Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Речевая готовность ребёнка к овладению грамотой | Чебыкина Елена Тимофеевна. Работа №324393

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Данная статья сориентирует вас в речевой подготовке к школе, укажет на проблемы, которые нужно учесть при поступлении ребёнка в школу. Цель работы учителя-логопеда на школьном логопункте: предупреждение расстройств речи и преодоление их средствами специально организованного обучения и воспитания. Дается сравнительный анализ обследования детей за три года. В статье обращается внимание, что на современном этапе  необходимый показатель готовности ребёнка к обучению в школе - умение читать и писать. Предложены игры развивающие устную речь детей. Статья будет полезна логопедам, учителям и родителям.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
Открытый методический день для воспитателей ДОУ:
Овладение грамотой –
основа успешного обучения в школе
Выступление по теме:
Речевая готовность ребёнка
к овладению грамотой
Автор: Чебыкина Елена Тимофеевна
учитель-логопед
МОУ СОШ № 4
г. Оленегорск
Речевая готовность ребёнка к овладению грамотой
Школьное обучение
никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается
на определенную стадию развития, проделанную ребенком.
Л. С. Выготский
Готовность к обучению грамоте определяется уровнем речевого развития.
Поступление ребенка в школу - важный этап в его жизни. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему ещё только предстоит овладеть. Готовность ребёнка к обучению грамоте во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше будет развита у ребёнка его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретённая письменная речь.
Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Исследования доказывают, что не менее трети детей с трудностями в обучении чтению и письму в начальной школе имеют недостатки в развитии устной речи:
нарушения звукопроизношения,
бедность словарного запаса,
грамматические ошибки (неправильное согласование слов в предложении, искажения окончаний слов и т.д.),
низкий уровень связности речи и др.
Сравнительный анализ логопедического обследования за 3 года:
Ежегодно в сентябре проводится первичное логопедическое обследование первых классов. Цель: предупреждение расстройств речи и преодоление их средствами специально организованного обучения и воспитания.
Учитываются следующие параметры, которые в норме должны быть сформированы у 7-летних детей:
Звукопроизношение. Правильное и чистое произношение всех групп фонем русского языка (сонорные звуки, вибранты, свистящие, шипящие и аффрикаты).
Фонематическое развитие. Дети должны владеть навыками фонематического представления, анализа и синтеза одно- двух- и трёхсложных слов облегчённой слоговой структуры. Различать на слух согласные звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на уровне слогов и слов-паронимов.
Лексико-грамматическое развитие. Правильность и содержательность активного словаря, словообразования. Владение грамматическими категориями в связной речи: согласование, управление, предложно-падежные конструкции.
Слоговая структура слов. Правильное и чёткое самостоятельное произношение слов сложной слоговой структуры со стечениями согласных.
Составление простого рассказа по сюжетной картине. Учитывалось понимание смысла изображённого на картине, правильность и логичность речевого построения сюжета рассказа, элементы творчества и воображения.
Для обследования устной речи и чтения обучающихся использую Дифференциальную диагностику расстройств чтения и письма у школьников Ф.И.Лалаевой, Л.В.Венедиктовой.
В диаграмме представлены результаты логопедического обследования за 3 года.
1. Из приведённых данных нарушения в звукопроизношении в 2018г. увеличились. В основном это группы сонорных звуков – ламбдацизмы, параламбдацизмы, ротоцизмы и параротоцизмы; сигматизм шипящих и свистящих звуков. У некоторых учащихся, которые ранее занимались в логопунктах в ДОУ, процесс автоматизации поставленных звуков в связной речи требует контроля со стороны взрослых и дальнейшего развития у детей навыков самоконтроля.
2. Возросло количество учащихся испытывающих определённые трудности при выполнении заданий, требующих сформированности навыков фонематического представления анализа и синтеза. Наиболее типичными были ошибки: пропуск гласных и согласных звуков, не понимание задания и невыполнение его даже после предъявленного взрослым образца, трудности синтеза и анализа согласного и гласного звуков в слиянии.
3. Есть небольшая группа учащихся, которые испытывают затруднения при дифференцировке акустически близких звуков. При повторении слоговых цепочек наблюдались ошибки на уподобление звуков, например: при задании повторить слоги БА-ПА-БА ребёнок говорил ПА-ПА-ПА или БА-БА-БА. В задании на анализ слов-паронимов дети не слышали, чем различаются слова: трава – дрова (трава-трава или дрова-дрова), пил – бил (пил-пил или бил-бил), коса – коза (коса-коса или коза-коза) и др. Наличие стойких затруднений при выполнении данных упражнений говорит о выраженном фонематическом недоразвитии.
4. Больше всего проблем у учеников при выполнении заданий на выявление словарного запаса и правильности грамматического оформления речи:
образование притяжательных форм имени прилагательного, например: Хвост белки. Чей хвост? - белкин ;
словообразование качественных форм имени прилагательного из формы имени существительного;
понимание, дифференциация и употребление предложно-падежных конструкций, например: мн.ч.- стули, дерева; не стало-стулей, деревов, ушев, ух;
использование предлогов;
подбор антонимов и синонимов.
5. Увеличилось количество детей допускающих ошибки при самостоятельном произношении слов сложной слоговой структуры со зрительной опорой на предметные картины: искажение или упрощение слоговой структуры, пропуски, замены слогов, уподобление и вставка лишних слогов (Например: крандовщик - крановщик, скоровода - сковорода, регуовчик - регулировщик, и т.п.). Неправильное произношение слов сложной слоговой структуры может быть вызвано разными причинами:
- ребёнку трудно сказать длинное слово потому, что в нём есть звуки, которые он не произносит или плохо произносит;
- невнимание к речи ребёнка со стороны взрослых;
- русский язык является для ребёнка неродным языком;
- ошибки в правильном воспроизведении слоговой структуры слов являются следствием нарушения более сложных речевых систем.
