Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Речь ребенка на кончиках его пальцев» | Mоозова Надежда Степановна. Работа №339562

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Рука настолько тесно связана с нашим мышлением и трудом, что стала вспомогательной частью речи. О том, что источники способностей детей находятся на кончиках их пальцев, писал В.А. Сухомлинский, а исследованиями многих крупнейших учёных таких, как И.П. Павлов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия была изучена и подтверждена взаимосвязь общей и речевой моторики: чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.Начать работу по развитию мелкой моторики целесообразно с развития координированных движений с крупными предметами, только затем переходить к мелким предметам.

 

«Речь ребенка на кончиках его пальцев»

 

Рука настолько тесно связана с нашим мышлением и трудом, что стала вспомогательной частью речи. О том, что источники способностей детей находятся на кончиках их пальцев, писал В.А. Сухомлинский, а исследованиями многих крупнейших учёных таких, как И.П. Павлов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия была изучена и подтверждена взаимосвязь общей и речевой моторики: чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.

Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН также установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М. Кольцова «Ребёнок учится говорить», М., 1973). Так, на основе проведённых обследований большого количества детей, была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, то речевое развитие задерживается, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше нормы (А.В. Фомина). Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.

Начать работу по развитию мелкой моторики целесообразно с развития координированных движений с крупными предметами, только затем переходить к мелким предметам. Работу нужно проводить регулярно с возрастающей сложностью предлагаемых упражнений. Поэтому сначала ребёнка следует научить захватывать предметы, удерживать и отпускать их. Это могут быть игрушки, предметы обихода, различные по форме, размеру и весу. Затем – перекладывать их с одного определённого места на другое, раскладывать по контуру на плотном листе бумаги, раскладывать по размеру, цвету, выбирать одинаковые по тяжести.

Для развития более тонких движений пальцев можно предложить детям раскладывать мелкие предметы (пуговицы, палочки, зёрна, декоративные камешки, др.) по коробочкам, мешочкам; нанизывать бусы, колечки, пуговицы на

ниточку; работу с бумагой (вырезать по контуру и разукрасить, оригами, перелистывание), пластилином; различные шнуровки, завязывание бантов, плетение косичек, вышивание, вязание, игры с мозаикой, пирамидками, матрёшками, палочками. Кроме того, важна работа по прописыванию горизонтальных, вертикальных и волнистых линий, различных узоров, штриховок в разных направлениях, раскрашивание.

Особую роль в педагогическом процессе играют пальчиковые игры. Это могут быть статичные фигуры (изображение кистями рук собаки, кошки, ёлочки, корзинки, стула и т.д.). Пальчиковые игры могут дополняться специально предназначенными для этого предметами или нетрадиционно используемыми обычными предметами: массажными игрушками (например, массажные мячики в виде сов, собачек, львят), прищепками, зубными щётками, резинками для волос, шестигранными карандашами, грецкими орехами, бигудями и т.д. Весьма успешно зарекомендовала себя су-джок терапия.

Ощутимую помощь в коррекционной работе оказывают элементы самомассажа биологически активных точек, находящихся на кончиках пальцев. Для этого необходимо положить кончик каждого пальца под ногтём одной руки между указательным и большим пальцами другой руки так, чтобы подушечка лежала на указательном пальце и вращательными движениями массировать эти точки по часовой стрелке 10 раз. То же повторить в другую сторону. Таким образом массируются пальцы все правой и левой рук. Наиболее часто массируются пальцы ведущей руки (3 раза в день).

Кроме того, предлагают некоторые упражнения, описанные в работах выдающихся учёных А.Р. Лурия, Н.И. Озерского, О.С. Бот, Е.Ф. Соботович, Р.И. Лалаевой, М.Н. Ивановой, предусматривающих одновременное воздействие на кинетичекую и кинестетическую основу движений, на статическую и динамическую координацию движений.

Упражнения по развитию кинестетической основы движения рук

1. Опустить правую руку вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой вытянуть влево.

2. Опустить левую руку вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой вытянуть вправо.

3. Кисти обеих рук сжать в кулаки, большие пальцы вытянуть вверх.

4. Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, сверху горизонтально положить на неё кисть второй руки.

5. Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, вертикально прислонить к ней кисть второй руки.

6. Слегка согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, оставив сверху отверстие.

7. Большие пальцы прижать к кистям, сверху накрыть их согнутыми и прижатыми друг к другу остальными пальцами.

8. Одновременно вытянуть вперёд указательный палец и мизинец правой (левой) руки.

9. Упражнение «Кольцо»: соединить большой палец с любым другим для образования кольца, остальные пальцы при этом вытянуть.

10. Положить перед собой правую (левую) руку с расставленными пальцами и положить указательный палец на безымянный (можно наоборот).

11. Упражнение «Улитки»: положить перед собой кулачки, поднять указательный и средний пальцы вверх, расставив их в стороны.

12. Воспроизвести графическую схему любого из выше предложенных упражнений с закрытыми глазами.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×