Речевое развитие детей 2 - 3 лет | Дудникова Наталья Михайловна. Работа №363320
Хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так актуально заботиться о своевременном формировании речи детей начиная с раннего детства.
Тема: «Развитие речи детей раннего возраста».
Ранний возраст ребёнка не имеет себе подобного в последующие периоды по важности овладения навыками, умениями и по темпу развития в речи.
Работа воспитателя в первой младшей группе должна быть распланирована и проведена с такой рациональностью и пользой, чтобы дети переходили на следующий уровень развития с нормой . В последние годы, к сожалению, наблюдается не радостная ситуация - малыши приходят чаще не говорящие, или их речевое развитие не соответствует возрасту. Но радует и то, что в каждой группе всегда есть 3-4 ребёнка с хорошо развитой речью. Причинами такой картины могут быть разные факторы: наследственность, перенесенные заболевания и условия домашнего воспитания. Поэтому основной задачей для нас становится постепенное овладение речевыми навыками крохами к концу учебного года, чтобы общение с педагогами и другими детьми проходила на должном уровне развития, они начали говорить и общаться.
Чтобы определить динамику развития воспитанников, их индивидуальных способностей я использую методику Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях». Диагностику провожу в групповой игровой комнате в привычной для ребят обстановке. Основной метод – наблюдение, в специально организованной, интересной для детей деятельности. Малышам предлагаю игровые задания, упражнения, слежу за их самостоятельной деятельностью. Данные наблюдений заношу в индивидуальную карту развития, где фиксирую результаты. Диагностику провожу два раза в год: в начале и в конце года.
На основании выделенных проблем, перед нами была поставлена следующая цель: способствовать развитию активной и пассивной речи воспитанников. Для дальнейшей работы необходимо выделить этапы по развитию речи детей раннего возраста, в ходе которых можно достичь положительного результата.
I этап – накопление представлений об окружающем, введение слов в пассивный словарь детей.
II этап – активизация слов в речи воспитанников.
III этап – развитие у детей фразовой речи.
На первом этапе необходимо познакомить детей с предметами ближайшего окружения, названиями посуды, мебели, игрушек и животных.
На начальных занятиях читаем стихи, объясняем назначение предметов, показываем картинки и реальные предметы в окружающей обстановке. Далее, чтобы закрепить название слов в пассивном словаре ребенка, используем тематическое лото с изображением игрушек, животных, мебели, посуды и т.д., парные картинки, вкладыши. Отыскав нужную картинку, дети закрепляют название слова в пассивном словаре. По наблюдениям за игрой детей хочется отметить, что они часто сами дают подобные задания, например, играя с куклами, например, Кира просит плохо говорящего Дениса принести чашку, блюдце, чайник. Денис в игре никогда не ошибался и приносил то, что надо.
Важное место на всех этапах отводим развитию речевого дыхания и мелкой моторики детей. В групповой комнате и раздевалке изготавливаем подвесы:
летом - подвешиваем на
ленточках
птичек, бабочек, цветочки;
осенью - разноцветные листочки;
зимой – снежинки, сделанные из салфеток или бумаги;
весной – солнышки, капельки.
Малышам очень нравится дуть на кораблики в тазике с водой, на султанчики и вертушки.
Для развития речевого дыхания также применяем упражнения на протяжное и длительное произношение звуков.
В совместной деятельности используем игры с язычком, например: «Как язычок поет песенку», где дети произносят два гласных звука: «ау», «уа», «аи», «оу» и т.д.
На втором этапе происходит активизация в речи слов, переход их из пассивного словаря в активную речь.
На этой ступени уместно использовать словесные дидактические игры, которые формируют слуховое внимание и закрепляют умение повторять звукосочетания и слова. Игровые действия в словесных играх побуждают детей к многократному повторению одного итого же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов. Воспитанникам нравятся такие игры: «На птичьем дворе», «Кто что ест», «Кто что делает», «Гуси, гуси, га – га- га», "Кто где живёт" и т.д. Плохо говорящий ребёнок полюбит повторять звукосочетания и после занятий. Здесь можно использовать в работе рекомендации Л.П. Павловой по ознакомлению с окружающим.
На третьем этапе необходимо способствовать развитию фразовой речи, учить детей строить предложения из 3 - 4 слов. С воспитанниками идёт постоянное общение с педагогом. Стараемся говорить медленно, плавно, правильно, с доброй интонацией, по-взрослому, не используя детских слов. Применяем метод наблюдения при рассматривании сюжетных картинок. Например, рассматривание картины «Зимние забавы» включает: определение времени года, перечисление людей и предметов на картине, выяснение их действий. Отвечая на вопросы, малыши могут составить совместно с педагогом небольшой рассказ.
В повседневной жизни мы используем те же методы и игры по развитию речи детей, где особое внимание уделяется постоянному общению с малышами. Происходит это общение в течение всего дня, когда мы занимаемся, играем, разговариваем, собираемся на прогулку или домой.
Используем сюжетно-дидактические игры: «День рождения куклы », «Идём гулять», «Кукла Маша заболела», «Кукла проснулась» и т.д.
Посредством интересные игр, занятий ребёнок учится общаться, появляется доброжелательность друг к другу, чувство симпатии к сверстникам, доверительное отношение к взрослым, то есть развивается сам ребёнок. По мере накопления собственного опыта ребёнок всё более постигает содержание сензитивного для раннего возраста периода – развитие речи детей.
В конце года были получены следующие результаты: дети стали обозначать свои действия словами и простыми предложениями во время игры и при общении со взрослыми, употреблять прилагательные и местоимения. Некоторые пересказывают сказки, читают простые стихи самостоятельно или с небольшой помощью взрослого.
То есть, результаты показывают положительную динамику в развитии каждого ребенка в речевом развитии. Дети стали больше общаться друг с другом и с взрослыми. Речь воспитанников стала чище и полнее. Появился интерес детей к общению.
Литература:
Афанасьева И.П. Методические рекомендации маленькими шагами в большой мир знаний. – С.-П.:
Детсво-Пресс
, 2004.
К.Белая «Занятия с малышами в детском саду», М., 2004.
М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина «Начинаем говорить», С.-П., 2004.
Л.Н.
Галигузова
, С.Ю.Мещерякова «Педагогика детей раннего возраста», М. 2007.
Григорьева Г.Г.,
Кочетова
Н.П., Груба Г.В. Играем с малышами. Игры и упражнения для детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 2003
Груба Г.В., Сергеева Д.В., Терентьева Е.Ф. Методическое пособие к программе Кроха. Воспитание детей раннего возраста. – Н.Н.: Нижегородский гуманитарный центр, 1997.
О.В.Елецкая,
Е.Ю.Вареница
«День за днем говорим и растем», М., 2005
О.Жукова «Ум на кончиках пальцев», М., 20
12
Г.М.
Лямина
«Развитие речи ребенка раннего возраста», М., 2005
О.Новиковская «Ум на кончиках пальцев», М., 2006.
Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления», М ., 2005
К.Л. Печора, Г.В.
Пантюхина
, Л.Г.
Голубева
«Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях», Москва, 2004.