Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ. ☼ | Волкова Татьяна Васильевна. Работа №302671
На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Воспитание детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в общеобразовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации. Основы жизненной позиции общества должна стать толерантность. Развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовывать свой потенциал лишь при условии во время начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения. Наличие в группе дошкольного учреждения ребенка с ограниченными возможностями здоровья требует повышенного внимания к нему со стороны воспитателя, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к школе. Современная программа детского сада «От рождения до школы» определяет общие концептуальные положения реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и одним из положений является требование учитывать специфику образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ.
Волкова Т. В – воспитатель
МДОУ «ЦРР Д/сад № 132»
для детей с нарушением зрения
г. Магнитогорска.
На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Воспитание детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в общеобразовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации. Основы жизненной позиции общества должна стать толерантность. Развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовывать свой потенциал лишь при условии во время начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения. Наличие в группе дошкольного учреждения ребенка с ограниченными возможностями здоровья требует повышенного внимания к нему со стороны воспитателя, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к школе. Современная программа детского сада «От рождения до школы» определяет общие концептуальные положения реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и одним из положений является требование учитывать специфику образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Задача нашего детского сада- реализация индивидуальных потребностей детей в качественном дошкольном образовании, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. В группе где я работаю17 детей, дети с амблиопией и косоглазием. Вся жизнь группы строится по принципу работы в команде, обеспечивающей сотрудничество и тесную взаимосвязь педагогов различного профиля, когда ребёнок становится равным партнёром, проявляет творческую инициативу.
Главной ценностью для педагогического коллектива является развитие индивидуальности детей, их способности к самостоятельному познанию, интерес к общению, адаптации к жизни в современном обществе.
В создание гибкой системы обучения вовлекаются все участники образовательного процесса - педагоги, родители, дети и администрация.
В группе для детей с различными особенностями есть все необходимые развивающие и дидактические пособия. Все устроено таким образом, чтобы все дети, в том числе с ограничениями подвижности или иными особенностями, чувствовали себя комфортно. Для слабовидящих нанесены зрительные ориентиры. В группе создана продуманная предметно-развивающая среда, побуждающая детей к исследованию «Маленькие химики», мнемо таблицы, плакаты, инструкции, побуждающие к появлению инициативы и творчества. Роль воспитателя заключается в том, чтобы ставить перед каждым ребенком и перед группой подходящие цели, учитывая интересы, способность и потребности каждого. Реализуется образование и воспитание детей в рамках проектной деятельности,это позволяет выбрать тему и работать по ней всем специалистам,что позволяет лучше ее раскрыть и усвоить всеми детьми. Проэктная деятельность способствует активизации познания детей, помогает осваивать окружающую действительность всесторонне и способствует развития творческих способностей детей. Важным условием образования является обеспечение самостоятельной познавательной активности ребенка, введение дополнительных развивающих программ, которые проводятся в специально оборудованных кабинетах. В группе работают специалисты (воспитатель, логопед, дефектолог и др.), систематически организуется обсуждение как достижений, так и затруднений в развитии, становление личности каждого ребенка. Такой подход предполагает использование педагогами методов и средств работы из смежных областей, применений методик педагогики, психологии и дефектологии. Обучение предполагает активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности детского сада, проведение общих мероприятий, составление планов, праздников для создания сообщества как модели реального социума.
Вся жизнь группы строится по принципу командной работы, обеспечивая сотрудничество и тесную взаимосвязь педагогов различного профиля , детей на занятиях или в свободной игре, когда ребенок становится равным партнером, проявляет творческие инициативы с самого начала дети попадают под пристальное, но ненавязчивое внимание различных специалистов. Единой командой работают воспитатели, логопеды, дефектологи, ортоптисты. За развитием детей регулярно наблюдает врач психоневролог. Специальные занятия чередуются с общими, обычными для любого детского сада занятиями. Но работу воспитателей специалистов отличает особая гибкость, умение предложить детям задание посильное, интересное каждому, включить каждого в общую деятельность. Дети в повседневной и праздничной обстановке живут общим коллективом вместе, не делая различия между теми, кто «может все, что положено по возрасту» и теми кто «не все может». А «необычные, особенные» дети после 3х лет жизни в группе обнаруживают такие способности о которых врачи говорят: «это невозможно с таким диагнозом». Но никакой ошибки нет. Просто ребенок с проблемами развития, с проблемами общения не может решить их вне общества. Если запереть такого ребенка в четырех стенах, либо среди таких же проблемных детей, он еще больше «уйдет в себя», еще больше замкнется, его проблема усугубится. В здоровом же детском коллективе, под присмотром чутких педагогов, готовых принять нетипичное поведение особенного ребенка, адаптировать его к обычной жизни, появляется шанс раскрыться, открыть себя для себя и для других. Общение со здоровыми сверстниками дает ребенку с особенностями развития модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Для обычных детей опыт совместной с особенными детьми игровой и учебной деятельности, при осознанной и продуманной педагогической и воспитательной работе приводит к более внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт характера как доброжелательность, великодушие, человеколюбие. Работа с родителями «особенных» детей требует от воспитателя особого такта, у родителей возникает комплекс вины по отношению к собственному ребенку, имеющему отклонение в развитии. Наиболее продуктивным стилем родительского отношения к ребенку с отклонениями в развитии является стиль, когда родители принимают своего ребенка таким, какой он есть Отношение между родителями и детьми строятся по принципу: «Ты нужен нам, мы нужны тебе». Родители объективно оценивают ребёнка, не завышая и не занижая требований к нему. В работе с семьей занимаюсь педагогическим просвещением родителей, повышением их педагогической культуры. Совместная деятельность родителей и педагогов способствует лучшему взаимопониманию, объединению усилий в интересах детей. Родители охотно принимают участие в осуществлении наших проэктов, совместно с детьми трудятся над созданием плакатов, различных поделок( пасхальные яйца , макеты летательных аппаратов, игрушки из овощей.) Исходя из требований времени, социального заказа, возникает необходимость строить педагогический процесс, опираясь на ведущие принципы современного дошкольного образования: личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с ребенком, развивающий характер воспитания и обучения, всесторонний учет возрастных и психофизиологических закономерностей развития ребенка на каждом этапе дошкольного детства.Наш детский сад успешно претворяет эти требования в жизнь и воспитывает полноценных граждан нашего общества.