Составление рассказа по сюжетной картине также вызывало различные затруднения. Наиболее распространёнными затруднениями при составлении рассказа по сюжетной картине были: примитивизм и чрезмерная лаконичность (мало прилагательных), трудности в программировании высказывания (наводящие вопросы) и его речевом оформлении (аграмматизмы, неправильное использование предлогов, согласования слов).
Из 102 учащихся у 21 ученика возникли трудности с составлением рассказа по картинке:
- рассказ с помощью, по наводящим вопросам – 2чел;
- нет начала – 1чел;
- нет конца – 9чел;
- последовательность – 8чел;
- нет рассказа из-за отсутствия речи – 1чел. (отдельные искаженные слова, жесты).
Составляющие для обучения грамоте
Овладение грамотой происходит в школе, однако часть умений формируется в дошкольном детстве в ходе специального обучения:
в детском саду,
на занятиях в детском центре,
кружке,
студии или дома.
Умение ребенка читать и писать до его поступления в школу стало рассматриваться как необходимый, а иногда и основной показатель готовности к обучению в школе.
Готовность ребёнка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как:
развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии);
четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание);
знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой;
выработка гибкости и точности руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом.
Детский сад + школа
При обучении грамоте важно формировать у детей основные понятия: слово, слог, предложение, гласный звук, согласный звук, твёрдый звук, мягкий звук, буква.
Чтобы ускорить и облегчить процесс усвоения ребёнком необходимых навыков, можно совместить три одинаково важных и взаимно связанных компонента — общение с ребёнком, игра с ним и его обучение.
Игры, развивающие устную речь ребёнка
* Испорченный телефон.
* Съедобное — несъедобное.
* Назвать любые слова на определённую букву
* Что звучало? (Постучите вместе с ребёнком палочкой по столу, по полу, по пластмассовой игрушке. Затем завяжите ребёнку платком глаза, постучите по одному из названных предметов и попросите его угадать, по какому предмету Вы постучали. Чтобы ребёнок сумел лучше отработать этот навык, периодически меняйтесь с ним ролями.)
* Назвать больше слов по теме (в течение минуты назвать как можно больше слов, обозначающих известных ребёнку животных, птиц, растений, материалов, имена стран и т.д.)
* Составить цепочку слов. (Так, чтобы последняя буква предыдущего слова была бы и первой последующего. Например: ребёнок – корова – аромат – торт - тень.)
* Составить цепочки слов-антонимов. (Например: горячий - холодный, тёмный - светлый, высокий - низкий, худой - толстый и т.д.)
* Назвать все известные предметы одного и того же цвета. ( Например: жёлтого - лимон, солнце, подсолнух, канарейка; или красного - помидор, перец, кровь и т.д.)
* Угадай, что я хочу сказать. (Произнесите первый слог в каком-либо слове, и попросите ребёнка угадать все слово целиком по этому слогу. Загадывайте и отгадывайте по очереди.)
* Освоение понятий о местоположении предметов в пространстве (внутри, над, под, снизу, сверху, между, слева, справа). Например: предложите ребёнку взять карандаш и положить его между компьютером и книгой, или на третью полку в правом ряду, или справа от телевизора.
Речь – это канал развития интеллекта…,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.
Н.И.Жинкин
Мини викторина для педагогов
1 задание
А.
Чем отличается звук от буквы?
Назовите всегда мягкие согласные звуки.
Изобразите руками буквы С, Х, У, Б.
Назовите количество букв в слове деньги.
Поделите словопарикмахерскаяна слоги.
Измените слово по образцумного домов – один дом, много манжет –(одна манжета).
Назовите родственные слова к словуигра.
Назовите первый звук в словахграч, щетка, утка, пенек, облака.
Сколько слов в предложении:Наступила осень и перелетные птицы улетели на юг.
Б.
Чем отличается согласный звук от гласного.
Назовите всегда твердые согласные звуки.
Изобразите руками буквы Г, Т, Ч, М.
Назовите количество звуков в словелекарь.
Сколько слогов в словеэлектричество?
Продолжите ряд:лев – львенок, обезьяна –(детеныш обезьяны).
Назовите родственные слова к словузвук.
Назовите последний звук в словахпечь, крыша, столб, лень, громко.
Сколько слов в предложении:Каждое утро за моим окном весело чирикают воробьи.
Задание 2 Выполнить звуковой анализ слова и подобрать другие слова к данной схеме.
А калина
Б кепка
Задание 3 Выбрать слова, подходящие для звукового анализа.
А мак, мыло, мухи, облако, сумка, лиса, лопата, плита, малина, сад.
Б кит, пила, петух, окно, каток, молоко, книга, радуга, луг, бинт.
Задание 4 Восстановить текст.
А Беж итчере злеснуюпо ляну ежик. Осень юу ежей малодо бычи. Скрыли сьюрки е ящерки. Вкружки свилисьсколь зкиез мейки. Труд нонаход итьжуч ков. Во сен ниедни готов ятхлопот ливыее жи жили щеназиму.
Б Ночь юиднем таскаетон внорум ягкиймо х, души стыелисточки. При де тзима. На кроет снегомнор углубок ийсугроб. Подпушисты модеял омтепл оему. Буд етспа тьдове с ны.
2
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×