Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Ребёнок с особенностями в развитии | Наталья Юрьевна Суслова. Работа №304021

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассказывается о том, что дети с нарушением в развитии развиваются по тем же законам, что и здоровые, но при этом обладают значительно меньшими компенсаторными возможностями для адаптации к окружающему миру. Поэтому такой ребёнок нуждается в длительном, правильно организованном коррекционном воспитании, которое должно быть направлено на преодоление, компенсацию имеющихся в настоящее время нарушений и на предупреждение возможности их возникновения в дальнейшем.

Решающим фактором, от которого зависит положительная динамика психомоторного развития ребёнка, являются адекватные условия воспитания в семье и раннее начало комплексной реабилитации. Поэтому родители должны работать в тесном контакте со специалистами, психологами, педагогами, воспитателями образовательных учреждений, специалистами отдела опеки и попечительства.

Ребёнок с особенностями в развитии

 

Для гуманного общества характерно стремление создать максимально благоприятные условия жизни всем людям, а особенно слабым, больным, инвалидам с детства.

Особая роль в воспитании и обучении ребёнка с особенностями в развитии принадлежит семье. Родители являются его первыми воспитателями, поскольку именно от них ребёнок получает первые представления об окружающем мире, приобретает различные умения и навыки. Чтобы обеспечить их посильное включение в нормальную жизнь, помимо экономической, технологической, социальной помощи необходима и психологическая помощь и поддержка.

Под категорию инвалидов с детства подпадают малыши с очень широким спектром врожденных и приобретенных в период раннего развития заболеваний и отклонений. Это могут быть дефекты и недостатки физического развития; наследственные болезни, передающиеся на генетическом уровне; последствия всякого рода травм; специфические аномалии, не слишком заметные со стороны, и многие другие.

Иногда болезнь имеет преимущественно физические или физиологические проявления, но при этом практически не затрагивает умственное и психическое развитие ребёнка. Бывает и наоборот:  у ребёнка наблюдается задержка психического развития на фоне относительного физического здоровья. Но, какова бы ни была этиология болезни, душевные переживания родителей детей-инвалидов практически одинаковы.

Каков бы ни был дефект, если ребёнок в состоянии воспринимать обращения родителей с помощью слуха, зрения или осязания, хорошо ли, плохо ли, медленно или быстро, он их воспримет. Задача родителей – быть чутким и внимательным к любым проявлениям детской активности. Каждое из них может стать сигналом желаний и потребностей ребёнка. Ведь свою любовь и заботу родители проявляют в том, что откликаются на обращения ребёнка, поддерживают их, сопереживают ему. Некоторые дети в состоянии освоить лишь первую форму общения – эмоциональную. На её основе могут быть построены различные средства общения ребёнка, опирающиеся на те каналы связи, которые у него есть.

Дети с нарушением в развитии развиваются по тем же законам, что и здоровые, но при этом обладают значительно меньшими компенсаторными возможностями для адаптации к окружающему миру. Поэтому такой ребёнок нуждается в длительном, правильно организованном коррекционном воспитании, которое должно быть направлено на преодоление, компенсацию имеющихся в настоящее время нарушений и на предупреждение возможности их возникновения в дальнейшем.

Даже ребёнок, посещающий специализированные учреждения, значительную часть времени проводит в семье, поэтому родители должны продолжать работу по его обучению и воспитанию, закреплять полученные умения и навыки в домашних условиях. В связи с этим родители нуждаются в получении определенных знаний, чтобы процесс реабилитации их детей проходил непрерывно и давал лучшие результаты.

Бытует мнение, что с педагогической работой можно подождать, ребёнок с возрастом самостоятельно научится одеваться, играть, говорить. Это очень серьёзная ошибка, которую допускают многие родители и теряют драгоценное время. Начинать регулярные занятия с малышом, имеющим особенности в развитии, необходимо как можно раньше и проводить их не эпизодически, а изо дня в день. Очень важно, чтобы ребёнок с особенностями в развитии овладел элементарными санитарно-гигиеническими и трудовыми навыками, навыками общения, имел представление об окружающем мире и был, по возможности, подготовлен физически.

