«Речедвигательные игры и упражнения в коррекционно-образовательной работе с детьми тяжелыми нарушениями речи» | Елена Викторовна Костянова. Работа №345092
Речедвигательная гимнастика с элементами психогимнастики дает улучшение дыхательной функции, улучшает внимание, нормализует общий тонус организма. Так же включает в работу мимическую мускулатуру, мускулатуру рук, туловища и конечно артикуляционную моторику. Способствует улучшению фонематического слуха.
«Речедвигательные игры и упражнения в коррекционно-образовательной работе с детьми тяжелыми нарушениями речи»
Речедвигательная гимнастика — это игры и упражнения, которые включаются в комплекс коррекционной работы. Что дает такое сочетание одновременного движения тела и органов артикуляции? Это помогает активизировать речедвигательный анализатор, способствует развитию координации речи с движением, улучшают дыхательные функции именно речевые. И все это способствует нормализации взаимодействия между моторным анализатором и речевым.
При нарушении речи наблюдается:
Совокупность и замедленность выполнения движений
Дискоординация
движений
Недостаточность развития чувства ритма
Нарушение ориентировки в пространстве
Замедленность процесса освоения новых движений
Недостаточность дыхательной системы
Речевой дефект всегда сочетается с недостатками в психофизическом развитии.
Речедвигательные движения обеспечивают:
Связь общих движений и речи
Развитие координации речи и движения
Развитие дыхательной системы
Развитие всех видов моторики
Основная цель речедвигательных игр – это нормализация взаимодействия между моторным анализатором и речевым анализатором. Это не только нужно детям с нарушением речи, но и всем детям, которые вошли в категорию с особыми образовательными потребностями.
В онтогенезе всегда психомоторика впереди, тянет за собой развитие ВПФ, следовательно и речи. Поэтому для того, чтобы начинать правильно работать с детьми, с речевыми нарушениями, надо начинать со стимуляции моторной сферы. Снизу вверх от движения к мышлению, а не наоборот.
Цель – максимально совместить момент движения рук с моментом открывания рта.
Речедвигательные упражнения должны быть синхронны с открыванием рта и с работой крупных мышц тела. В основном руки это суставы: плечевой, локтевой, а потом это дает возможность улучшать работу кисти рук и пальцев рук.
Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления всех ВПФ. Доказано влияние манипуляций рук на ВПФ, на развитие речи, мышление, памяти, восприятия. Дети, которым доступны изолированные движения пальцев рук это – говорящие дети.
Наша цель от речедвигательной гимнастики перейти к пыльцевой гимнастике.
Занятия по развитию моторики могут быть самыми разными:
активная физкультура;
речедвигательная
гимнастика;
кинезитерапия
;
мозжечковая стимуляция;
ритмика;
танцы и др.
Все это формирует определенный характер движений, которые идут в копилку улучшения моторики рук и улучшению моторики органов артикуляции.
Улучшение моторики органов артикуляции с движением рук вызывает непроизвольный сильный выдох, сильный выдох вызывает голосовые реакции. Вот та модель, которую мы должны у ребенка сформировать. Каждый звук будет сопровождаться движением, каждое движение – звуком, эта связь поможет выйти ребенку на путь речи.
Детям с тяжелыми нарушениями речи свойственно много симптомов.
Нарушения соотношения между процессами возбуждения и торможения
Нарушения эмоционально-волевой сферы
Эмоциональная лабильность
Двигательные беспокойства
Моторная неловкость
Трудности зрительно-моторной координации и, как следствие этого, возникновение речевых нарушений = Тяжелые Нарушения Речи
Речедвигательная гимнастика – это мощный способ оптимизации логопедической работы, так как это нейростимуляция.
Введение нейростимуляции в виде речедвигательной гимнастики, направленно на развитие координированной моторики у детей с отклонениями в речевом развитии, дает возможность улучшать их познавательную, речевую и двигательную активность. Выразительные движения являются одним из составной частью коммуникации.
Речедвигательная гимнастика с элементами психогимнастики дает улучшение дыхательной функции, улучшает внимание, нормализует общий тонус организма. Так же включает в работу мимическую мускулатуру, мускулатуру рук, туловища и конечно артикуляционную моторику. Способствует улучшению фонематического слуха.
