида, способствующей реализации права ребенка на свободу выбора его деятельности. Подробно описаны цели и характеристики организации образовательной деятельности в условиях развивающей среды. Особое внимание уделено концепции свободного образования в «новых» школах Англии, Европы и Америки, ее основные принципы, которые во многом созвучны с основными принципами Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования.
The article presents the work of an educator on the organization of a developing environment in the conditions of a pre-school educational institution of a combined type that contributes to the realization of the child’s right to freedom of choice of his activity. The objectives and characteristics of the organization of educational activities in a developing environment are described in detail. Particular attention is paid to the concept of free education in the "new" schools of England, Europe and America, its basic principles, which are largely consonant with the basic principles of the Federal State Educational Standard of Pre-school Education.
В последнее десятилетие дошкольное образование подвержено изменениям. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования являются поиск и освоение инноваций, способствующих проявлению качественных изменений в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Английский философ Фрэнсис Бэкон писал: «Время есть величайший из новаторов». И действительно, оно затрагивает все сферы нашей жизни, в том числе и образование, требуя его постоянного обновления. Сегодня уже всем становится очевидным, что «новое» время требует свои стандарты, и как показывает мировая практика, формирование новой личности неосуществимо традиционными подходами к образованию ребенка. И потому введение новых стандартов в образовании - было требованием времени. Следуя стандарту образования, мы должны прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка.
С внедрением федерального стандарта у меня, наверно, как и у многих из моих коллег - педагогов возникло ряд трудностей с применением на практике задач и принципов стандарта. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования созвучен одному из принципов так называемого Free education (Свободного образования).
Один из ярких представителей концепции свободного образования в «новых» школах Англии, Европы и Америки Джон Дьюи писал: «Ребенок усваивает материал не просто слушая или воспринимая органами чувств, а в результате (как результат) возникшей у него потребности в знаниях, и следовательно обучаемый является активным субъектом своего обучения.» «Воспитание - это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни». [5, электронный ресурс]
Во время учебы в педагогическом университете на факультете иностранных языков нам рассказывали о концепции свободного образования в Англии, Америке и Германии. Еще в то время, сколько лет тому назад, наш преподаватель смог донести до нас студентов того времени необходимость, значимость этой системы в работе педагога как на уровне школы так и детского сада. Тогда уже мне стало интересно, почему именно эта система в Европе например, так актуальна, популярна и применяема. Я стала искать источники и постаралась более углубленно изучить данную проблему. И только потом, по истечении многих лет, работая в детском саду, когда стали актуальны требования ФГТ, а потом и ФГОС, наблюдая за детьми и понимая какие они разные, требующие индивидуального подхода, я вспомнила про эту методику. Мне захотелось самой разобраться, проанализировать и может быть постараться применить принципы этой концепции в своей практике.
Давайте представим наш обычный детский сад: детей, которые пришли в группу и воспитателя. Кто - то из них очень застенчивый, закомплексованный не хочет идти на контакт с воспитателем, кто - то из них наоборот очень подвижный и активный, ему все интересно, он все хочет попробовать, а кто - то проснулся вообще не в настроении, он хочет к маме, ничего ему неинтересно, ничем его не завлечь. А воспитателю необходимо сегодня прийти к определенному результату. Как найти к каждому свой подход? Опираясь на знания концепции, я могу с определенностью сказать, чтобы привлечь всех детей и получить результат, я должна создать такую атмосферу и благоприятные условия для заинтересованности в этой теме, чтобы каждому ребенку сидящему передо мной захотелось попробовать проявить себя, может быть кто - то проявит желание лепить, конструировать, рисовать, а кому - то захочется просто посидеть и пофантазировать, и не надо им в этом мешать. А мне как воспитателю необходимо предоставить детям право этого выбора, не ограничивать их и не втискивать в узкие рамки.
И вот как раз здесь мне приходит на помощь концепция Free education. Идея свободного образования подразумевает обращение к моделям образования и воспитания, приоритет в которых отдается самоопределению ребенка, а в основу положены любовь к нему, уважение его интересов, потребностей, желаний. К таким моделям относят педагогику Рудольфа Штейнера [6, с.141] М. Монтесорри, Д. Дьюи.
Исследователи этого явления выделяют следующие основные принципы свободного образования: самостоятельность и инициативность в обучении и воспитании, экспериментальный характер воспитательной работы, формирование свободного, творческого, морально и физически здорового, делового и социально активного человека. Основой деятельности первых английских педагогов этой концепции было свободное гармоничное развитие личности воспитанника в благоприятных условиях «новых» учреждений (школ). Они были расположены в сельской местности, что благотворно сказывалось не только на здоровье, но и на психике детей.
