Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка при обучении младших школьников | Резникова Наталья Васильевна. Работа №351295. Номер работы: №351295

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация.  Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников является одним из эффективных методов формирования у детей устойчивых знаний, умений и навыков. В статье рассматриваются ключевые аспекты реализации системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе, методы организации учебной деятельности и принципы формирования активной познавательной позиции у младших школьников.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, урок русского языка, начальная школа, младшие школьники, активное обучение, учебная деятельность, познавательная активность, критическое мышление.

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Резникова Наталья Васильевна, учитель начальных классов

МКОУ "Данцевская ООШ имени Героя Советского Союза И.Ф.Масловского"

Воронежская область с. Данцевка

Аннотация. Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников является одним из эффективных методов формирования у детей устойчивых знаний, умений и навыков. В статье рассматриваются ключевые аспекты реализации системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе, методы организации учебной деятельности и принципы формирования активной познавательной позиции у младших школьников.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, урок русского языка, начальная школа, младшие школьники, активное обучение, учебная деятельность, познавательная активность, критическое мышление.

 

Современное образование требует от учителя не просто передачи знаний, а создания условий для формирования активной, самостоятельной и критически мыслящей личности. Важнейшим инструментом для достижения этой цели в начальной школе является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. В уроках русского языка для младших школьников данный подход помогает формировать прочные и осознанные знания, развивать речь, критическое мышление и аналитические способности.

1. Системно-деятельностный подход: основные принципы и цели

Системно-деятельностный подход — это методологическая концепция, направленная на формирование у учащихся навыков самостоятельного поиска информации, анализа и синтеза знаний, развития критического мышления и активного участия в учебной деятельности. Основные принципы этого подхода включают:

Активное включение учащихся в учебный процесс: каждый ученик становится участником процесса, а не просто наблюдателем.

Самостоятельная деятельность учащихся: дети не только усваивают знания, но и учатся находить, анализировать и применять их.

Формирование целостного понимания предмета: учащиеся осознают взаимосвязь между знаниями и учатся применять их на практике.

Постановка учебных задач, развивающих критическое и аналитическое мышление.

Применение системно-деятельностного подхода особенно актуально в начальной школе, где ученики только начинают осваивать базовые понятия и закладывают основы для дальнейшего обучения.

2. Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка

На уроках русского языка в начальной школе системно-деятельностный подход способствует развитию языковых компетенций, формирует речевые навыки, учит анализировать и понимать тексты. Уроки строятся таким образом, чтобы учащиеся не просто запоминали правила, а сами доходили до выводов и осознавали взаимосвязь теоретических знаний с практическими заданиями.

Организация учебного процесса:

1. Постановка учебной задачи. Учитель формулирует задачу таким образом, чтобы ученики были заинтересованы в её решении. Например, можно начать урок с вопроса: «Почему в русском языке одно и то же слово может обозначать разные вещи?» Такой вопрос вызывает интерес и побуждает детей к рассуждению.

2. Мотивация и привлечение интереса. Использование наглядного материала, игровых элементов, ситуаций из реальной жизни помогает ученикам понять значимость материала и поддерживает интерес к предмету. Например, при изучении темы «Синонимы и антонимы» можно провести игру «Подбери слово», где учащиеся в игровой форме учатся подбирать синонимы к словам.

3. Организация самостоятельной работы. Урок должен включать этапы, на которых учащиеся самостоятельно ищут решения. Это могут быть задания на анализ текстов, нахождение орфограмм, самостоятельное формулирование правил. Важным моментом является обсуждение вариантов решений с последующим обоснованием своего выбора, что развивает у детей способность к рассуждению и аргументации.

4. Работа в парах и группах. В процессе коллективной работы учащиеся учатся выстраивать логические цепочки, делиться мнениями и уважать точку зрения других. Например, при изучении грамматических правил можно предложить учащимся найти несколько примеров, объединить их в группу и объяснить закономерность.

5. Рефлексия и самооценка. В конце урока рекомендуется провести рефлексивное обсуждение: что нового узнали дети, какие трудности возникли, как они их преодолевали. Самооценка помогает детям развивать самостоятельность и уверенность в своих силах.

3. Примеры заданий с использованием системно-деятельностного подхода

Задание 1: Исследование новых слов. Учитель предлагает детям несколько новых слов и просит самостоятельно или в группах найти их значение (используя словари или другие доступные ресурсы) и определить, в каких ситуациях их можно использовать. Это задание развивает умение анализировать, обобщать и применять полученные знания.

Задание 2: Найди ошибку. На доске пишутся предложения с намеренно допущенными орфографическими и пунктуационными ошибками. Задача учеников — найти и объяснить ошибки, опираясь на изученные правила. Подобное задание помогает детям не просто повторить правила, но и использовать их на практике, тем самым формируя устойчивые орфографические и пунктуационные навыки.

Задание 3: Составление рассказа по ключевым словам. Учитель предлагает детям набор ключевых слов, а задача учеников — придумать и рассказать историю, используя эти слова. Это задание стимулирует развитие воображения, речи, а также учит детей структурировать текст.

4. Роль учителя в системно-деятельностном подходе

Учитель в системно-деятельностном подходе играет роль организатора и наставника, который помогает учащимся направлять познавательную активность в нужное русло. Главная задача учителя — создать условия для самостоятельной деятельности детей, поддерживать их интерес, мотивировать и предоставлять возможность исследовать и находить решения.

Учителю важно также научиться формулировать такие вопросы и задания, которые будут побуждать детей к самостоятельному поиску ответов и стимулировать мыслительную деятельность. Например, задавая ученикам вопросы вроде «Как ты думаешь, почему это правило работает?» или «А что произойдет, если…», учитель помогает развивать критическое мышление и аналитические способности.

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников на уроках русского языка помогает сформировать прочные и осознанные знания, развивает познавательную активность и самостоятельность, учит детей думать, анализировать и применять полученные знания на практике. Благодаря активному участию в учебном процессе дети не только усваивают материал, но и приобретают важные навыки, необходимые для дальнейшего обучения и развития.

 

Список литературы

Алиференко Л. М. Системно - деятельностный подход в обучен

ии русскому языку в начальной школе // Символ науки. 2021. №9-2. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/sistemno-deyatelnostnyy-podhod-v-obuchenii-russkomu-yazyku-v-nachalnoy-shkole

Биба Анна Григорьевна, Князева Лидия Сергеевна Условия реализации системн

о-деятельностного подхода к обучению русскому языку в начальной школе // Наука и школа. 2020. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-realizatsii-sistemnodeyatelnostnogo-podhoda-k-obucheniyu-russkomu-yazyku-v-nachalnoy-shkole

Бисингалиева А. А. Системно-деятельностный подход в обучении в начальной школе как средство реализации федеральных государственных стандартов // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. №29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemn

o-deyatelnostnyy-podhod-v-obuchenii-v-nachalnoy-shkole-kak-sredstvo-realizatsii-federalnyh-gosudarstvennyh-standartov

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×