Решающим фактором, от которого зависит положительная динамика психомоторного развития ребёнка, являются адекватные условия воспитания в семье и раннее начало комплексной реабилитации. Поэтому родители должны работать в тесном контакте со специалистами, психологами, педагогами, воспитателями образовательных учреждений, специалистами отдела опеки и попечительства.

Методические рекомендации помогут родителям лучше понять своего ребёнка, научить строить с ним своё общение и помочь более полно адаптироваться в окружающей жизни.

Начиная работу с ребёнком, имеющим отклонения в развитии, родителям следует помнить следующие правила.

1.Занятия необходимо начинать как можно раньше: чем меньше ребёнок, тем выше эффективность и результативность работы.

2.Занятия будут успешны, если будут интересны для ребёнка.

3.Ребёнок во время занятий должен чувствовать себя комфортно и спокойно.

4.Чаще хвалить ребёнка в случае успеха, не ругать в случае неудачи.

5.Требования к ребёнку должны быть систематическими и одинаковыми у всех членов семьи.

6.Обучение ребёнка должно иметь практическую направленность.

7.Слово обязательно сочетайте с действием.

Если у малыша задержка психического развития, это означает, что он будет медленнее других детей обучаться и расти. Очень важно позаботиться о том, чтобы у такого малыша было достаточно времени и возможностей знакомиться с людьми и с окружающим миром и совершать разнообразные действия.

Следует чаще ходить с ним в магазин, в библиотеку, в парки и скверы. Выбрать малышу несколько прочных и интересных игрушек, с которыми он мог бы делать все что угодно, и устроить ему несколько удобных мест для игр. Помочь ему научиться делиться своими игрушками с другими детьми. Чаще рассказывать малышу о том, что вы делаете. Слушать его и отвечать ему, когда он пытается говорить. Даже если его речь невнятна, постараться угадать, что хочет сказать малыш, и отвечать ему так, как если бы его поняли. Рассматривать с ним книжки, в которых много картинок. Сочинять для малыша истории, используя фотографии его самого и других членов семьи. Поощрять его попытку поехать на велосипеде, на лыжах, тянуть за собой тележку.

Родителям следует терпеливо и последовательно устанавливать причинно-следственные связи между определенным проявлением ребёнка и последующим собственным действием. Например, какой-то звук или жест влечет за собой со стороны родителей поглаживание, или вкладывание в ручку ребёнка предмета, или какое-то другое действие. Если родители вовремя и правильно угадали желание малыша, следует поддержать его инициативное действие, оно постепенно закрепится, и ребёнок будет пользоваться им в дальнейшем, вкладывая в него определённый смысл.

Отталкиваясь от достигнутого, не форсируя событий, родители должны расширять круг знаний, доступных восприятию ребёнка. Если родителям удастся организовать элементарное общение, достигнуть эмоционального контакта, понимать желания ребёнка и быть понятым им в простейших проявлениях своих чувств, значит, они вышли на ситуативно-личностное общение.

Далее следует попытаться перейти к ситуативно-деловому. Оно непременно сопряжено с совместными действиями. Если физические возможности малыша допускают какие-либо совместные действия, следует использовать любую возможность и подключать его собственную активность к их осуществлению.

В случае нарушений слуха или зрения на этом этапе уже следует обучать малыша специальным средствам общения, для чего прежде родители должны обучиться им сами. Тогда ребёнок сможет овладевать знаковой речью, необходимой для его дальнейшего нормального развития.

Если у малыша недостатки умственного развития, вызванные дефектами центральной нервной системы, то не следует заранее устанавливать «потолок», которого он может достичь. Каждый случай индивидуален, хотя и имеются общие закономерности, характерные для того или иного заболевания.

