Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе | Тарасенко Татьяна Александровна. Работа №320063

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В настоящее время цель современного урока несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории. В связи с тем, что введение ФГОС в образовательную систему требует от учителя предметных, метапредметных и личностных результатов актуальным становится внедрение в процесс обучения, начиная со ступени начального общего образования инновационных технологий, которые способствуют сделать урок современным, деятельностным, развивающим:

·                Технология проблемного обучения

·                Технология критического мышления

·                Технология деятельностного обучения

·                Проектная технология

·                ИКТ

·                Технология дифференцированного обучения

·                Здоровьесберегающая технология

·                Кейс-технология и др.

Наибольшее распространение в современной начальной школе получила технология деятельностного обучения. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Я считаю, что применение деятельностного метода обучения обеспечивает не только деятельность, но и глубокое и прочное усвоение знаний. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей. Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отраженного в положениях Закона РФ "Об образовании".

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе
Знание, полученное человеком в готовом виде,
менее ценно для него и поэтому не так долговечно,
как продукт собственного мышления
Сократ
В настоящее время цель современного урока несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории. В связи с тем, что введение ФГОС в образовательную систему требует от учителя предметных, метапредметных и личностных результатов актуальным становится внедрение в процесс обучения, начиная со ступени начального общего образования инновационных технологий, которые способствуют сделать урок современным, деятельностным, развивающим:
Технология проблемного обучения
Технология критического мышления
Технология деятельностного обучения
Проектная технология
ИКТ
Технология дифференцированного обучения
Здоровьесберегающая технология
Кейс-технология и др.
Наибольшее распространение в современной начальной школе получила технология деятельностного обучения. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Я считаю, что применение деятельностного метода обучения обеспечивает не только деятельность, но и глубокое и прочное усвоение знаний. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей. Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отраженного в положениях Закона РФ "Об образовании".
Технология деятельностного обучения- механизм реализации системно-деятельностного подхода ФГОС. Базовый уровень технологии деятельностного метода- уроки открытия нового знания (ОНЗ).
С приходом ребёнка в школу меняется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом деятельности становится учение.
Технология деятельностного метода обучения основана на трех ключевых словах:
Система – деятельность - подход
Система- множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство
Деятельность -человеческая форма активного отношения к окружающему миру.
Подход -совокупность приёмов и способов в воздействии на кого- либо или в изучении чего-либо для получения определенного результата
Системно - деятельностный подход - это
содержание учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Для того, чтобы вовлечь ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, необходимо мотивировать его. Один из способов развития познавательной мотивации – это создание проблемной ситуации на уроке.
Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у детей эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
Поставить учебную проблему значит помочь ученикам самим сформулировать тему урока. Существуют три основных метода постановки учебной проблемы.
1 метод –ПОБУЖДАЮЩИЙ ОТ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ ДИАЛОГ
Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:
1) создания проблемной ситуации;
2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
3) побуждения к формулированию учебной проблемы;
4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Проследим этапы проблемного диалога на примерах.
1.Диалог,подводящий к формулированию учебной проблемы.
Демонстрация 3 яблок: 1 - красное, 1 – зеленое, 1 – желтое.
У: Что это? Что у них общего? (предъявление первого факта) Где вы можете их видеть?
Д: Это яблоки. Они растут в саду. Это фрукты. Они растут на деревьях.
У: Какого они цвета? (предъявление 2-го факта)
Д: Красное, желтое, зеленое (возникновение проблемной ситуации)
У: Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия)
Д: Все это яблоки, но цвет у них разный (осознание противоречия)
У: Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)
Д: Почему они разные по цвету? (учебная проблема как вопрос).
2.Диалог,побуждающий к осознанию противоречия.
Детям демонстрируется гиря и подушка с одинаковой массой.
У: Перед вами металлическая гиря и пуховая подушка. Что тяжелее? (вопрос на ошибку)
Д: 1.Подушка больше, она тяжелее 2. Гиря тяжелее, она металлическая.
У: Давайте проверим: взвешивание на весах (предъявление факта)
Д: Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)
У: Что вы сказали сначала? ( Ответы детей)
У: А как оказалось на самом деле?(побуждение к осознанию противоречия).
У: Какой же будет тема урока? (побуждение к формулированию проблемы)
Д: Масса (учебная проблема как тема занятия)
2 метод – ПОДВОДЯЩИЙ К ТЕМЕ ДИАЛОГ
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
На этапе актуализации знаний подводящий диалогпредставляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников.
На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы.
