Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Реализация стандартов нового поколения | Ермоленко Галина Николаевна. Работа №298011

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Ермоленко Галина Николаевна
В нашем современном образовательном пространстве каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы целеустремленные, профессионально–компетентные, инициативные, культурно-образованные, нравственно-духовные и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе.

           Ориентированность федеральных государственных образовательных стандартов образования на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации ребенка, развитие личностных качеств детей, как интеллектуальных, так и творческих, а также,  реализацию индивидуального подхода к каждому ребенку  уже само по себе является огромным плюсом в современной образовательной действительности!

 

Современная  педагогическая  ситуация  характеризуется разнообразием и динамизмом, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения.

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15

Ермоленко Галина Николаевна,

МКОУ СОШ №15 прикалаусский,

учитель математики и физики

 

Стандарты нового поколения.

В развитии ребёнка образование и среда

играют бόльшую роль, чем наследственность.

Вопрос в том, какое образование и какая

среда лучше всего развивают

потенциальные способности ребёнка.

Массару Ибука

В нашем современном образовательном пространстве каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы целеустремленные, профессионально–компетентные, инициативные, культурно-образованные, нравственно-духовные и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе.

           Ориентированность федеральных государственных образовательных стандартов образования на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации ребенка, развитие личностных качеств детей, как интеллектуальных, так и творческих, а также,  реализацию индивидуального подхода к каждому ребенку  уже само по себе является огромным плюсом в современной образовательной действительности!

Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием и динамизмом, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения.

Будущее по-разному входит в нашу жизнь. Иногда ярко, привлекательно, впечатляя и вдохновляя. Иногда незаметно, маленькими неслышными шагами. Мы порой не замечаем, как изменилась окружающая нас действительность. Часто будущее не просто входит, оно врывается в устоявшуюся повседневность, не соизмеряясь с нашими силами и готовностью принять изменения. Именно так оно ворвалось в нашу профессиональную жизнь вместе с новым образовательным стандартом.

И вот мы вступили на порог этой сказки под названием ФГОС в роли универсального человека.  Многое сделано, многое достигнуто, многое переосмыслено. Вчитываясь в Стандарт нового поколения, каждый ставит перед собой определённые цели, определяет пути их реализации, ищет ответы на поставленные вопросы. Но вопросов больше, чем ответов. Говоря о первых результатах работы, хотелось бы обозначить и ряд проблем, с которыми столкнулась в ходе реализации ФГОС.

Итак, что же сделано с момента принятия ФГОС?

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15

Пожалуй, первый плюс нового ФГОС – это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование. Второй, не менее важный плюс – поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно - деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Третий плюс ФГОС – это попытка вернуть школе воспитательную функцию, которая была практически полностью утрачена за последние 20 лет, а четвертый – преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы.

"К чему готовиться учителю, чтобы не попасть впросак?", - так думали многие педагоги, перешедшие на ФГОС.

Ветер перемен потребовал глубоких изменений в мировоззрении и психологии педагогов, работающих в современных условиях, отказа от сложившихся стереотипов, выработки новых подходов в воспитании и социализации учащихся. Школе нужен такой учитель, который сможет грамотно работать не только по новым методическим пособиям и учебникам, но и способен самостоятельно моделировать образовательный процесс, использовать современные активные методы обучения, анализировать свою деятельность на предмет соответствия требованиям нового стандарта, вносить коррективы там, где это необходимо.

Быть гибким - вот задача каждого учителя. Если мы хотим научить современного ребенка, научить качественно, то первыми перестраиваться необходимо, прежде всего, нам. Учитель, прежде всего сам должен понимать актуальность требований к современному образованию. Теперь в школе мы должны сформировать новые умения - универсальные, составляющие основу умения учиться. Выход один - самообразование, самообучение, самовоспитание, движение вперёд навстречу всему новому, ежедневный труд.

Ученик же должен стать активным участником образовательного процесса, уметь мыслить, рассуждать, свободно высказывать и доказывать свою точку зрения. Его уже не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни.

Сейчас, хотим мы этого или не хотим, информационная база у детей гораздо шире, и задача учителя показать спектр возможностей поиска информации. И не просто поиска, а как эту информацию воспринимать, оценивать, как оперировать ею. Ребенок должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как можно получить дополнительные знания. Отличительной особенностью начала обучения является и то, что наряду с традиционным

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15

письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Принципиальная разница при введении ФГОС в том, что, помимо уроков, появляется вторая половина дня, регламентированная Министерством образования и науки РФ. Новый стандарт подразумевает, наряду с обязательными учебными занятиями, дополнительную образовательную программу школы, осуществляемую во второй половине дня.

Современная школа, по условиям стандарта, должна уделять много времени внеурочной деятельности, в которой ребенок сможет проявить себя, у него должна появиться возможность попробовать себя в различных направлениях, что позволит ему выявить личностные качества, развить творческие, познавательные способности, вступить в коммуникацию со сверстниками и взрослыми, которых объединит общая идея или проект.

С введением нового стандарта принципиально должна меняться и система оценивания качества образования.

ФГОС подразумевает, что ответственность за качество образования не будет теперь лежать на одном учителе, а поровну распределится между семьёй, муниципалитетом (за ресурсное обеспечение) и учителем. Если в прежнем стандарте оценивались только предметные результаты, то в новом стандарте рассматриваются личностные и метапредметные результаты. Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из заданий, требующих от ученика проявления не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития.

Так предписывают новые стандарты. Что же получается на практике?