Часто случается, что прогноз не оправдывается и ребёнок достигает чего-то большего, чем предполагали врачи. Иногда может быть и наоборот, но всегда лучше предпринять всё необходимое, чтобы помочь ребёнку, чем остановиться и не предоставить ему возможности дальнейшего развития. Ведь очень часто прогнозы врачей основаны на наблюдениях за развитием больных детей в специальных учреждениях. Но родители должны знать, что там часто к фактору болезни подключается фактор неправильного воспитания, в основном дефицита общения, который сам по себе может вызвать задержку психического развития ребёнка. Поэтому никогда не надо терять надежды на более благоприятный исход событий и приложить к этому максимум усилий.

Природа и течение многих болезней ещё очень мало изучены. Случается и в учреждениях, что ребёнок долгое время не продвигается в развитии, но в какой-то момент происходит скачок и начинается постепенное наращивание способностей и умений, позволяющих ему освоить некоторые навыки самообслуживания, простейшие предметные действия и затем включиться в общественно-полезную деятельность. Родительская любовь, терпение и знание основных приёмов воспитания помогут ему.

Основной груз по уходу за ребёнком-инвалидом чаще всего ложится на женщину. Именно от её линии поведения, мужества, выдержки, уравновешенности зависит и судьба малыша, и общая атмосфера в семье. Видя свою маму бодрой и весёлой, многие малыши способны научиться радоваться жизни даже в том непростом положении, в котором им суждено пребывать всю жизнь. Осознание горького факта, что ребёнок тяжело болен и что это может быть навсегда, невероятно болезненно и мучительно. Поэтому нередки и деструктивные настроения, и не совсем здоровые эмоции, которые способны привести к деформации личности приёмной матери, а в итоге к дестабилизации обстановки в семье вплоть до её разрушения [1]. При этом возможна (особенно поначалу) настоящая буря чувств, где наличествуют самые разнообразные настроения и эмоции, которые одинаково вредны и матери ребёнка, и больному малышу, и окружающим. Вот несколько самых распространённых нездоровых психологических установок.

Отмечаются следующие неприятия ситуации после того, как женщина узнает о том, что ребёнок имеет особенности развития.

1. Внутренний бунт, вследствие которого женщина впадает в болезненный эгоизм, где нет места любви и жалости к больному малышу: «Почему это случилось именно со мной? За что? Я не хочу! Я не могу!». Такое отношение может оттолкнуть родных, а также повлечь за собой непродуманные шаги, о которых потом придётся жалеть всю жизнь.

2. Поиск виноватых. «Это все наследственность кровных родителей, у них кровь «гнилая», мать или отец были алкоголиками и пр.» – попытка снять с себя ответственность за жизнь больного ребёнка. Такая позиция еще больше усложняет ситуацию и фактически исключает взаимодействие и сотрудничество между членами приёмной семьи.

3. Перенос вины на ребёнка. «Если бы он старался, был бы здоровее»; «На него столько денег тратишь, а он всё делает назло». Приводит к конфронтации с ребёнком и его изоляции в семье, вследствие чего ухудшается физическое и психическое состояние малыша.

4. Ложный стыд. «Это так стыдно, что у меня “ненормальный” ребёнок. Нельзя “нагружать” им окружающих». Отчасти он вызван отсутствием в нашей стране традиций полноценной интеграции инвалидов в социум, что особенно опасно для больного, так как он рискует остаться оторванным от сверстников и общества.

Комплекс вины может проявиться в гиперопеке малыша, чрезмерном потакании капризам больного ребёнка. В этом случае велика вероятность того, что ребёнок вырастет психологическим монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания.

5. Самоуничижительные настроения. «Мне всегда не везёт. У такой никчемной личности, как я, и не мог появиться нормальный ребёнок. У меня всё не как у людей» – проявление застаревших комплексов. Такая установка несовместима с конструктивным поведением и не ведёт к улучшению ситуации.

