Речь и её альтернативная коммуникация детей с ТМНР | Точка Галина Евгеньевна. Работа №345623
Аннотация. Статья посвящена вопросам речевого развития и альтернативной коммуникации у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Рассматриваются особенности восприятия и формирования речи, а также эффективные методы и техники, способствующие улучшению коммуникационных навыков у этих детей. Приводятся примеры практических подходов и материалов, которые могут быть полезны учителям-дефектологам в их работе.
Ключевые слова: тяжелые множественные нарушения развития, речь, альтернативная коммуникация, дефектология, методы работы, коммуникационные навыки
РЕЧЬ И ЕЁ АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С ТМНР
Точка Галина Евгеньевна, учитель-дефектолог
КГБОУ «Ачинская школа №3» г.Ачинск
Аннотация. Статья посвящена вопросам речевого развития и альтернативной коммуникации у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Рассматриваются особенности восприятия и формирования речи, а также эффективные методы и техники, способствующие улучшению коммуникационных навыков у этих детей. Приводятся примеры практических подходов и материалов, которые могут быть полезны учителям-дефектологам в их работе.
Ключевые слова: тяжелые множественные нарушения развития, речь, альтернативная коммуникация, дефектология, методы работы, коммуникационные навыки.
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) сталкиваются с серьезными трудностями в области речевого общения. Их состояния часто сопровождаются нарушениями слуха, зрения, моторики, а также когнитивными расстройствами, что существенно затрудняет процесс усвоения языка и общения. Тем не менее, важно помнить, что речь – это не единственный способ коммуникации. Использование альтернативных и вспомогательных методов может значительно улучшить качество жизни таких детей и помочь им выразить свои мысли, чувства и желания.
Одним из основных направлений работы с детьми с ТМНР является создание так называемой "доступной среды". Это подразумевает не только физическое, но и эмоциональное и социальное окружение, в котором ребенок чувствует себя комфортно и безопасно. Например, если ребенок имеет проблемы с моторикой и не может выразить себя устно, можно использовать визуальные символы, жесты, специальные устройства или приложения на планшетах для коммуникации. Важным шагом является также обучение родителей и других специалистов, которые окружают ребенка, использовать эти методы в повседневной жизни.
Одним из популярных методов альтернативной коммуникации является использование визуальных символов. Это может быть как простой набор картинок, так и сложные системы, такие как PECS (Picture Exchange Communication System). В процессе работы с детьми можно создать карточки с изображениями предметов, действий или эмоций, которые ребенок может использовать для выбора нужного ему сообщения. Например, если ребенок хочет пить, он может показать карточку с изображением стакана. Это простое действие может стать началом его коммуникационного пути.
Другим эффективным методом является использование жестового языка или жестов, которые могут быть адаптированы под индивидуальные потребности ребенка. Жесты не только помогают ребенку выразить свои желания, но и способствуют развитию его моторики и когнитивных навыков. Например, учитель может использовать жесты для обозначения различных действий или эмоций во время занятий, что будет способствовать запоминанию и пониманию слов.
Важно также задействовать технологии. Существует множество приложений и программ, разработанных специально для детей с нарушениями речи. Они предлагают интерактивные методы обучения и могут быть настроены под индивидуальные нужды каждого ребенка. Например, использование планшета с программами, которые преобразуют текст в речь, может стать отличным решением для детей, которые не могут говорить. Такие устройства могут давать ребенку возможность самостоятельно "говорить" и взаимодействовать с окружающими.
Создание совместных занятий с другими детьми также может стать важным элементом в развитии коммуникационных навыков. Инклюзивные подходы, когда дети с ТМНР учатся в группе со сверстниками, могут быть очень эффективными. Взаимодействие с другими детьми позволяет им развивать социальные навыки, учиться взаимодействовать и использовать различные способы коммуникации. Для этого можно организовать игры, направленные на сотрудничество, где дети могут использовать визуальные символы, жесты или технологические устройства для общения.
Работа с родителями тоже играет важную роль. Важно объяснить им, как они могут поддержать своего ребенка в домашних условиях. Например, можно предложить родителям использовать визуальные символы или жесты в повседневной жизни, чтобы создать у ребенка ассоциации между словами и действиями. Регулярные занятия с родителями, мастер-классы и семинары могут стать отличной возможностью для обмена опытом и получения новых знаний.
Не менее важным является создание положительной атмосферы и поощрение любого проявления попыток ребенка общаться. Каждое успешное взаимодействие, даже если оно выражается через жесты или символы, должно поощряться, чтобы ребенок чувствовал, что его усилия ценятся. Это создает мотивацию для дальнейшего обучения и развития.
В заключение, работа с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития в области речи и альтернативной коммуникации требует комплексного подхода, включающего использование различных методов и техник. Основной акцент необходимо делать на создании доступной и поддерживающей среды, где каждый ребенок может выразить себя. Поддержка со стороны учителей, родителей и специалистов играет ключевую роль в этом процессе. Альтернативная коммуникация может не только облегчить жизнь детей с ТМНР, но и открыть перед ними новые возможности для общения и взаимодействия с окружающим миром.
Список литературы
1. Верещага И.В., Моисеева И.В., Пайкова А.М. Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, включая нарушения зрения и слуха/ под ред. А.М. Пайковой. – М.: Теревинф, 2017.
2. Тверская, О.Н. Альтернативная и дополнительная коммуникация : сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями» / сост. О.Н. Тверская, М.А. Щепелина; выпуск. ред. А.Г. Гилева; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т.– Пермь. 2018. – 160 с.
3. Фрост, Л. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): Руководство для педагогов/ Лори Фрост и Энди Бонди. – М.: Теревинф, 2011. – 416 с.