Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Реализация проекта "Экология чувств" | Мой кабинет. Работа №341397

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Реализация проекта «Экология чувств»

Данный проект, хотим напомнить, был долгосрочный, работу мы начала 3  года назад, когда к нам пришли дети из яслей и начиная со 2 младшей группы мы начали работать.

         Все вы конечно знаете, что дошкольный возраст является периодом становления личности, интенсивного формирования эмоционально-нравственных основ ее культуры, об этом говорили известные педагоги Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Нравственное развитие тесно связано с развитием эмоциональной сферы и является одной из центральных линий психического развития дошкольника. При переходе от раннего к дошкольному возрасту изменяется содержание эмоций, а также их место и роль в структуре деятельности. Развитие эмоциональной сферы ребенка и воспитание на этой основе его чувств являются важной задачей (А.В. Запорожец).

В настоящее время одна из проблем современности состоит в том, что многие дети имеют проблемы в эмоциональном развитии, а именно — не умеют откликаться на чувства и эмоциональные состояния других, неадекватно реагируют на многие вещи. Во многих семьях лучшими друзьями ребёнка являются телевизор и компьютер, смартфон и планшет, а любимейшие занятия — просмотр мультфильмов и компьютерные игры. В результате подобного образа жизни дети меньше общаются и с взрослыми, и со сверстниками; дошкольники не внимательны и нечувствительны к окружающим, не умеют контролировать и уместно проявлять эмоции, взаимодействовать с окружающими. А это в свою очередь влияет на развитие  адаптации и социализации ребенка в школе и обществе.  

Работая на опережение и устранение данной проблемы, мы решили создать проект под названием «Экология Чувств». Основная цель которого – создание психолого-педагогических условий для сохранения и укрепления здоровья детей через формирование нравственной стороны семейного воспитания, через внедрение в работу пособия Казимирской Тамары Анатольевны под названием «Экология чувств».

Ежегодно, в начале учебного года мы определяли задачи для данной возрастной группы по реализации проекта, а также планировали работу со всеми участниками образовательных отношений: с детьми, педагогами, родителями (законными представителями). Данная работа включала в себя составление перспективного плана работы с детьми, плана работы с родителями (законными представителями), а педагогов мы ежегодно на педагогических советах знакомили с результатами работы за год, делились оптом, рассказывали какие формы и методы работы были использованы.

 

Конечно, управлять эмоциями маленькому ребёнку не под силу, потому что он прежде всего должен узнать, что это такое. Он должен понимать, почему ему сейчас грустно, почему он смеётся или, к примеру злится.  И на протяжении всех этих лет мы знакомили детей с различными эмоциями и чувствами, учили узнавать, проживать, проговаривали эмоции, обсуждали что они чувствуют и как в данный момент и в различных ситуациях, иными словами – мы развивали эмоциональный интеллект.

 

Эмоции – это тоже знания, получаемые посредством опыта и разъяснений взрослых. Все эмоции и чувства важны и нужны для нравственного становления каждого человека.

На 2021-2024 учебный год, в подготовительной к школе группе, приоритетной задачей стала - развивать чувство собственного достоинства, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты, развивать волевые  усилия, саморегуляцию, самоконтроль.

Хочется напомнить, что на 6-7 году жизни усиливается эмоциональная вовлеченность в действия и переживания сверстника. Появляется стремление не только отозваться на переживание, но и понять их (почему Боре грустно? Почему он плачет? Что его так расстроило?). Появляется бескорыстное желание помочь другому, уступить. Также этот возраст сопровождается очередным этапом в развитии, который называют кризисом саморегуляции, кризисом 7 лет.

О его приближении может сигнализировать быстрая утомляемость ребенка, повышенная раздражительность. Поведение ребенка может быть вычурным, утрированным, появляется демонстративная наивность, капризы, упрямство, острая реакция на критику. Иногда проявляется излишняя агрессивность. А у других детей, наоборот, – застенчивость. Он требует к себе внимания, с трудом управляет своими чувствами.

Российская Федерация Свердловской области Орган местного самоуправления «Управление образования Каменск-Уральского городского округа»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения

«Детский сад № 12 комбинированного вида

Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Лесная ,10

 

 

Реализация проекта «Экология чувств»

 

Данный проект, хотим напомнить, был долгосрочный, работу мы начала 3 года назад, когда к нам пришли дети из яслей и начиная со 2 младшей группы мы начали работать.