6. Синдром жертвы. «Моя жизнь закончена, радости не для меня. До конца дней мне придется нести этот крест» – общая склонность к тому, чтобы «пострадать», демонстративность поведения; неумение разглядеть в ребёнке существо, способное приносить радость, достойное привязанности и любви.

7. Мания «отличия». «Мы – не такие, как все, у нас особая жизнь, особые обстоятельства» – эгоцентризм, компенсаторная реакция от подсознательного «мы – хуже других» к противоположному «мы – особенные, т.е. лучше других». Такие настроения могут привести к изоляции от общества, исключают помощь и поддержку со стороны других людей.

8. Потребительские настроения. «У нас беда. Нам все должны (сочувствовать, помогать, выделять пособия, во всем идти навстречу)». Эти настроения могут повлечь за собой привычку постоянно драматизировать положение, доказывая себе, окружающим и ребёнку, что его состояние только ухудшается и пр. Исключают конструктивное поведение приёмной матери и полноценную социализацию больного ребёнка. Подсознательно приёмная мать может иметь установку: «Чем хуже, тем лучше».

9. Убийственная» жалость. «Ай, бедненький, несчастненький беспомощный малыш, без меня он погибнет». Вызвана желанием самоутвердиться за счет больного ребёнка, возвести уход за ним в единственную жизненную цель. Собственная значимость измеряется степенью «нужности» инвалиду. Как и в предыдущем случае, приёмная мать подсознательно не заинтересована в улучшении состояния ребёнка, в его социализации, привитии ему навыков самообслуживания и самостоятельности.

Иногда достаточно поймать себя на ложных установках, чтобы задействовать самоконтроль и искоренить их из своей души. Бывает и так, что нужно часами обсуждать проблему с кем-то из близких, а порой никак не обойтись без помощи психолога и невропатолога. Каждое определённое заболевание ребёнка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений. Но что касается психологии и общих правил поведения, есть возможность дать несколько универсальных рекомендаций.

Можно обозначить два основных направления, которым должны подчинить всю жизнь и все действия родители ребёнка-инвалида в обозримом будущем и способствовать сохранению и укреплению семьи:

1. Обеспечить малыша-инвалида грамотным уходом, включающим в себя элементы развития; максимально возможно привить ему навыки самообслуживания; способствовать социализации его в обществе.

2. Поддерживать здоровую психологическую атмосферу в семье; не обделять вниманием и любовью друг друга, а также других детей и членов семьи; стремиться к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни.

Эти два направления тесно взаимосвязаны между собой, их полноценная реализация возможна только в комплексе. Незавидной будет участь ребёнка-инвалида, если в приёмной семье будет напряженная драматическая обстановка, издёрганные родители, недосмотренные младшие или старшие дети, обделённые вниманием и теплом старики. Лишённые внимания и любви другие члены семьи либо вовсе уходят из нее, либо начинают утешаться не совсем здоровыми способами (выпивка у мужчин, наркотики у подростков, уход в болезнь у стариков). В такой же мере проблематичной видится возможность здоровой семейной жизни и в том случае, если ребёнок-инвалид искусственно изолирован в четырёх стенах, а вся семья ограничена из-за него в передвижениях и контактах с окружающими.

Необходимо принять ситуацию как данность, смириться с нею, не думать о том, как и почему это случилось, размышлять о том, как с этим жить дальше. Помнить, что все наши страхи и «чёрные мысли» ребёнок чувствует на интуитивном уровне. Поэтому сли родители не хотят, чтобы их малыш рос нервным, издёрганным, мрачным, нужно постараться найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее. Постараться снизить «градус драматизма» в связи со сложившейся ситуацией. Сделать все возможное, чтобы уход за больным ребенком был просто частью общесемейной жизни, а не «крестом», «служением» или смыслом жизни.

