Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка при обучении младших школьников | Зайкина Татьяна Михайловна. Работа №347169. Номер работы: №347169

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматривается реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе. Освещены основные принципы данного подхода, его значение для формирования коммуникативных и учебных компетенций младших школьников. Приведены примеры практических заданий и методов, которые способствуют развитию у детей интереса к языку и литературе, а также формированию их самостоятельности в обучении. Особое внимание уделяется роли учителя как организатора учебного процесса и наставника в познавательной деятельности учащихся. Статья будет полезна педагогам, стремящимся повысить эффективность уроков русского языка и развить у детей ключевые навыки, необходимые для успешного обучения.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, урок русского языка, младшие школьники, коммуникативные компетенции, учебная деятельность, педагогические технологии, организация учебного процесса.

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Зайкина Татьяна Михайловна, учитель начальных классов
Пичкиряевская ОШ-филиал МБОУ Придорожная СШ им.А.С.Новикова-Прибоя
Аннотация: В статье рассматривается реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе. Освещены основные принципы данного подхода, его значение для формирования коммуникативных и учебных компетенций младших школьников. Приведены примеры практических заданий и методов, которые способствуют развитию у детей интереса к языку и литературе, а также формированию их самостоятельности в обучении. Особое внимание уделяется роли учителя как организатора учебного процесса и наставника в познавательной деятельности учащихся. Статья будет полезна педагогам, стремящимся повысить эффективность уроков русского языка и развить у детей ключевые навыки, необходимые для успешного обучения.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, урок русского языка, младшие школьники, коммуникативные компетенции, учебная деятельность, педагогические технологии, организация учебного процесса.
Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку в начальной школе является важной составляющей образовательного процесса, способствующей активному вовлечению учащихся в изучение языка. Этот подход акцентирует внимание на процессах обучения и познания, рассматривая учащихся как активных участников, способных к самостоятельному и творческому решению учебных задач. В условиях начального обучения, когда формируется базовое понимание языка и его структуры, реализация данного подхода становится особенно актуальной.
Основным элементом системно-деятельностного подхода является деятельность учащихся. В контексте уроков русского языка это подразумевает активное участие детей в различных формах и методах работы, которые направлены на развитие их речевых, аналитических и критических навыков. Учащиеся не только усваивают информацию, но и активно её перерабатывают, что способствует более глубокому пониманию и закреплению изучаемого материала. Например, при изучении темы Сложные предложения учащиеся могут выполнять задания, где им необходимо не только узнать теоретические аспекты, но и самостоятельно составить сложные предложения, проанализировать их структуру, обсудить, как они могут изменять смысл высказывания.
Одной из ключевых задач учителя в рамках системно-деятельностного подхода является создание такой образовательной среды, которая бы способствовала самореализации каждого ученика. Это достигается через внедрение разнообразных педагогических технологий. К примеру, работа в группах или парах позволяет детям обмениваться мнениями, обсуждать задания, тем самым развивая коммуникативные навыки. На уроках русского языка можно использовать задания, где учащиеся составляют и обсуждают диалоги на заданную тему, обращая внимание на правильное построение предложений и использование лексики. Такой подход развивает у детей не только языковую грамотность, но и способность работать в команде.
Еще одним важным аспектом реализации системно-деятельностного подхода является включение элементов игрового обучения. Игры на уроках русского языка могут стать отличным инструментом для повышения мотивации и заинтересованности учащихся. Например, можно организовать игру Словесный аукцион, где дети должны будут угадывать слова по описаниям, что не только развивает их словарный запас, но и способствует активному использованию языка в непринужденной обстановке. Игровые элементы позволяют ученикам воспринимать обучение как увлекательный процесс, в котором они могут проявить свои знания и умения.
Не менее важным является формирование у младших школьников навыков самообразования и самооценки. В рамках системно-деятельностного подхода учитель может вводить такие формы работы, как рефлексия и самоанализ. После выполнения заданий целесообразно проводить обсуждение, где каждый ученик сможет оценить свои достижения, выявить слабые места и определить пути для дальнейшего развития. Например, можно предложить детям создать портфолио успехов, где они будут фиксировать свои достижения в изучении языка, что способствует развитию чувства ответственности за собственное обучение.
Ключевой задачей урока русского языка становится не просто передача знаний, а формирование умений и навыков, необходимых для дальнейшего обучения. Это может включать в себя различные виды деятельности: чтение, письмо, аудирование, говорение. Применение интегрированных заданий, например, создание творческого проекта на основе прочитанного произведения, способствует не только усвоению лексики и грамматики, но и развитию креативного мышления. Учащиеся могут, например, подготовить небольшую презентацию или театрализованное представление, основанное на сюжете прочитанного произведения, что требует от них не только языковых навыков, но и способности к коллективной работе.
Важно также учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Системно-деятельностный подход предполагает дифференцированный подход к обучению, где учитель учитывает уровень подготовки, интересы и потребности детей. Это может выражаться в предоставлении различных заданий на одном и том же уроке, где каждый ученик выбирает ту степень сложности, которая ему подходит. Такой подход способствует созданию атмосферы взаимопомощи и поддержки среди учеников.
Роль учителя в реализации системно-деятельностного подхода не следует недооценивать. Учитель становится не только передатчиком знаний, но и организатором, помощником, наставником. Важно, чтобы педагог создавал атмосферу доверия, где дети могли бы смело выражать свои мысли и идеи, задавать вопросы и высказывать сомнения. Эмоциональная поддержка и понимание со стороны учителя способствуют более глубокому усвоению материала и формированию у учеников интереса к изучаемому предмету.
Для успешной реализации системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку необходимо также учитывать взаимодействие с родителями. Участие родителей в учебном процессе может значительно повысить мотивацию учащихся. Например, можно организовать совместные мероприятия, где родители и дети смогут работать над проектами, изучать литературу, обсуждать прочитанное. Это создает дополнительную поддержку и подчеркивает важность изучения языка не только в школьной, но и в домашней обстановке.
Подводя итог, можно сказать, что реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе представляет собой многоуровневый и многогранный процесс. Этот подход не только развивает языковые навыки учащихся, но и способствует формированию их личностных качеств, таких как самостоятельность, креативность, умение работать в команде. Применение разнообразных методов и технологий обучения позволяет создать мотивирующую и поддерживающую среду, в которой каждый ребенок сможет реализовать свой потенциал и стать активным участником образовательного процесса.
Список литературы
Алиференко Л.М. Системно - деятельностный подход в обучении русскому языку в начальной школе // Символ науки. 2021. №9-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemno-deyatelnostnyy-podhod-v-obuchenii-russkomu-yazyku-v-nachalnoy-shkole
Скрынник Е.А. Формирование коммуникативных способностей на основе системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. №48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-sposobnostey-na-osnove-sistemno-deyatelnostnogo-podhoda-v-obuchenii-mladshih-shkolnikov
Стрельцова А.Д. Системно-деятельностный подход как основа реализации фгос // Форум молодых ученых. 2019. №5 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemno-deyatelnostnyy-podhod-kak-osnova-realizatsii-fgos
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×