Все вы конечно знаете, что дошкольный возраст является периодом становления личности, интенсивного формирования эмоционально-нравственных основ ее культуры, об этом говорили известные педагоги Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Нравственное развитие тесно связано с развитием эмоциональной сферы и является одной из центральных линий психического развития дошкольника. При переходе от раннего к дошкольному возрасту изменяется содержание эмоций, а также их место и роль в структуре деятельности. Развитие эмоциональной сферы ребенка и воспитание на этой основе его чувств являются важной задачей (А.В. Запорожец).

В настоящее время одна из проблем современности состоит в том, что многие дети имеют проблемы в эмоциональном развитии, а именно — не умеют откликаться на чувства и эмоциональные состояния других, неадекватно реагируют на многие вещи. Во многих семьях лучшими друзьями ребёнка являются телевизор и компьютер, смартфон и планшет, а любимейшие занятия — просмотр мультфильмов и компьютерные игры. В результате подобного образа жизни дети меньше общаются и с взрослыми, и со сверстниками; дошкольники не внимательны и нечувствительны к окружающим, не умеют контролировать и уместно проявлять эмоции, взаимодействовать с окружающими. А это в свою очередь влияет на развитие адаптации и социализации ребенка в школе и обществе.

Работая на опережение и устранение данной проблемы, мы решили создать проект под названием «Экология Чувств». Основная цель которого – создание психолого-педагогических условий для сохранения и укрепления здоровья детей через формирование нравственной стороны семейного воспитания, через внедрение в работу пособия Казимирской Тамары Анатольевны под названием «Экология чувств».

Ежегодно, в начале учебного года мы определяли задачи для данной возрастной группы по реализации проекта, а также планировали работу со всеми участниками образовательных отношений: с детьми, педагогами, родителями (законными представителями). Данная работа включала в себя составление перспективного плана работы с детьми, плана работы с родителями (законными представителями), а педагогов мы ежегодно на педагогических советах знакомили с результатами работы за год, делились оптом, рассказывали какие формы и методы работы были использованы.

 

Конечно, управлять эмоциями маленькому ребёнку не под силу, потому что он прежде всего должен узнать, что это такое. Он должен понимать, почему ему сейчас грустно, почему он смеётся или, к примеру злится. И на протяжении всех этих лет мы знакомили детей с различными эмоциями и чувствами, учили узнавать, проживать, проговаривали эмоции, обсуждали что они чувствуют и как в данный момент и в различных ситуациях, иными словами – мы развивали эмоциональный интеллект.

 

Эмоции – это тоже знания, получаемые посредством опыта и разъяснений взрослых. Все эмоции и чувства важны и нужны для нравственного становления каждого человека.

На 2021-2024 учебный год, в подготовительной к школе группе, приоритетной задачей стала - развивать чувство собственного достоинства, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты, развивать волевые усилия, саморегуляцию, самоконтроль.

Хочется напомнить, что на 6-7 году жизни усиливается эмоциональная вовлеченность в действия и переживания сверстника. Появляется стремление не только отозваться на переживание, но и понять их (почему Боре грустно? Почему он плачет? Что его так расстроило?). Появляется бескорыстное желание помочь другому, уступить. Также этот возраст сопровождается очередным этапом в развитии, который называют кризисом саморегуляции, кризисом 7 лет.

О его приближении может сигнализировать быстрая утомляемость ребенка, повышенная раздражительность. Поведение ребенка может быть вычурным, утрированным, появляется демонстративная наивность, капризы, упрямство, острая реакция на критику. Иногда проявляется излишняя агрессивность. А у других детей, наоборот, – застенчивость. Он требует к себе внимания, с трудом управляет своими чувствами.

В течение учебного года, реализуя перспективный план проведены различные формы работы с детьми:

- это и беседы на такие темы как «Ласковые слова», «Про конфликты», «Моя семья», «Родина»;

- это и чтение рассказов с последующим обсуждением, например Алябьева Сказка «Как крестьяне прогнали Горе- Печаль», «Сказка о солнышке», и т

- это и занятия «Давайте никогда не ссориться», «Моя семья», «Любовь к Родине», «Рисуем портрет папы», «Мама», «Хочу быть здоровым», «Не бросайте люди кукол»;

- это и рисование и аппликации «Цветы для мам», «Портрет пап», «Моя семья» ; и тд.

