Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Реализация технологии критического мышления через чтение и письмо | Дуброва Екатерина Владимировна . Работа №338944. Номер работы: №338944

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья рассматривает важность развития критического мышления у учащихся через использование чтения и письма на уроках русского языка и литературы. Автор объясняет, как анализ художественных произведений, составление аргументированных сочинений и различные письменные задания могут способствовать формированию навыков критического восприятия информации, анализа и оценки событий, выработки собственных суждений и аргументированного рассуждения.

Ключевые слова: чтение, письмо, критическое мышление, анализ текста.

 

Критическое мышление является одним из ключевых навыков, которые необходимо развивать у современной молодежи. Это способность анализировать информацию, оценивать ее достоверность и принимать обоснованные решения. Однако, в настоящее время многие учащиеся испытывают трудности в развитии этого навыка.

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Дуброва Екатерина Владимировна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Шахтёрская СШ с. Орлово Ивановка»

 

Аннотация. Статья рассматривает важность развития критического мышления у учащихся через использование чтения и письма на уроках русского языка и литературы. Автор объясняет, как анализ художественных произведений, составление аргументированных сочинений и различные письменные задания могут способствовать формированию навыков критического восприятия информации, анализа и оценки событий, выработки собственных суждений и аргументированного рассуждения.

Ключевые слова: чтение, письмо, критическое мышление, анализ текста.

 

Критическое мышление является одним из ключевых навыков, которые необходимо развивать у современной молодежи. Это способность анализировать информацию, оценивать ее достоверность и принимать обоснованные решения. Однако, в настоящее время многие учащиеся испытывают трудности в развитии этого навыка.

Чтение и письмо – это два основных компонента образовательного процесса, которые активно используются на уроках русского языка и литературы. Чтение позволяет расширять словарный запас, развивает логическое мышление и способствует формированию критической мыслительной деятельности. При этом, чтение должно быть не только поверхностным процессом восприятия текста, но и активным анализом его содержания и структуры. Аналогично, письмо требует от учеников не только правильного оформления текста, но и глубокого осмысления материала.

Использование чтения и письма на уроках русского языка и литературы может быть эффективным инструментом для развития критического мышления учащихся. Чтение художественных произведений помогает анализировать персонажей, события и конфликты в тексте, делать выводы о моральных ценностях автора. При написании сочинений ученики выражают свое мнение по поводу прочитанного текста или заданной темы, что требует от них аргументации своих точек зрения.

Для успешной реализации технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы необходимо уделить внимание основам критического мышления в контексте данных уроков. Первоначально, учащиеся должны приобрести навык критического восприятия текста: анализировать информацию, выявлять важные аспекты, допускать различные точки зрения. Это поможет стимулировать умение мыслить критически, а не просто воспринимать информацию. Для формирования этого навыка важно проводить уроки, нацеленные на анализ текстов различных жанров и эпох, а также обучать учащихся методам критического мышления.

Кроме того, важным аспектом является развитие навыков критической письменной деятельности. Ученикам следует обучать составлению аргументированных и логичных текстов, подтвержденных фактами из прочитанного материала. Это расширит их кругозор, научит формулировать собственные мысли и выводы на основе анализа информации.

Чтение литературных произведений, анализ и обсуждение их среди учащихся помогает формировать умение анализировать информацию, критически мыслить и обосновывать свои суждения. Через чтение учащиеся учатся видеть разные точки зрения, ставят себя на место персонажей, понимают их мотивы и поступки. Это развивает эмпатию, понимание действий других людей и способность к анализу и оценке событий. Осознанное чтение литературы помогает учащимся освоить навыки критического анализа текста, выявление ключевых моментов и понимание авторской позиции. Поэтому важно стремиться к разнообразию литературных произведений, чтобы учащиеся могли видеть мир во всем его многообразии и научились критически мыслить.

Письмо также является эффективным инструментом для развития критического мышления учащихся на уроках русского языка и литературы. Необходимо использовать письменные задания, которые будут стимулировать аналитическое мышление, критический анализ и выработку собственной точки зрения. Например, учащиеся могут составлять аргументированные эссе по прочитанным произведениям литературы, выражая свои мысли и обосновывая свои выводы. Это поможет им развить способность аргументированного рассуждения, критического восприятия текста, а также формирования собственных позиций.

Также возможны задания на анализ структуры текста, обоснование и оценку связи между отдельными сюжетными линиями и персонажами, их мотивацией и развитием. Это позволит учащимся развить умение видеть скрытые смыслы и мотивы в тексте, поощряя критическое мышление и аналитические навыки.

Для развития критического мышления на уроках русского языка и литературы эффективно применять такие методы, как анализ текстов, обсуждение и критическое осмысление прочитанного, а также написание аргументированных эссе и рецензий.

В ходе анализа текстов учащиеся могут активно исследовать содержание произведений, их структуру, характеры и темы, а также их соответствие реальному миру. Учителю следует задавать вопросы, стимулирующие учащихся к самостоятельному мышлению и выражению своих мнений по отношению к тексту. Также полезно проводить дискуссии и дебаты, чтобы поощрить аргументированное высказывание и сравнение различных точек зрения.

Кроме того, при чтении и обсуждении текстов следует уделять внимание логическому анализу и критическому мышлению. Учащиеся должны задумываться над замыслом автора, его мотивами и целями, а также искать логические несоответствия или противоречия в тексте. Такие навыки помогут развить их аналитическое мышление и критическое мышление.

В заключение, внедрение эффективных методов развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы позволит учащимся стать активными и самостоятельными мыслителями, способными анализировать информацию, критически мыслить и выражать свои мысли и мнения аргументированно и логически обоснованно. Эти навыки будут не только полезны в изучении литературы, но и во многих других сферах жизни.

 

Список литературы

Вишнякова, Е.Е. Формирование навыков вдумчивого чтения и рефлексивного письма средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»/ Вишнякова Е.Е. //Бибилиотека в школе. — 2004. — № 17. — С.14-18.

Заир-Бек

С.И.

, Муштавинская

И.В.

. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×