На семейном совете нужно обсудить планы на ближайшее будущее. Попытаться найти оптимальный вариант с учётом разных факторов. Не хвататься за самый простой: папа зарабатывает деньги, а мама сидит дома и ухаживает за ребёнком. Женщина, исключая себя из активной социальной жизни, может начать испытывать сильнейший психологический дискомфорт, вплоть до серьёзных психических расстройств. Необходимо искать более гибкие варианты с неполным рабочим днем, приходящими по графику бабушками, сиделкой на ограниченное время. При этом стремиться высвободить время не только для работы, но и для того, чтобы больше бывать наедине с мужем и другими детьми.

Обязательно привлекать отца к уходу за больным малышом. Не становиться незаменимой, не отодвигать отца от общесемейных забот. «Не нагружая» его проблемами ребёнка-инвалида, можно оказать медвежью услугу и отцу, и ребёнку, ведь им так важно сформировать отношения, научиться любить друг друга. Если в семье есть еще дети, то их также нужно привлекать к помощи по уходу за больным ребёнком. Вместе с тем это не должно препятствовать их полноценному общению со сверстниками. Не стоит также постоянно объяснять, что из-за наличия инвалида семья многого не может себе позволить – в душе детей может поселиться мысль: «Лучше б его не было». А ведь именно с кем-то из братьев или сестёр впоследствии, может быть, придётся жить инвалиду. Для того чтобы сформировались между ними тёплые отношения, нужно учить их быть взаимно полезными друг другу.

Можно поискать «друзей по несчастью» в интернете, в больнице, где наблюдается малыш, санатории, в котором посчастливилось ему отдыхать, и пр. Обменяться адресами, способами ухода, искать возможность встречаться, дружить семьями, организовать клуб. Это важно не только для родителей, но и для ребёнка, которому тем самым можно оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или спутника жизни. Подыскать литературу, посвящённую заболеванию ребёнка, постараться стать если не «специалистом» в этой области, то уж во всяком случае грамотным партнёром лечащего врача.

Помнить, что далеко не все зависит от наличия средств на лечение ребёнка. Иногда относительно недорогие лекарственные средства, грамотный уход, любовь, забота, организованность и настойчивость дают лучший эффект, чем самые дорогостоящие препараты и методы лечения. Не забывать о том, что чем самостоятельнее будет малыш, тем легче ему будет жить. Стимулировать его приспособительную активность, помогать в поиске своих скрытых возможностей; развивать умения и навыки по самообслуживанию.

Проанализировать количество запретов, с которыми сталкивается больной ребёнок. Продумать, все ли они обоснованны, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультироваться с врачом. Если состояние больного улучшается, следить, чтобы это влекло за собой уменьшение запретов и увеличение нагрузок. Если состояние ребёнка хоть чуть-чуть это позволяет, придумать ему простенькие домашние обязанности, постараться научить ребёнка заботиться о других.

Родителям следует помнить, что будущее малыша во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делать всё возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрировался на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.

Стараться чувствовать себя спокойно и уверенно с ребёнком-инвалидом на людях. Привыкать великодушно прощать окружающим некоторую бестактность – очень часто внимание продиктовано искренним сочувствием, а не праздным любопытством. Доброжелательно реагировать на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивать их от себя надрывными жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Спокойно ответив на возможные вопросы, постараться перевести разговор на нейтральные темы. Если ребёнок переймет от родителей подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут. Следить за тем, не пытается ли малыш на людях играть роль «хорошего ребенка», что нередко присуще детям-инвалидам, которые пытаются правильным поведением компенсировать то, что они не такие. Это может повлечь за собой истерики и капризы дома. Постараться научить его быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше малыш начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как «обыкновенный».

Таким образом, важная роль в воспитании и обучении ребёнка с особенностями в развитии принадлежит семье, в которой ребёнок получает первые представления об окружающем мире, приобретает различные умения и навыки приспособления к жизни и сотрудничества. Надеемся, что данные рекомендации помогут родителям в сложном деле воспитания ребёнка и будут в конечном итоге способствовать его позитивной социализации.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×