«Реализация технологий личностно-ориентированного обучения» | Васягина Ирина Романовна. Работа №298603
Автор: Васягина Ирина Романовна
Первым надежным помощником в воспитании и обучении ребят, делающим их жизнь счастливой и осмысленной, является творческая активность, условия для которой создает дополнительное образование. Дети находят возможность индивидуального развития, могут изменить свой статус, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности педагог дает толчок развитию их творческих, организаторских способностей, корректирует психоэмоциональное состояние. Обращение к тематике личностно - ориентированного обучения, актуально потому, что, с одной стороны, во всех образовательных учреждениях России признается приоритет данного направления в новой образовательной концепции, и в то же время лишь немногие из них в полной мере реализуют идеи личностно - ориентированного подхода на практике.
Методист МОЦ, педагог
дополнительного образования
Васягина И.Р.
«Реализация технологий личностно-ориентированного обучения
в системе дополнительного образования
(из опыта работы объединения «АзАрт» МУ ДО ЦДТ Г.о. Подольск)».
Мир детства уникален и неповторим, впечатления детства, яркие и волнующие, остаются в памяти людей навсегда и поэтому так важно, чтобы ребенок, делающий робкие шаги по бесконечной лестнице познания себя и мира, преодолевал эти первые ступеньки с радостью и удовольствием. Первым надежным помощником в воспитании и обучении ребят, делающим их жизнь счастливой и осмысленной, является творческая активность, условия для которой создает дополнительное образование. Дети находят возможность индивидуального развития, могут изменить свой статус, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности педагог дает толчок развитию их творческих, организаторских способностей, корректирует психоэмоциональное состояние.
Обращение к тематике личностно - ориентированного обучения, актуально потому, что, с одной стороны, во всех образовательных учреждениях России признается приоритет данного направления в новой образовательной концепции, и в то же время лишь немногие из них в полной мере реализуют идеи личностно - ориентированного подхода на практике.
Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу сотрудничества, условия для творчества. В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество». Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли такие ученые, как Бондаревская Е.В., Газман О.С., Гусинский Э.Н., Сериков В.В., Турчанинова Ю.И., Якиманская И.С. Мы все, педагоги художественных объединений, стремимся сформировать ребенка творческой единицей, обладающей уникальной индивидуальностью, яркой самобытностью, на которого интересно смотреть и слушать.
Именно это является Целью личностно - ориентированного подхода - создание условий для раскрытия личности ученика. Для ее достижения, на основе анализа опыта работы Эстрадного ансамбля «АзАрт» Центра детского творчества, мы используем разнообразные средства, формы и методы, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и конкретных творческих задач.
р
азнообразные формы и методы организации учебной деятельности для стимулирования учащихся к высказываниям, использования различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрения и свободного общения;
материал, позволяющий ученику проявить свой субъектный опыт. Например, при выборе музыкальной композиции можно в беседе узнать и, при необходимости, скорректировать музыкальные предпочтения ребенка, расширить его музыкальный кругозор.
о
ценку деятельности воспитанника не только по результату, но и по процессу его достижения. Оценка исполнительской деятельности всегда субъективна и зависит от вкуса аудитории, а вот оценка процесса для ребенка должна быть ясна и конкретно сформулирована.
поощрение стремления ребенка находить свой способ работать над музыкальным материалом, анализировать стиль работы других;
создание педагогических ситуаций на занятии, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика, предлагать свое видение будущего музыкального номера.
Деятельность объединения реализуется на продвинутом уровне. Ребята, обучающиеся в эстрадном коллективе, уже имеют базовую вокальную подготовку, многие являются неоднократными участниками мероприятий различного уровня, призерами и победителями муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсов, поэтому имеют четкую и осознанную мотивацию для развития своих творческих компетенций.
Организация личностно-ориентированного подхода в нашем объединении предполагает включение в процесс обучения нескольких обязательных моментов. К ним относятся:
Развитие свободного, не скованного условностями восприятия и отношения к музыкальному искусству - это в какой-то степени игра, но это еще и труд, поэтому привитое желание
развиваться
, воспитанная потребность в собственном творчестве будут затем перенесены на более широкие области деятельности.
п
рименение
различных
педагогических приемов для обогащения
личного творческого
опыта ребенка;
использование разнообразных форм общения, особенно диалога.
