Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Реализация проекта "Наставник ЮИД" в Липецкой области | Овчинников Юрий Алексеевич. Работа №342593

Дата публикации:
Автор:
Описание:

статье рассматривается реализация   эффективного педагогического инструмента, который может быть использован для решения задачи повышения качества работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. К нему автор статьи относит разновидность модели наставнической деятельности – «ученик-ученик».

Объектом исследования статьи стала реализация федерального проекта «Наставник ЮИД» в образовательных организациях Липецкой области. Основными методами исследования являются анализ научной и методической литературы по проблеме внедрения наставничества в общеобразовательную школу, методы эмпирического исследования, наблюдение, анкетирование.

Цель статьи состоит в выявлении эффективности использования модели наставнической деятельности «ученик-ученик» при осуществлении профилактической и профориентационной работы. Исследование проведено в рамках реализации федерального проекта «Наставник ЮИД». В ней приняло участие   16 наставников   ЮИД, которые провели 18 занятий для 166 обучающихся старших групп ДОУ и 1-2 классов общеобразовательных организаций в октябре-ноябре 2023 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Реализация федерального проекта «Наставник ЮИД» в образовательных организация Липецкой области, как элемент системы наставничества: итоги, выводы, пути совершенствования».

Старший методист ГБУ ДО «ЦДО ЛО»

Ю.А. Овчинников

Аннотация. В статье рассматривается реализация эффективного педагогического инструмента, который может быть использован для решения задачи повышения качества работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. К нему автор статьи относит разновидность модели наставнической деятельности – «ученик-ученик».

Объектом исследования статьи стала реализация федерального проекта «Наставник ЮИД» в образовательных организациях Липецкой области. Основными методами исследования являются анализ научной и методической литературы по проблеме внедрения наставничества в общеобразовательную школу, методы эмпирического исследования, наблюдение, анкетирование.

Цель статьи состоит в выявлении эффективности использования модели наставнической деятельности «ученик-ученик» при осуществлении профилактической и профориентационной работы. Исследование проведено в рамках реализации федерального проекта «Наставник ЮИД». В ней приняло участие 16 наставников ЮИД, которые провели 18 занятий для 166 обучающихся старших групп ДОУ и 1-2 классов общеобразовательных организаций в октябре-ноябре 2023 года.

Реализация проекта способствовала развитию интереса младших школьников к получению знаний о правилах дорожного движения, развитию личности обучающихся, а у обучающихся- Наставников их профессиональной ориентации в сфере педагогики.

Ключевые термины: наставничество, наставник, юные инспекторы движения, модель наставничества, безопасность дорожного движения, дорожный чемоданчик, ЮИД, ПДД РФ.

 

В целях достижения задач федеральных проектов обучающихся в современном образовании «Современная школа», «Социальная активность», «Успех каждого ребенка», национальный проект «Образование» разработаны целевые модели: «учитель-ученик» и «ученик-ученик». Реализация моделей взаимосвязана между собой по целям, результатам.

Они предусматривают единые подходы и инструментарий реализации, так как реализуют единую цель. Теоретическим фундаментом проектирования моделей наставничества стала совокупность методологических подходов и концепций: системного (П. К. Анохин, Б. Ф. Ломов), комплексного (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов), личностно ориентированного (А. В. Дубинина, Е. В. Бондаревская, И. С. Якиманская), аксиологического (Д. А. Леонтьев, В. А. Сластенин и др.).

Рассмотрению вопроса наставничества неоднократно уделяли особое внимание учёные: С.А. Батышев, В.А. Сластенин, Н.А. Томин, В.В. Шапкин и др. Сущность понятия наставничества раскрыли в своих трудах С.Г. Вершловский, С.Я. Батышев, Л.Н. Лесохина, В.Г. Сухобская и др. Современная педагогическая наука под наставничеством понимает поддержку учащегося, студента, при помощи которой происходит более эффективное распределение личностных ресурсов, самоопределение в профессиональном и культурном отношении, формирование гражданской позиции.

В статье рассматривается модель «Ученик — ученик», которая предполагает взаимодействие учащихся, при котором один из учащихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого.

Данная модель была применена при реализации федерального проекта «Наставник ЮИД», который представляет собой следующее. В 45 регионах России в ноябре 2023 года был реализован образовательный проект «Наставник ЮИД», направленный на развитие и поддержку наставничества в сфере безопасности дорожного движения.

Мероприятия проводились в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» Национального проекта «Безопасные качественные дороги». Их целью стали выявление новых форм, практик и инновационного педагогического опыта по обучению детей основам безопасности дорожного движения, с использованием наставнической модели «ученик-ученик».

Основной идеей проекта «Наставник ЮИД» служит увеличение внимания к наставничеству среди участников отрядов ЮИД, которые, по мере прохождения предшествующих ступеней развития в ЮИД и накопления знаний в области безопасности дорожного движения (далее - БДД) и Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ), получают возможность передать свой опыт детям дошкольного и младшего школьного возраста в возрасте от 5 до 8 лет и вовлечь их в деятельность ЮИД путем проведения занятий с использованием специального оборудования и сценариев, созданных для реализации Проекта.

В Липецкой области проект реализовывался следующим образом. Координатором проекта стал автор статьи, который исходя из существующих возможностей и опыта юидовской деятельности определил и согласовал образовательные организации Липецкой области, которые приняли в нем участие. Занятия по изучению правил дорожного движения проводились в 4-х образовательных организациях: МОУ СОШ № 5 г. Липецка, ДОУ № 91 г. Липецка, МБ ДОУ «Радуга» п. Лев-Толстой и МБОУ им. Л.Н. Толстого п. Лев-Толстой. Наставниками ЮИД стали обучающиеся 9-10 классов МОУ СОШ №77 г. Липецка, МБОУ гимназия № 12 г. Липецка и МБОУ им. Л.Н. Толстого п. Лев-Толстой.

