Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе: эффективные стратегии и примеры заданий | Пинчук Ольга Владимировна. Работа №345917
В статье рассматриваются особенности реализации системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе. Описываются ключевые стратегии, направленные на развитие у младших школьников навыков самостоятельного мышления и умения решать задачи, используя активные методы обучения. Также приводятся примеры заданий, которые стимулируют познавательную деятельность учащихся и помогают глубже усваивать математические понятия.
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ЭФФЕКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
Пинчук Ольга Владимировна, учитель начальных классов
ГБОУ «Средняя школа № 35 г. о. Макеевка» Донецкой Народной Республики
Аннотация. В статье рассматриваются особенности реализации системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе. Описываются ключевые стратегии, направленные на развитие у младших школьников навыков самостоятельного мышления и умения решать задачи, используя активные методы обучения. Также приводятся примеры заданий, которые стимулируют познавательную деятельность учащихся и помогают глубже усваивать математические понятия.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, начальная школа, урок математики, активные методы обучения, познавательная деятельность, задания.
Системно-деятельностный подход в образовательной практике начальной школы играет важную роль в формировании у детей навыков самостоятельного мышления и умений, которые помогают им успешно справляться с решением учебных задач. В основе этого подхода лежит организация учебной деятельности таким образом, чтобы ученик был не просто пассивным слушателем, а активным участником процесса, способным анализировать, обобщать и применять полученные знания на практике. Уроки математики, являясь одними из важнейших дисциплин начального образования, дают отличную возможность для реализации системно-деятельностного подхода.
Одним из ключевых аспектов реализации данного подхода является активное вовлечение детей в процесс открытия новых знаний. Учитель должен создать условия, при которых ученик сам сможет прийти к осознанию математических закономерностей через решение задач, анализ примеров и выполнение различных практических заданий. Например, при изучении темы «Умножение чисел», можно предложить детям задачи на визуализацию множества объектов. Задача может звучать следующим образом: «У вас есть 5 коробок, в каждой коробке по 3 яблока. Сколько всего яблок у вас получится?» Дети могут использовать рисунки или физические объекты для наглядного понимания того, как выполняется операция умножения. Этот процесс помогает развивать не только математические навыки, но и способность к самостоятельным выводам.
Также важным моментом является использование метода проблемного обучения, который позволяет детям самим находить пути решения задач. Например, при изучении темы «Периметр прямоугольника», можно задать вопрос: «Как найти периметр, если известны только длины сторон?» В ходе обсуждения и анализа, ученики могут предложить различные способы решения, а учитель направит их к верному ответу, акцентируя внимание на взаимосвязи теории и практики.
Для успешной реализации системно-деятельностного подхода важна организация групповой работы. В группе каждый ученик может играть свою роль, что позволяет развивать навыки сотрудничества, а также дает возможность каждому ученику внести свой вклад в общее решение задачи. Например, при решении задач на логику можно предложить детям объединиться в пары или небольшие группы, где один ребенок будет читать задачу, другой — предлагать способ решения, а остальные — проверять результат. Таким образом, каждый участник группы задействован в процессе, что стимулирует коллективное мышление и обсуждение.
Еще одной важной стратегией в рамках данного подхода является проектная деятельность. Математические проекты позволяют ученикам применять знания в различных контекстах, что делает процесс обучения более осмысленным и мотивирующим. Например, можно предложить детям создать проект по измерению предметов класса. Они должны будут измерить длины парт, стульев и доски, а затем вычислить, сколько нужно материала для покрытия всей поверхности столов. Такая активность не только помогает закрепить математические знания, но и развивает у детей способность применять их в реальной жизни.
Примером эффективного задания для формирования навыков решения задач может быть следующее: «Нарисуйте два разных прямоугольника с одинаковым периметром. Чем они отличаются? Что общего у их периметра?» Такое задание стимулирует детей рассматривать различные аспекты одной и той же задачи, проводить сравнения и делать выводы, что способствует развитию аналитического мышления.
Для поддержания интереса учеников к изучению математики можно использовать игровые элементы в обучении. Например, в игре «Математическое путешествие» ученикам предлагается выполнить ряд задач, чтобы «пройти» определенный путь на карте. Каждый правильный ответ продвигает их на шаг вперед. Такая форма работы позволяет детям чувствовать себя исследователями и активными участниками процесса обучения, что мотивирует их к дальнейшим достижениям.
Кроме того, использование визуальных средств и материалов, таких как карточки, таблицы и схемы, помогает детям лучше усваивать информацию и организовывать её в голове. Например, на этапе введения новой темы учитель может использовать карточки с математическими символами и выражениями, которые дети должны будут самостоятельно упорядочить, находя между ними логическую связь.
Таким образом, системно-деятельностный подход на уроках математики в начальной школе способствует формированию у детей не только математических знаний и умений, но и навыков самостоятельного мышления, сотрудничества и анализа информации. Этот подход позволяет детям не просто запоминать правила и алгоритмы, но и осознавать их суть через практическое применение, что делает учебный процесс более интересным и эффективным. Учителю важно создавать условия для активного вовлечения каждого ученика в учебную деятельность, использовать игровые и проектные методы, а также организовывать работу в группах и парах для развития коллективного мышления и навыков взаимодействия.
Список литературы
Егорина
В.С. Формирование универсальных логических действий младших школьников и повышение эффективности образования. Журнал «Начальная школа
плюс До
и После». – 2018, № 10.
Истомина, Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителей. / Н.Б. Истомина - М.: Просвещение, 2015. - 64 с.
Реализация требований ФГОС начального общего
образования :
методическое пособие для учителя / [Н.Ф. Виноградова и др.] ; под ред. Н. Ф. Виноградовой. –
М. :
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. – 292 с.: ил.