создание для учащихся ситуации успеха;
проявление доверия и
поддержки
в учебных взаимодействиях;
стимулирование воспитанников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора заданий, форм и способов их выполнения;
использование учащимися таких речевых оборотов, как «я полагаю, что ...», «мне кажется, что ...», «по моему мнению...», «я думаю, что ...» и т.д.
В рамках личностно-ориентированного обучения в коллективе «АзАрт» применяются несколько технологий, которые дают возможность
проводить
педагогически целесообразн
ую
дифференциаци
ю
учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и
стилистическим
склонностям; оценива
ть деятельность учащихся
не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
отказ
аться
от шаблона, использова
ть
разнообразны
е
, нестандартны
е
форм
ы
и прием
ы
организации учебной деятельности
;
поощр
ять
стремления
учащихся
находить
и
ана
лизировать
с
вои способы работы над репертуаром
, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
созда
вать
педагогически
е
ситуаци
и
общения, позволяющи
е
каждому члену коллектива проявлят
ь инициативу, самостоятельность
; созда
вать
обстановк
у
для естественного самовыражения начинающего певца.
использовать инновационные (в конкретном случае – дистанционные) технологии. Таким образом, про
грамма становится очно-заочной.
Я считаю, что в условиях такого содержания и форм обучения на занятиях вокала при личностно - ориентированном обучении меняется позиция ученика, он становиться творцом, организатором своей учебной деятельности.
В условиях дополнительного образования нет возможности полноценно использовать Технологию индивидуального обучения (И. Унта и В.Д. Шадрикова), где индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными, а вот групповые технологии, предполагающие организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопомощь, взаимокоррекцию, используются очень результативно. Выделяются следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос; общественный творческий просмотр; учебная встреча; дискуссия; нетрадиционные занятия (урок-концерт, экскурсия, интегрированные занятия и др.).
Технологии индивидуального обучения, где индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными, используются и в работе с ансамблем, т.к. каждый его член исполняет собственную партию и имеет творческую индивидуальность.
Учебная группа делится на подгруппы или пары, в условиях вокального ансамбля – малые вокальные формы, для решения и выполнения конкретных задач, постановки номеров. Задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося. Вокальный ансамбль – это не хор, где участники являются обезличенной единицей музыкального организма, а каждый вносит личный вклад в создании музыкального образа, свою тембровую и артистическую уникальность. Создание музыкального образа также предполагает определенную свободу и самостоятельность, которые должны проявиться в трактовке и реализации идеи, в поиске наиболее выразительных средств. Поэтому в вокально-исполнительской деятельности результатом должна выступать самостоятельная интерпретация песни.
Например, музыкально-педагогическая система Карла Орфа, основанная на триединстве музыки, движения и речи в процессе воспитания личности.
Групповая технология обучения - это технология обучения в совместной деятельности. Она является составной частью личностно-ориентированного подхода, концепции развивающего обучения.
Принципом групповой работы является концепция сотрудничества – как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Технология коллективной творческой деятельности.
Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Наиболее плодотворно реализуется Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов), которая широко применяется в дополнительном образовании.
Цели технологии: выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (в нашем случае – вокальный номер.) Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива лично участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Коллективные творческие дела – это социальное творчество. Творческая деятельность нашей разновозрастной группы направлена на поиск, создание новых номеров, воплощение совместных идей и имеет социальную значимость.
Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров, не смотря на возрастные отличия. Формы обучения при коллективной творческой деятельности: творческие лаборатории, например, при создании новых концертных программ, освоении новых музыкальных стилей, в которых дети независимо от возраста получают начальную профессиональную подготовку. В нашем объединении – это создание больших номеров с участием смешанного разновозрастного состава, в котором каждый участник ансамбля вносит свою краску в общую музыкальную ткань вокального произведения.
Технология «ТРИЗ»
Для решения той же творческой задачи, на продвинутом уровне обучения, как педагогику творчества, рассматриваю технологию «ТРИЗ» – Теорию Решения Изобретательских Задач (Альтшуллер Г.С.). Это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно.
Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях, обучение творческой деятельности.
Технология ТРИЗ создавалась как стратегия мышления, позволяющая делать открытия каждому хорошо подготовленному специалисту. Автор технологии исходит из того, что творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все). Процесс изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения.
В методике используются индивидуальные и коллективные приемы: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск. Оценка идей производится участниками, которые сначала отбирают самые оригинальные предложения, а затем – наиболее оптимальные. Ребята, которые занимаются в коллективе более 5 лет, имеют достаточный исполнительский, организационный и творческий опыт для такого вида деятельности. Особенно технология актуальна для тех, кто планирует в будущем связать свою профессиональную деятельность со сферой искусства и образования и поступать в профильные ВУЗы.
