Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания | Александрова Елена Анатольевна. Работа №338515. Номер работы: №338515
Аннотация. Статья подчеркивает важность применения системно-деятельностного подхода в обучении истории и обществознанию в современной образовательной системе. Автор демонстрирует, как этот подход способствует активному взаимодействию учащихся с учебным материалом, развитию их познавательных способностей и формированию ключевых навыков исторического и аналитического мышления.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, инновационные подходы, преемственность, системность, активность.
В современной образовательной системе все большее внимание уделяется применению инновационных подходов к процессу обучения.
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Александрова Елена Анатольевна, учитель истории и обществознания
МБОУ «Средняя школа № 27 города Мариуполя»
Аннотация. Статья подчеркивает важность применения системно-деятельностного подхода в обучении истории и обществознанию в современной образовательной системе. Автор демонстрирует, как этот подход способствует активному взаимодействию учащихся с учебным материалом, развитию их познавательных способностей и формированию ключевых навыков исторического и аналитического мышления.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, инновационные подходы, преемственность, системность, активность.
В современной образовательной системе все большее внимание уделяется применению инновационных подходов к процессу обучения. Один из таких подходов – системно-деятельностный, который активно внедряется на уроках истории и обществознания. Системно-деятельностный подход предлагает рассматривать учебный материал не как набор отдельных фактов, а как единое целое, связанное с жизнью и деятельностью человека.
Основные принципы системно-деятельностного подхода в обучении истории и обществознания позволяют учащимся активно взаимодействовать с учебным материалом и развивать свои познавательные способности. В рамках данного подхода основное внимание уделяется комплексному изучению исторических и социальных явлений, а также развитию ключевых навыков исторического мышления и аналитического мышления.
Первым принципом системно-деятельностного подхода является принцип преемственности. Он предполагает сопоставление исторических явлений с современными, чтобы учащиеся понимали связь прошлого с настоящим и могли увидеть последствия исторических событий. Этот принцип помогает развить историческое мышление и понимание процессов, происходящих в обществе сегодня.
Вторым принципом является системность. Он заключается в изучении исторических явлений и событий в комплексе их взаимосвязей и зависимостей. Этот принцип помогает учащимся понять, что исторические события не случайны, а обусловлены многофакторными причинами. Он также развивает навык анализа и сравнительного исследования различных процессов и явлений.
Третий принцип системно-деятельностного подхода – активность. Он предполагает активное взаимодействие учащихся с учебным материалом, включение их в различные исторические исследования и проекты. Это способствует развитию критического и аналитического мышления, а также активизирует интерес учащихся к предмету истории и обществознания.
Четвертый принцип – деятельностный подход. Он предполагает применение различных форм и методов работы на уроках: ролевых игр, дискуссий, проектной деятельности и т.д. Это помогает развить коммуникативные и социальные навыки учащихся, а также формирование у них умения самостоятельно мыслить и аргументировать свою точку зрения.
Важным принципом системно-деятельностного подхода является также межпредметная интеграция. Она заключается в связывании уроков истории и обществознания с другими предметами, такими как литература, география и др. Это способствует более глубокому пониманию и закреплению учебного материала и глубже анализировать исторические и социальные процессы.
Роль учителя в реализации системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания неоценима. Учитель играет ключевую роль в организации преподавания и структурировании учебного процесса, направленного на активное вовлечение учащихся в обучающие исследовательские действия. Задача учителя заключается не только в передаче знаний, но и в создании среды, способствующей развитию критического мышления, творческого подхода к решению проблем, аналитических навыков.
Основная задача учителя в рамках системно-деятельностного подхода— это стимулирование активности и самостоятельности учащихся. Учитель выступает в роли наставника, который направляет процесс обучения, помогает учащимся формировать свои собственные знания и умения, а также развивать навыки самостоятельного мышления. Он создает условия для коллективной работы, взаимодействия учащихся, совместного решения задач, что способствует формированию коммуникативных и социальных навыков.
Учитель также выступает в роли организатора учебного процесса, грамотно структурируя материалы урока, подбирая интерактивные методики обучения, распределяя роли и задачи среди учащихся. Он создает систему поддержки и обратной связи, помогая учащимся осознавать свой прогресс, выявлять свои сильные и слабые стороны, а также развивает у них навыки самооценки и саморефлексии.
Одним из результатов использования системно-деятельностного подхода является повышение интереса учащихся к изучаемой теме. В рамках данного подхода учебный материал становится более доступным и понятным, так как он связывается с реальным опытом и жизненными ситуациями. Это помогает формированию у учащихся положительного отношения к учению и стимулирует их к самостоятельно изучению дополнительной информации.
Кроме того, системно-деятельностный подход способствует развитию у учащихся критического мышления. Учащиеся учатся анализировать и оценивать информацию, выделять главные и второстепенные факты, применять полученные знания на практике. Это позволяет им развить критическое мышление, умение совершать логические выводы и аргументировать свою точку зрения.
Таким образом, использование системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания даёт положительные результаты и обладает широкими перспективами. Он способствует повышению интереса учащихся к учению, развитию критического мышления и практических навыков, а также создает условия для активного взаимодействия и развития творческого мышления.
Список литературы
1. Гордон, Э. В. Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания и внеурочной деятельности как средство повышения творческих способностей обучающихся (из опыта работы) / Э. В. Гордон. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.).— Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 48-51.
2. Жданова, С. В. Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания / С. В. Жданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 5 (191). — С. 145-148.