Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Реализация технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы | Батырева Екатерина Викторовна. Работа №346623

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена реализации технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы. Рассматриваются основные принципы критического мышления и его роль в учебном процессе, а также методические подходы к его интеграции в уроки. Особое внимание уделяется чтению и письменной деятельности как инструментам для развития у школьников аналитического подхода, умения высказывать и обосновывать свою точку зрения, аргументировать свои мысли. В статье представлены практические рекомендации и примеры заданий, которые помогут педагогам эффективно внедрить технологию критического мышления в образовательный процесс.

Ключевые слова: критическое мышление, чтение, письмо, уроки русского языка, уроки литературы, анализ текста, аргументация, методика преподавания, развитие мышления, критический подход.

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Батырева Екатерина Викторовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 15, Забайкальский край, с. Бада

Аннотация. Статья посвящена реализации технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы. Рассматриваются основные принципы критического мышления и его роль в учебном процессе, а также методические подходы к его интеграции в уроки. Особое внимание уделяется чтению и письменной деятельности как инструментам для развития у школьников аналитического подхода, умения высказывать и обосновывать свою точку зрения, аргументировать свои мысли. В статье представлены практические рекомендации и примеры заданий, которые помогут педагогам эффективно внедрить технологию критического мышления в образовательный процесс.

Ключевые слова: критическое мышление, чтение, письмо, уроки русского языка, уроки литературы, анализ текста, аргументация, методика преподавания, развитие мышления, критический подход.

Критическое мышление представляет собой важнейший компонент интеллектуального развития школьников. В современном образовательном процессе оно становится одной из ключевых компетенций, которая формирует у учащихся способность не только воспринимать информацию, но и анализировать её, делать обоснованные выводы, аргументировать свою точку зрения, а также оценивать различные точки зрения на предмет обсуждения. Эти навыки особенно важны для уроков русского языка и литературы, где учащиеся сталкиваются с необходимостью анализа текстов, выработки собственного мнения и способности выражать свои мысли грамотно и убедительно.

Технология критического мышления охватывает не только чтение и письменную речь, но и более широкие аспекты обучения, направленные на развитие аналитических способностей школьников. Включение этой технологии в уроки русского языка и литературы позволяет углубить понимание содержания, развить навыки аргументации, а также способствует формированию у учащихся самостоятельности в выработке суждений.

Критическое мышление включает в себя несколько важных компонентов:

Анализ — умение разбираться в сложных вопросах, выделять главные идеи, исследовать взаимосвязи и противоречия.

Оценка — способность оценивать информацию, аргументы, предложения, выявлять сильные и слабые стороны, проверять достоверность фактов.

Аргументация — умение строить логичные и обоснованные высказывания, поддерживая свою точку зрения убедительными доказательствами.

Синтез — способность объединять различные идеи, делать выводы и предлагать решения.

Рефлексия — способность оценивать собственные мысли, подходы, ошибки и достигнутые результаты.

Эти компоненты критического мышления должны активно использоваться в процессе чтения и письма на уроках русского языка и литературы. Работая с текстами, ученики учат не только понимать, что они читают, но и задавать вопросы, анализировать, интерпретировать, а также высказывать собственное мнение.

Чтение как основа критического мышления

Чтение — это один из самых эффективных способов развития критического мышления у школьников. Работая с текстом, учащиеся анализируют информацию, делают выводы, формируют своё мнение, а также учатся обосновывать свои суждения. На уроках русского языка и литературы использование подходов критического мышления при чтении может быть организовано следующим образом:

Чтение с постановкой вопросов

Один из эффективных способов развивать критическое мышление — это побуждать учеников задавать вопросы в процессе чтения. Это могут быть вопросы к тексту, к героям, к событиям. Например, учитель может предложить учащимся ответить на следующие вопросы:

Почему герой поступил именно так?

Как бы вы поступили на его месте?

Какие факты в тексте кажутся вам важными, а какие неясными?

Почему автор решил подчеркнуть именно этот момент?

Тематический анализ

Учитель может предложить учащимся провести тематический анализ текста. Это включает в себя поиск основных идей, выяснение, как эти идеи раскрываются в тексте, какое значение они имеют в контексте произведения. Например, при работе с произведением Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» можно предложить учащимся проанализировать моральную дилемму, стоящую перед главным героем, и сравнить её с возможными моральными выборами, которые они бы сделали.

Обсуждение и дебаты

Обсуждение текста помогает учащимся научиться аргументировать свою точку зрения, выслушивать мнения других и строить логичные доводы. На уроках литературы, например, можно провести дебаты по поводу действий персонажей произведения. Такой подход развивает способность к аргументации и поддерживает уважение к различным мнениям, что является важным аспектом критического мышления.

Письмо как средство развития критического мышления

Письмо — это важный инструмент для развития критического мышления, поскольку оно требует от учащихся не только выражения своих мыслей, но и их обоснования. Работая с письменными заданиями, школьники учат структурировать свои мысли, анализировать и делать выводы, что является важнейшими составляющими критического мышления.

Сочинения на основе прочитанного

Для развития критического мышления важно, чтобы учащиеся могли не только пересказать содержание произведения, но и высказать свою точку зрения на события, действия героев, моральные проблемы, затронутые в произведении. Учитель может предложить учащимся написать сочинение, в котором они должны будут не только изложить события книги, но и ответить на вопросы, такие как:

Как вы оцениваете поступки героя?

Что бы вы посоветовали ему в данной ситуации?

Какие моральные выводы можно сделать из этого произведения?

Критический анализ произведения

Учитель может предложить ученикам написать критический анализ произведения, где учащиеся должны будут выявить и оценить важные аспекты, такие как сюжет, характеры героев, использование автором различных литературных приемов, символики и т.д. Это задание способствует развитию у школьников умения выделять ключевые моменты в тексте, оценивать их и строить на основе этого аргументированные выводы.

Эссе и аргументация

Для более старших классов можно предложить эссе на основе проблем, поднятых в тексте. Учащиеся должны будут не только высказать свою точку зрения, но и поддержать её аргументами, основанными на тексте, жизненном опыте или других источниках. Такой формат работы помогает учащимся глубже осмыслить прочитанное, формировать собственное мнение и развивать способности к логическому мышлению.

Реализация технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы способствует глубокому освоению материала и развитию у школьников навыков анализа, оценки и аргументации. Эти навыки важны не только в контексте учебного процесса, но и для формирования зрелого, независимого и ответственного мышления, которое пригодится учащимся в жизни. Внедрение подходов критического мышления на уроках помогает школьникам стать более активными участниками учебного процесса, учит их не только воспринимать информацию, но и работать с ней, подвергать сомнению, анализировать и делать обоснованные выводы.

Список литературы

Кузнецова Елена Геннадьевна Технология развития критического (творческого) мышления через чтение и письмо // Проблемы педагогики. 2015. №4 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-tvorcheskogo-myshleniya-cherez-chtenie-i-pismo.

Раимбекова Гульнар Кеттешовна Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы // European research. 2016. №5 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-cherez-chtenie-i-pismo-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury.

Терещенко О.Н. Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в 6 классе // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-cherez-chtenie-i-pismo-na-urokah-v-6-klasse.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×