Технология развивающего обучения - это такое обучение, при котором главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. Эта технология прекрасно реализовывается в рамках дистанционного образования, рационально и полноценно используя все его инструменты.
Формы развивающего обучения, используемые в объединении «АзАрт»: викторины, экскурсии, диспуты, творческие проекты.
Принципы развивающего обучения на продвинутом уровне:
1. общее развитие всех учащихся;
2. обучение на высоком уровне трудности;
3. ведущая роль теоретических знаний;
4. изучение материала быстрым темпом;
5. осознание детьми смысла процесса обучения;
6. включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы;
7. вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;
8. использование логики теоретического мышления: обобщение, содержательная рефлексия;
9. целенаправленная учебная деятельность как особая форма активности ребенка, направленная на самосовершенствование.
В нашем объединении эта технология реализуется при изучении тем раздела музыкально-теоретической подготовки «Элементы музыкальной теории», где с этого года предусмотрено использование дистанционной формы обучения на базе электронных платформ «ЕИС дополнительного образования детей Московской области» в разделе Дистанционное обучение и мессенджера WhatsApp, в виде размещения лекционного текстового и видеоконтента для самостоятельного изучения с тестовым материалом контрольных заданий. После индивидуального изучения и погружения в материал проводится обсуждение и закрепление знаний и умений в различных формах, предусмотренных данной технологией. Эта форма дает возможность учащимся наиболее полно погрузиться в материал, используя свой темп изучения, а полученные знания отработать на практике уже в рамках очного обучения.
Здоровьесберегающие технологии.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности нашего объединения, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься вокально-сценической деятельностью. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровьесберегающая технология – в нашем коллективе предусматривает:
• условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Здоровьесберегающие технологии в нашем коллективе реализуются также в рамках личностно-ориентированного подхода. Технологию, применительно к проблеме сохранения здоровья детей, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.
На занятиях коллектива «АзАрт» мы используем: пальчиковую гимнастику, актерский тренинг с подвижными играми, мето-ритмические игры, логоритмическую гимнастику, релаксацию, постоянный контроль состояния вокального аппарата, а так же неукоснительное выполнение всех гигиенических и профилактических требований.
В программе «Техники современного вокала» здоровьесбережение, а, в конкретном случае, голососбережение, является базисным аспектом и опирается на разработки и рекомендации специалистов в области вокально-певческого искусства Дмитриева Л.Б. «Основы вокальной методики. Учебное пособие» и фонопеда-фониатра, д.м.н. Рудина Л.Б «Руководство по голососбережению». Их методики основаны на акустических, физиологических и фонопедических разработках, что является научной здоровьесберегающей базой для работы с вокалистами различного возраста. Также в программе используются некоторые упражнения артикуляционной гимнастики В. В. Емельянова, вокальные и дыхательные упражнения А.Н.Стрельниковой и вокальная методика С. Риггса «Пойте, как звезды», технических рекомендаций рок- и экстремального вокала Веры Ивановой, способствующие осознанному голососбережению и вокально-техническому развитию детей. По этим технологиям для педагогов дополнительного образования мною было предложено несколько открытых уроков и разработаны мастер-классы по технике вокала и вокально-речевой гимнастике, одобренные и рекомендованные Российской общественной Академией голоса.
Можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе дополнительного образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Основным результатом личностно ориентированное обучения должно быть формирование познавательных способностей и профессиональных компетенций на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.
Все приобретенные навыки коллектив успешно реализует, регулярно принимая участие в конкурсах и мероприятиях различного уровня – от учреждения до Международных.
Немаловажную роль в этом виде деятельности играет реакция окружающих и родителей, умение педагога создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития, ситуацию успеха, стимулировать творческую деятельность в коллективе, позитивную конкуренцию и что мы и стараемся делать на занятих.
Поиск конкурсов и фестивалей для одаренных учащихся, оказание практической помощи в подготовке к ним является очень важной составляющей деятельности в рамках личностно-ориентированного подхода.
Личностно – ориентированные технологий помогают раскрыть каждого ребёнка как талантливую, творческую личность. И с помощью программы художественной направленности ребёнок формирует знания, умения и накапливает собственный опыт и это даёт ему возможность самообразования, саморазвития, социализации и самовыражения. Это подтверждает слова Сократа: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться…»