Реализация технологии смыслового чтения на уроках русской литературы | Юдина Татьяна Леонидовна . Работа №338266. Номер работы: №338266
Аннотация. Статья посвящена технологии смыслового чтения на уроках русской литературы. Автор подчеркивает важность развития у учащихся навыков критического мышления и аналитических способностей через активное взаимодействие с текстом. В статье также представлены основные принципы и подходы к реализации технологии смыслового чтения, а также приведены примеры практических заданий и упражнений, способствующих глубокому пониманию и анализу литературных произведений.
Ключевые слова: смысловое чтение, русская литература, критическое мышление, аналитические навыки, активное обучение, интерактивные технологии.
РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Юдина Татьяна Леонидовна,
учитель русского языка МОУ «СШ №11 города Макеевки»
Аннотация. Статья посвящена технологии смыслового чтения на уроках русской литературы. Автор подчеркивает важность развития у учащихся навыков критического мышления и аналитических способностей через активное взаимодействие с текстом. В статье также представлены основные принципы и подходы к реализации технологии смыслового чтения, а также приведены примеры практических заданий и упражнений, способствующих глубокому пониманию и анализу литературных произведений.
Ключевые слова: смысловое чтение, русская литература, критическое мышление, аналитические навыки, активное обучение, интерактивные технологии.
В современном образовании все большую значимость приобретают новые методы и подходы к обучению. Одним из таких методов является технология смыслового чтения, которая активно внедряется на уроках русской литературы.
Одной из основных целей смыслового чтения на уроках русской литературы является развитие у учащихся навыков критического мышления. Смысловое чтение предполагает активное участие учеников в анализе и интерпретации текста, рассмотрении его многогранных аспектов и выявлении скрытых смыслов. От учеников требуется не только понимание сюжета произведения, но и способность анализировать замысел автора, его стиль письма, использование лексических и стилистических средств, а также выделять основные идеи и мысли, которые передает автор.
Вторая цель смыслового чтения – развитие аналитических навыков учащихся. Анализ произведения литературы подразумевает не только разбор сюжета и характеров героев, но и изучение тематических линий, символики, мотивов, тонкостей композиции и структуры произведения. Смысловое чтение помогает ученикам научиться видеть внутреннюю связь между частями произведения, осознавать выбор автора и его интенции, а также находить смысловые оттенки и символику, скрытые в тексте.
Основные принципы и подходы к реализации технологии смыслового чтения включают в себя несколько ключевых аспектов, которые направлены на развитие у учащихся навыков анализа текста, понимания его смысла и самостоятельной интерпретации.
Первый принцип заключается в активном вовлечении учащихся в чтение произведений художественной литературы. Учитель должен акцентировать внимание на осознанном чтении, предлагая различные стратегии чтения, такие как предварительный анализ заглавия, чтение первого и последнего абзацев, выдержек с главными мыслями и т.д. Это поможет учащимся ориентироваться и находить ключевые моменты в тексте.
Второй принцип включает формирование навыков связного изложения мыслей и опору на диалогический подход. Учитель должен стимулировать обсуждение прочитанного произведения, задавая вопросы, вызывающие мыслительную активность учащихся. При этом важно научить школьников аргументировать свою точку зрения, анализировать текст, использовать информацию из произведения для подтверждения своих суждений.
Третий принцип направлен на использование технологий в процессе смыслового чтения. Учитель может предложить использование электронных учебников, онлайн-ресурсов, интерактивных приложений и других средств, которые помогут учащимся активно взаимодействовать с текстом, отмечать ключевые моменты, создавать заметки и анализировать содержание произведения.
Четвертый принцип заключается в использовании дифференцированных заданий. Учитель должен учитывать индивидуальные особенности учащихся, предлагая различные уровни сложности заданий, чтобы каждый школьник мог найти свой оптимальный уровень работы. Это позволит развивать навыки смыслового чтения учащихся с разным уровнем подготовки.
Далее рассмотрим примеры практических заданий и упражнений для развития навыков смыслового чтения, которые могут быть полезными инструментами на уроках русской литературы. Такие задания помогают учащимся более глубоко понимать произведение и анализировать его смысловой контекст.
Один из примеров задания для развития навыков смыслового чтения – «Поиск символов». Учитель может предложить учащимся прочитать отрывок из литературного произведения и выявить в нем символы, которые автор использовал для передачи определенной идеи или настроения. Затем учащиеся могут обсудить значение этих символов и их связь с общим содержанием произведения.
Другим примером задания является «Расшифровка метафор». Учитель может предложить учащимся составить список метафор, использованных автором в определенном произведении, и их возможные значимости. После этого учащиеся могут предложить свою интерпретацию каждой метафоры и объяснить, как она способствует пониманию произведения в целом.
Также можно использовать упражнение «Разбор сцены». После чтения определенной сцены из литературного произведения, учитель может задать вопросы, направленные на анализ деталей, диалогов, поведения персонажей и их мотивации. Учащиеся могут вести письменные записи или групповые обсуждения, выражая свои наблюдения и соображения.
Кроме того, учитель может предложить учащимся проанализировать стихотворение, определить его жанр, тему, особенности художественного стиля, используя задание «Расшифруй стих». Ученики могут выделить особые характеристики произведения и объяснить, как они способствуют передаче смысла и настроения.
В целом, внедрение технологии смыслового чтения на уроках русской литературы позволяет преподавателям предоставить эффективную оценку и обратную связь. Оценка понимания текста и учет индивидуальных особенностей учащихся помогут им развить навыки критического мышления и аналитического мышления. Положительная обратная связь и конструктивная критика позволят учащимся расти и развиваться в своем понимании и анализе литературных текстов.
Список литературы
1. Говейлер, Т. Ж. Приемы смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в основной школе / Т. Ж. Говейлер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 385-388.
2. Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005г.