Индивидуальным подход ко всем учащимся в процессе их воспитания и обучения, способствующего само актуализации и само реализации школьников с различными образовательными потребностями, использованием экспериментальных методов и средств обучения, и воспитания. Здесь начали использовать проективный тип организации учебно-воспитательной работы.
Джон Дьюи писал, «Ребенок постоянно деятелен и сам даст ход заложенным в него способностям. Роль же воспитателя сводится к тому, чтобы дать правильное направление его деятельности». [3, с. 240] Полностью согласна с ним, но для того, чтобы осуществить эту деятельность необходимы соответствующие условия.
Особую актуальность приобретает идея воспитания подрастающего поколения, способного к саморазвитию, самореализации, воспитанного на основе общечеловеческих ценностей, сотрудничества педагога и воспитанника, творческому развитию сил и способностей последнего в свете положений Федерального закона об образовании в Российской Федерации 2012 года, его получение в соответствии с наклонностями и потребностями ребенка, создание условий для его самореализации, развития способностей, а также предоставление педагогам права выбора форм обучения и воспитания.
Тема моей методической работы: «Реализация права на свободу выбора деятельности ребенка в условиях развивающей среды».
Среда развития возможность ребенку испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявить самостоятельность, утвердить себя как активного лидера.
Целью организующей функции среды является предложение ребенку всевозможных материалов для его активного участия в различных мероприятиях. В некотором смысле, содержание и тип развивающей среды служат стимулом для дошкольника выбрать тип самостоятельной деятельности, который будет соответствовать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.
Воспитатель не навязывает ребенку свое мнение. Его задача - организовать групповое пространство, то есть зоны интересов детей, и обеспечить эти зоны необходимым материалом для самостоятельного развития ребенка; сформировать у детей способность выбирать тип занятий, планировать их деятельность и самостоятельно их анализировать.
Если воспитатель правильно подбирает контент деятельности с дошкольниками, который соответствует их интересам, и эмоционально склонен к предлагаемому занятию, то проблемы присоединения к нему детей просто не возникает.
Родители воспитанников - это первые помощники в организации предметно - развивающей среды. Накануне родителей информируют о предстоящей теме недели, и предлагают им принести любую информацию или предметы, касающиеся данной темы.
Воспитатель, основываясь на интересах и играх детей, предлагает им занятия, которые стимулируют их познавательную деятельность. Тематические игровые центры дают детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области знаний.
В связи с изменениями развивающей среды в группе был обсужден вопрос о том, какие формы взаимодействия с ребенком выбрать, чтобы его деятельность в условиях обогащенной развивающей среды стимулировалась свободой выбора деятельности, что ребенок играть, исходя из своих интересов и возможностей, стремясь к самоутверждению не по воле взрослого, а по его собственному желанию, под воздействием игровых материалов, привлекающих его внимание, чтобы этот процесс не был спонтанным, а целенаправленным. Ответ на этот вопрос помог мне изучить материалы о групповом сборе.
Цели группового сбора:
- обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, интересах детей;
- формирование мотивации на предстоящие мероприятия;
- предоставление информации о материалах в действующих центрах и планирование деятельности в центрах;
- осуществление выбора деятельности исходя из собственных интересов и потребностей;
- обмен информацией о прошедших и предстоящих событиях, выявление интересов детей;
- установление общности детей и взрослых группы.
Таким образом, существенными характеристиками организации непосредственно образовательной деятельности в контексте реализации права на свободу деятельности ребенка в развивающей среде детского сада являются:
1. Привлечение взрослого к занятиям наравне с детьми.
2. Добровольное участие детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения).
3. Свободное общение и движение детей вовремя непосредственно образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства).
4. Неограниченный временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
При организации непосредственно образовательной деятельности в таких условиях положение детей также меняется.
1. Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это не введение вседозволенности и анархии. У ребенка есть возможность выбрать – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим. Это свобода выбора между деятельностями и их содержанием, а не между действием и бездействием.
2. Определяется порядок и организация совместной деятельности: беспрепятственное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми во время работы и перемещение по мере необходимости. В процессе работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним свои вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет.
3. Дети могут работать в разном темпе. Каждый ребенок может определить объем работы для себя сам: что он будет делать, и сделает это хорошо, и доведет начатое до конца. Дети, которые завершили работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. Если ребенок не справился с работой, он может продолжить ее в последующие дни.
Безусловно, то что предлагает делать взрослый, должно быть необходимым и занимательным для ребенка. Значимость для ребенка предлагаемой взрослым деятельности является основной гарантией развивающего эффекта.