На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
3 метод- ПРИМЕНЕНИЕ МОТИВИРУЮЩИХ ПРИЕМОВ
Итак, к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее надо еще придумать. А если не думается? Тогда подведем к теме урока от пройденного материала. А если начинаем сегодня совершенно новый раздел? Что остается учителю: сообщить тему в готовом виде? Многие так и делают. Однако не секрет, что торжественно объявляемая новая тема чаще всего не интересна ученикам и получается скучный традиционный урок.
Где же выход? Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока? Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы, условно называемые яркое пятно и актуальность.
В качествеяркого пятнамогут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока. Второй приём актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности дает групповая форма работы с применением кейс-технологии. Само понятие КЕЙС –технология зародилось в Гарвардской школе бизнеса (США) в начале 20 века. В России кейс - технологии называют методом анализа конкретных ситуаций, ситуационными задачами.
Технология заключается в предоставлении обучающимся описания ситуации, содержащей проблему (противоречие, вопрос), способной спровоцировать дискуссию, активное обсуждение. Обучающимся предлагается на основе имеющихся знаний и изучения дополнительных источников информации проанализировать ситуацию, разобраться в проблеме, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. Считается, что оптимальное решение может быть одно, тогда как альтернативных решений – несколько.
Виды заданий для кейсов:
Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание стихотворения, сказки, видеоролика.
Оценка – обоснование определенной точки зрения.
Разные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников.
Рассмотрим фрагмент урока окружающего мира по теме Органы чувств с использованием кейс-технологии.
1.Подводящий к проблеме диалог.
- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы с вами будем исследователями.
- Кто такие исследователи?
(Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания)
- Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком.
(дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица)
- Чем он интересен? Что же в нем странного?
(У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук)
Выдвижение проблемы.
- А нужны они ему? (Конечно) Почему?
- Как, одним словом можем назвать эти органы? (Органы чувств)
2.Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Органы чувств)
- А точнее Наши помощники – органы чувств
- В конце урока вы мне ответите на вопрос:
Почему органы чувств называют нашими помощниками?
- Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока:
Познакомиться с ……(органами чувств)
Узнать…. (для чего они нужны)
Что бы вы хотели изменить в нашем герое?
(Нарисовать ему органы чувств)
- Я предлагаю сегодня работать в группах.В ходе работы поможем нашему герою приобрести органы чувств.
3. Организация работы с кейсами.
Каждая группа детей получает кейс, который содержит несколько источников информации, карточку-опору с вопросами, план выступления. Работу можно провести в форме конференции, на которой будут выступать специалисты, занимающиеся изучением органов чувств. Учитель выполняет роль консультанта.
4. Презентация выступлений по плану:
1) Орган и его функция.
2) Строение органа.
3) Советы специалистов (охрана органа).
4) Интересные факты.
5. Подведение итогов. Оценивание.
Итоги подводятся после выступления каждой группы. Оценить работу можно по 5-ти бальной шкале, используя таблицу.
Полнота информации
Слаженность
работы группы
Презентация выступления
Итого
Отметка
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
5 группа
Одним из средств формирования творческих способностей учащихся является использование приёмов технологии ТРИЗ , которая учит мыслить системно , с пониманием происходящих процессов . Применяя такую технологию , можно научить детей составлять загадки на уроке литературного чтения , при изучении темы Устное народное творчество , с использованием алгоритма действий .
СПОСОБЫ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАГАДКИ :
1 способ (по похожести) . Алгоритм действий . 1) Составление опорной таблицы вида
На что похоже
Чем отличается
2) Выбор объекта (расчёска)
3) Заполнение таблицы
На что похоже
Чем отличается
Забор
Пила
Трава
Нельзя покрасить
Не пилит
Не растёт
4) Вставить слова-связки : как , но .
Получилась загадка :
Как забор , но нельзя покрасить .
Как пила , но не пилит ,
Как трава , но не растёт .
Что это ?
2 способ (по признакам) . Алгоритм действий . 1) Составление опорной таблицы вида
Какая ? Какой ? Какое ?
Что такое же ?
2) Выбор объекта (солнце)
3) Заполнение таблицы
Какое ?
Что такое же ?
Яркое
Круглое
Жаркое
Лампа
Колесо
Огонь
4) Вставить слова-связки : а , не .
Загадка :
Яркое , а не лампа .
Круглое , а не колесо .
Жаркое , а не огонь .
Что это ?
3 способ (по действиям) . Алгоритм действий . 1) Составление опорной таблицы вида
Что делает?
Кто(что) делает такое же действие?
2) Выбор объекта (комар)
3) Заполнение таблицы
Что делает ?
Кто(что) делает такое же действие?
Летает
Пищит
Кусается
Самолёт
Мышка
Собака
4) Вставить слова-связки : а , не .
Загадка :
Летает , а не самолёт
Пищит , а не мышь
Кусается , а не собака . Кто это ?
Используя групповую форму работы можно предложить учащимся самостоятельно составить загадки на основе изученных алгоритмов действий.
Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не только совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, формировать у учеников универсальные учебные действия , готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Китайская мудрость гласит:
"Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь."
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×