 

- это и совместное изготовление дидактических игр: «Одень куклу мальчик/девочку», лото «Эмоции», и др.

 

- это и изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Армия», «Семья»

 

- а также различные подвижные игры, направленные на укрепление психофизического развития «Ласковые слова», «Веселые ребята», «Волны», «Море волнуется раз», «Быстро в домик».

 

На протяжении реализации данного проекта мы пополняли развивающую предметно-пространственную среду: были приобретены и изготовлены различные игры на развитие эмоций и чувств, тренажеры для развития эмоционального интеллекта, карточки с эмоциями и проблемными ситуациями, часть которых представлена на экране.

Работа с родителями (законными представителями) тоже проходила в течение учебного года: проведено родительское собрание, на котором мы познакомили родителей (законных представителей) с задачами на год и этапами реализации проекта. Была предложена памятка на тему «Эмоциональный интеллект», консультация в официальном родительском чате на тему: «Семейные взаимоотношения как основа развития ребенка». Также родители (законные представители), совместно с детьми выполняли задание-упражнение «Цветок – Ласковый лепесток», просмотр мастер – класса на ютуб канале по изготовлению игр на тренировку и закрепление эмоций «Кубик эмоции» («Лего эмоций»), игра «Эмоции» состоящая из веселых упражнений для развития мимики снятия эмоционального напряжения, а также развивающие видео «Эмоции и чувства для детей», «Какие бывают эмоции».

Проведено заключительно занятие на тему «Не бросайте люди кукол», на котором дети изготовили коробку для хранения игрушек. Целью которого было воспитание и развитие чувства любви, внимания, уважения и бережного отношения к игрушкам.

Планируем проведение совместного итогового мероприятия с детьми и их родителями (законными представителями) в виде «квест-игры» с целью объединения всех участников проект

Таким образом, в результате работы над проектом мы видим положительные изменения, произошедшие в развитии детей на протяжении всего периода. Атмосфера в группе благоприятная. («эмоциональный комфорт»).

Детский коллектив стал более сплоченным, дружным - дети помогают друг другу, умеют слушать собеседника, считаться с его мнением, стали более внимательны к своим сверстникам, а также и взрослым. Наблюдается меньше ссор, конфликтов. Большинство детей могут находить выход из конфликтной ситуации путем переговоров. У детей появилось желание мирно разрешать конфликты. В общении детей, в игре все чаще слышим вежливые слова. Дети знают правила поведения и стараются им следовать. Но у некоторых детей еще недостаточно развиты волевые процессы, саморегуляция, самоконтроль, наблюдается упрямство, острая реакция на критику – все это связано с кризисом 7 лет и недостаточным развитием эмоционально-волевой сферы.

 

Применяя разные методы и формы работы, используем наблюдение за детьми, индивидуальные беседы, с целью выявления и определения проблем у детей в личностном плане: например, таких как проявление агрессии, тревожности, неуверенного поведения. И оказывали своевременную психолого-педагогическую поддержку детям, дополнительно приводили беседы с детьми, дискуссии, проигрывали проблемные, спорные ситуации и учили детей конструктивным способам общения.

Исходя из этого, на основе выявленных проблем, каких-то спорных ситуаций мы вносили коррективы в работу. А также оказывали консультативную помощь родителям (законным представителям), проводили беседы, индивидуальные консультации.

Таким образом, в ходе реализации нашего проекта «Экология чувств» и в соответствии с запланированными результатами, мы считаем, что данная работа была сделана достаточно хорошо:

- дети обладают чувством собственного достоинства, способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляют свои чувства, в том числе обладают чувством веры в себя, стараются разрешать конфликты

- достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения

- способны к волевым усилиям, следуют социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх.

И в заключении хочется сказать: «Эмоции и чувства— это основа благополучного душевного состояния ребёнка, его успешного общения, развития и дальнейшей жизни. Малыш реагирует на окружающий мир с посредством эмоций. Поэтому нужно обязательно развивать эмоциональную сферу ребенка, его эмоциональный интеллект с раннего возраста».

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X