Для того чтобы правильно планировать речедвигательную гимнастику, мы должны знать какие доступны детям движения в моторики, для того чтобы не давать задания, которые недоступны ребенку в силу его возраста.
1-2 года: ребенок ходит и наклоняется вперёд, поднимая предмет с пола; бросает мяч, относит предмет на короткое расстояние; ходит задом; короткое время стоит на одной ноге; с поддержкой ходит вниз по лестнице и поднимается; крутит педали трёхколёсного велосипеда
2-3 года: учится бегать, ходить на носочках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках. Прыгает на двух ногах. Подбрасывая мяч вверх, может его поймать. Отбивает мяч.
3-4 года: бросает мяч через голову. Самостоятельно спускается вниз по лестнице. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге несколько минут. Сохраняет равновесие при качании на качелях.
4-5 лет: прыгает на одной ноге, ходит по бревну, доске. Прыгает попеременно на одной и на другой ноге. Сам поднимается вверх по лестнице.
Старший дошкольный возраст: хорошо прыгает, бегает, бегает на носках. Ходит на пятках. Катается на 2-х колёсном велосипеде. Учится кататься на коньках.
Навыки крупной моторики совершенствуются до 15 лет.
Рука всегда идет по направлению зрения, то есть является стимулом, для того чтобы рука что-то взяла. В возрасте 3-6 месяцев ребенок направляет руку ко рту. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его. К старшему дошкольному возрасту ребенок аккуратно вырезает картинки, пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу.
Моторика руки проходит очень важный путь, поэтому мы должны знать нормативы.
0 - 1 год - кулак, но большой палец в норме должен быть сверху; ладонь; «пинцетный захват», когда выделяются большой и указательный пальцы; «щипковый захват»; «указательный жест». Развивается «единое» поле зрения и действия. Глаза ребенка направляют движение руки. Дети перекладывают предмет из одной руки в другую, могут положить ложку в чашку, кубики в коробку.
Есть данные научных исследований, которые прогнозируют, что если ребенок прошел такой путь в развитии тонкой моторики руки до конца первого года жизни, то мозговые структуры все развиваются согласно онтогенезу, то есть согласно норме.
Обе руки ребенка до двух лет работают одинаково. Только ближе к концу второго года жизни начинает определяться ведущая рука.
Ребенок 5 – 6 лет определяет предметы в мешке на ощупь, может аккуратно вырезать картинки, писать буквы и числа. Овладевает навыками самообслуживания: застегивает и расстегивает пуговицы, открывает и закрывает молнии, развязывает шарф, шнурует ботинки и другие. Все это возможно только при правильном развитии тонкой моторики пальцев рук.
Введение элементов речедвигательной гимнастики на логопедических занятиях предполагает использование их на занятиях по коррекции звукопроизношения. Кроме того, речедвигательная гимнастика может быть использована в структуре других видов логопедических занятий: в организационных моментах, на динамических паузах, в дидактических играх, при выполнении звукового анализа слов. В этих случаях речедвигательная гимнастика используется как средство опоры на зрительный и двигательный образы звука речи для укрепления межанализаторного взаимодействия.
Элементы речедвигательной гимнастики можно включать в любую деятельность. Это и звуковая гимнастика, и биоэнергопластика, логоритмика, корригирующая гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика и др.
В заключении хотелось бы отметить, что основной задачей речедвигательной гимнастики является формирование и развитие двигательных способностей как основы развития речи, а также устранение речевых нарушений, в том числе и нарушений звукопроизношения.
Библиография
Бот О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития. // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. – М., 1982
Власова Т.М.
Пфафенродт
А.Н. Фонетическая ритмика. - «Гуманитарный. издательский центр. ВЛАДОС», 1996.
Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика» М.: Просвещение, 1985 г
Каше Г.А. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи. – М., 1962
Киселевская Н. А. «Использование логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми»- ТЦ СФЕРА-2004г
Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики. - Издательство: Сфера, 2014 г
Лурия
А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражения мозга. – М., 2000
Мастюкова
Е.
М.Крупная
моторика: этапы развития 1 – 6 лет, 1997
Мухина А. Я. «
Речедвигательная
ритмика» - Астрель, М. -2009 г.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. / Под ред. Т.В.
Волосовец
. – М., 2000
Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селивёрстова. – М., 1997
Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958
https://arkhipovaef.ru/vozrastnye-osobennosti-razvitiya-ton/