Реализация осуществлялась следующим образом. Вначале была проведена подготовка педагогами и руководителями отрядов ЮИД ЮИДовцев-наставников для проведения занятий с детьми в возрасте от 5 до 8 лет: знакомство с оборудованием, сценариями проведения занятий, особенностями взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, осуществлен их отбор. Было отобрано 16 наставников, отсеян 21. Это связано с тем, что к наставникам предъявлялись определенные требования: мотивационная готовность (готовность принимать участие в мероприятии, подготовка к проведению занятий, проведение репетиций др.), умение следовать инструкциям и правилам(выполнение алгоритма проведения занятий согласно сценарию, соблюдение формата занятий, понимание своей роли как наставника и др.), коммуникационные навыки (открытость к общению, грамотная речь, грамотная речь, умение разрешать конфликты и др.).

Далее координатором проекта был разработан календарный план проведения занятий в детских садах и начальной школе. После чего юидовцы-наставники начали проводить занятия с детьми, в соответствии с календарным планом.

Каждому школьнику, успешно прошедшему обучение на статус «наставник ЮИД», выдали «дорожный чемоданчик», где собрано все необходимое для проведения занятий: дорожная карта, иллюстрированные карточки и буклет по ПДД, набор дорожных знаков, светофоров и транспорта.

Следующим этапом стала работа старшеклассников-наставников в дошкольных образовательных организациях и в начальной школе. Они провели занятия для малышей в форме сюжетно-ролевых и деловых игр по темам: «Дети-пешеходы», «Дети-пассажиры» и «Дети-велосипедисты». За правильное выполнение заданий малыши получили подарки – светоотражающие элементы, значки и наклейки.

Наставники готовились к каждому приходу в школу или детский сад и видно было их волнение. Дети к которым они приходили с большим вниманием и уважением относились к своим сверстникам чем когда к ним приходит взрослый и что-то рассказывают на взрослом языке. А иногда нужно на детском. Игровая форма донесения материала более наглядная и мотивирующая чем формат лекций или презентаций.

Совместная деятельность обучающихся в подготовке к мероприятиям способствует развитию инициативы, коммуникативных качеств, формирует чувство ответственности, умение планировать свою деятельность и согласовывать ее с партнером по работе, учитывать чужое мнение, воспитывает коллектив единомышленников, раскрывает творческий потенциал каждого участника. 

Реализация проекта с использованием модели «ученик-ученик) способствовала развитию интереса младших школьников к получению знаний о правилах дорожного движения, развитию личности обучающихся и продемонстрировало, что внедрение в образовательный процесс технологии наставничества помогает в достижении главной цели – стимулированию инициативы подрастающего поколения в оказании помощи, желание делиться своим опытом. Кроме того психологическая поддержка младших и слабых, также способствует познанию детьми самих себя, своих возможностей, проявлению уважения к интересам других людей, воспитанию сочувствия и взаимоуважения, стремлению к самоуправлению.

Вместе с тем в ходе анкетирования Наставников было выявлено, что самой большой проблемой они считали проведение занятий с дошкольниками, так как в силу их возрастных особенностей трудно привлечь их внимание, они в любой момент готовы переключиться на деятельность не связанную с проводимым занятием.

В связи с этим, считаю целесообразным внедрение модели «ученик-ученик» с детьми для детей не моложе 7 лет.

 

 

 

Список используемой литературы.

1. Распоряжение Правительства РФ от 08.01.2018 N 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы».

2. Паспорт федерального проекта «Безопасность дорожного движения».

3. Паспорт национального проекта «Национальный проект «Безопасные качественные дороги»».

4. Концепция информационно-пропагандистского проекта по организации работы по привитию детям навыков безопасного участия в дорожном движении и вовлечению их в деятельность отрядов юных инспекторов движения.

5. Концепция развития наставничества в Российской Федерации

6. Федосеева Л. А. Концепция педагогического воспитания Е. В. Бондаревской // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https:// web.snauka.ru/issues/2019/08/90119 (дата обращения: 21.06.2022).

7. Столбова Е. А., Цилицкий В. С. Формирование основ ценностных ориентаций современных подростков вовлечения в практики наставничества // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2021. № 1. – С. 197–209

8. Челнокова Е. А., Тюмасева З. И. Эволюция системы наставничества в педагогической практике // Вестник Мининского университета, 2018. Т. 6, № 4. С.11–25.

9. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4–18. 5. Булаева Н. А., Шулов В. И., Дорогавцев А.В. Популяризация наставничества как действенного инструмента повышения качества образования // Вопросы науки и образования. 2020. № 22. С. 13–22

10. Игнатьева Е.В., Базарнова Н.Д. Наставничество в современной школе: миф или реальность? // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №2. С.1. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-1.

Челнокова Е.А., Тюмасева З.И. Эволюция системы наставничества в педагогической практике // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №4. С.11

11.Эволюция идей (концепций, теорий) о наставничестве. – Текст : электронный // Организационно-правовое обеспечение наставничества в работе с кадрами уголовно-исполнительной системы : учебно-методическое пособие / М. С. Нурбаев, С. П. Мишустин. – Самара : СЮИ ФСИН, 2015. – С. 7−11. – URL: https://studref.com/558244/pravo/evolyutsiya_idey_ kontseptsiy_teoriy_nastavnichestve (дата обращения: 01.02.2023) .

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×