Ребенок по своей натуре исследователь. | Мамонова Оксана Олеговна . Работа №311696
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать и воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.
Приоритетное направление нашей работы - это развитие познавательной активности дошкольников.
Опытно-исследовательская деятельность в условиях МДОУ как одно из условий успешной реализации требований ФГОС. Огромное значение имеет познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе. Необходимо использовать наглядные методы и приемы обучения для активизации мыслительной деятельности. У детей вырабатывается навык слушать, анализировать, наблюдать, действовать самостоятельно. Как показывает практика знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Методика организации познавательной деятельности с исследовательской направленностью.
Для того чтобы поддерживать заинтересованность ребенка на протяжении занятия, необходимо выполнить следующие условия: создать проблемную ситуацию. Начинать нужно с простых заданий и переходить к более сложным. Далее следует провести анализ ситуации вместе с детьми. Воспитатель при этом внимательно выслушивает и помогает принять правильное решение. Придумав несколько вариантов, необходимо выбрать один, который нужно будет проверить. Это может быть наблюдение, сравнение, проведение опыта, показ модели. В заключение необходимо правильно сделать вывод, но дети должны пытаться сами его сформулировать.
Как проводится экспериментирование
В ходе проведения экспериментов с детьми необходимо придерживаться следующего плана: поставить задачу или создать проблемную ситуацию. Обязательно необходимо ознакомить детей с правилами безопасности при проведении эксперимента. Рассмотреть план последующих действий. Выбрать необходимые средства и оборудование для эксперимента. Если работа командная, необходимо разделить детей, выбрать ответственного. Подвести итоги и проанализировать полученные результаты.
Экспериментирование дает возможность ребенку найти ответы на многие вопросы, способствует становлению целостной картины мира.
Актуальность темы:
Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека. К воде необходимо относиться очень бережно, ведь воды, пригодной для питья, на Земле не так уж много, несмотря на то, что водой покрыто 3/4 площади Земли. Исходя из этого, важно познакомить детей дошкольного возраста с важностью воды, с её свойствами в процессе образовательной и экспериментальной деятельности.
Цель проекта:
Формирование представлений детей о воде, важности воды для всех живых организмов, расширение знаний детей о свойствах воды и установление причинно-следственных связей; формирование экологической культуры личности.
Постановка проблемы:
Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.
Проблема:
Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды. Вода-это бесценный дар природы, который надо бережно охранять.
Задачи:
Обучающие: продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля. Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье. Формировать представления о свойствах воды, о состояниях воды, Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности.
Развивающие: развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально – эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать в коллективе.
Воспитательные: воспитывать интерес к явлениям в природе, бережное отношение к воде, экономному ее использованию. Воспитывать любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом.
Предполагаемый результат:
• Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
• Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях, навыках экологически грамотного поведения в природе и в быту.
• Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
• Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
• Формирование у детей умения ставить проблему, находить пути решения, планировать; самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
• Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
• Повысить компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников
Взаимодействие с родителями:
Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду».
Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой.
Проведение занимательных опытов с водой с детьми дома.
Чтение с ребенком детской литературы для накопления информации о воде. Разучивание стихотворений о воде с детьми дома.
План реализации проекта
1 Этап (подготовительный):
Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
Пополнить развивающую среду.
Подобрать художественную литературу по теме.
Подобрать энциклопедии, карты, схемы.
Составить картотеку загадок, стихов, поговорок.
Составить картотеку опытов с водой.
Подготовить оборудование для опытов с водой.
Вовлечь родителей в проектную деятельность.
2 Этап (работа с детьми):
Литературный центр – просмотр книг, энциклопедий, иллюстраций; чтение художественной литературы; заучивание стихов, пословиц, поговорок, загадок.
Творческий центр – создание коллективной аппликации «Вода – источник жизни»; рисование на тему: «Вода наша спутница всегда»; рисование на асфальте «Морские обитатели».
Познавательный центр – просмотр презентации «Вода – это жизнь»; просмотр презентации «Волга - великая наша река».
Игровой центр – п/и «Море волнуется», «Ходят капельки по кругу», «Море и камни»; д/и «Птицы, рыбы, звери», «Морские обитатели», «Где живет вода», «Растворится – не растворится».
3 Этап (практический):
Перечень опытов (дети и воспитатели)
Опыт № 1 «Вода не имеет вкуса»
Цель: подвести детей к пониманию того, что вода не имеет вкуса.
Содержание опыта: спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положить в один стакан сахар, в другой – соль, размешать и дать попробовать. Какой вкус теперь приобрела вода? В стакане с сахаром – вода сладкая, в стакане с солью – соленая. В стакане с кипяченой водой – вода не имеет вкуса.
Опыт № 2 «Вода прозрачная»
Цель: подвести детей к пониманию того, что предметы, погруженные в стакан, в котором находится вода видны, значит вода прозрачная.
Содержание опыта: в один стакан налить воду, в другой – молоко. Опустить в первый и второй стаканы одинаковые ложки. В каком из стаканов видна ложка? В стакане с водой ложка хорошо видна, а в стакане с молоком нет. Благодаря тому, что вода прозрачная солнечный свет легко проникает сквозь нее, давая необходимые свет и тепло водным растениям и животным.
Опыт № 3 «Вода не имеет формы»
Цель: подвести детей к пониманию того, что вода приобретает форму того сосуда, в который ее наливают, т. е вода не имеет формы.
Содержание опыта: взять несколько отличающихся по форме сосудов и налить в них воду. Что мы видим? Вода приобрела форму того сосуда, в который ее налили.
Опыт № 4 «Вода не имеет запаха»
Цель: подвести детей к пониманию того, что вода ничем не пахнет, т.е. не имеет запаха.
Содержание опыта: взять два стакана. В один стакан налить воды, в другой – сок. Дать понюхать воду и сок и сравнить. Чем пахнет? Вода ничем не пахнет.
Опыт № 5 «Вода - растворитель»
Цель: подвести детей к пониманию того, что не все вещества растворяются в воде.
Содержание опыта: взять 3 стакана с водой. В первый стакан насыпаем сахар и размешиваем его, во второй – соль и размешиваем, в третий – землю и размешиваем. Что мы видим? В первом стакане сахар растворился. Во втором стакане соль тоже растворилась. А вот в третьем - вода стала темной и комочки земли опустились на дно стакана. Значит, не все вещества растворяются в воде.
2c44e1c63203b959087a4097be2645ab.jpeg