В процессе введения Стандарта нового поколения обозначились следующие проблемы:

1. В связи с реализацией ФГОС, изменился объём документационного обеспечения. Документов надо составлять больше, на что уходит много времени, и соответственно, на деятельность учителя времени катастрофически не хватает.

2 . Кабинеты оснащены современной техникой, которая бы позволяла более качественно построить процесс обучения и помогать учителю в оперативной

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15

обработке материалов и ведению мониторинга по развитию у ребёнка универсальных учебных действий, но не все педагоги владеют ею на высоком уровне.

4. Требуется совершенствование кадрового потенциала. В школах необходимо ввести ставки логопеда, психолога, врача ЛФК.

5. Определённые сложности у педагогов, приступающих к реализации ФГОС, может вызвать и контрольно-оценочной деятельность:

- объектом контроля и оценки довольно часто продолжают оставаться лишь знания, умения и навыки, не потому что учитель не хочет перестроиться, а потому что трудно.

- контрольно-оценочная деятельность по-прежнему остается полем деятельности лишь педагога.

- отсутствие надёжных диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя.

- проведение комплексной диагностики и анализ результатов вручную требуют достаточно много времени, что не может не сказываться на качестве деятельности педагогов.

- новизна контрольно-измерительных материалов для отслеживания стартового уровня, промежуточного и итогового образовательного результата обучающихся.

6. Переход на новые образовательные стандарты вызывает проблемы и в работе с родителями. Нам, учителям, здесь отведена серьезная миссия. Ведь приходится перестраивать понимание родителями учебного процесса.

7. Внеурочная деятельность также вызывает вопросы. Введение новых дисциплин приводит к дополнительной нагрузке на учащихся. Многим детям нужен дневной отдых, тишина. И далеко не каждая школа, может предоставить условия для этого. В школе, работающей в две смены, невозможно грамотно создать условия для реализации внеурочной деятельности детей. А проведение ее любым путем наносит вред не только здоровью школьника, но и в целом программе по внедрению ФГОС в школьную практику.

Новый стандарт поддерживает традиции существующего образования, но расставляет иные акценты и ориентируется на иные приоритеты. Условия введения федеральных государственных образовательных стандартов как инновации потребовали от педагогов быстрой и массовой смены профессионального мировоззрения, профессиональной позиции, овладения навыками проектирования образовательного процесса.   

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15

Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя.

Поэтому, первым этапом решения проблем, я вижу, осознание учителем своей роли в рамках нового ФГОС.

Естественно, что роль учителя по-разному определялась в каждую конкретно-историческую эпоху в соответствии с принятыми в то время педагогическими концепциями. Педагоги гуманистического направления, к которым относились А. Дистервег, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский рассматривали учителя как носителя и транслятора культурных ценностей молодым поколениям. При этом провозглашались принципы уважения к личности обучаемого, диалога как основной формы обучения, доверия и эмоциональной близости между педагогом и учеником.

Роль учителя — это «совокупность нормативно одобренных предписаний (требований), предъявляемых к профессиональному поведению педагогического работника, которое контролируется представлением его самого и окружающих об этой роли, о необходимых действиях в конкретной педагогической ситуации»

Учитель современной школы осуществляет различные функции:

– является источником знаний для учащихся как во время уроков, так и во внеурочной деятельности;

– обеспечивает охрану жизни и укрепление здоровья детей;

– выполняет управленческую функцию, организует образовательную деятельность обучающихся.

– создает педагогические условия для успешного обучения, развития и воспитания детей;

– осуществляет педагогическое просвещение родителей, регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и школы;

– выполняет функцию классного руководителя

Учитель играет значительную роль в формировании нового, информационного типа общества, поэтому он должен являться примером в постоянном стремлении к обновлению знаний, в овладении передовыми технологиями, развитии своего творческого, гуманитарного мышления.

Учитель должен быть подготовлен к работе в новых условиях. Это не только овладение новым содержанием, новыми методами работы, но и осознание

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15

своего места в новом учебном процессе. В разные исторические эпохи изменялись функции учителя, а к его личности предъявлялись всё новые требования. Известные педагоги (В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, А.Дистервег, И. Ф. Гербарт и др.) предъявляли высокие требования к личности учителя как руководителя и организатора учебно-воспитательного процесса.

В чем же новизна функций учителя в условиях введения стандарта второго поколения? У учителя появились новые роли:

– учитель-консультант: помогает ребенку найти пути решения проблемы;

– учитель-модератор: раскрывает потенциальные творческие возможности ученика и его способностей;

учитель-тьютор: осуществляет педагогическое сопровождение ученика;

– учитель-психолог: учитывает в своей работе возрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка.

В учебном процессе учитель:

– чаще организует индивидуальные и групповые формы работы;

– систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений);

– использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся; стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи;

– планирует метапредметные и предметные задачи урока, а также учит детей вести диалог и задавать вопросы и многое другое.

Учитель играет значительную роль в формировании нового, информационного типа общества, поэтому он должен являться примером в постоянном стремлении к обновлению знаний, в овладении передовыми технологиями, развитии своего творческого, гуманитарного мышления.

Список используемой литературы:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

ФГОС среднего (полного) общего образования,

утвержденный

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2012, №1897.

Зарегистрирован

Минюстом России 07. 06. 2012,

рег

. № 24480

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15

Введение ФГОС основного общего образования, как фактор модернизации системы образования СК // под

науч

. ред. А.А. Волкова, доктора психологических наук – Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012

http://standart.edu.ru/catalog.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×