Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Речевое развитие детей 4-5 лет | Мишина Алена Владимировна. Работа №328819

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психологического развития мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Говорить умеют почти все. Но говорить правильно - единицы. Разговаривая с другим человеком, мы пользуемся речью как средством для передачи своих мыслей, соображений, настроений.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психологического развития мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.

 

Говорить умеют почти все. Но говорить правильно - единицы. Разговаривая с другим человеком, мы пользуемся речью как средством для передачи своих мыслей, соображений, настроений. Мы делаем это потому, что речевое общение - одна из главных потребностей и функций человека. Она дана ему природой и отличает его от всех других представителей живого мира. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению. Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Поэтому и цель занятий по развитию речи – формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения. Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в театрализованную деятельность, которая является мощным средством речевого развития дошкольников. Многочисленные исследования психологов доказывают, что театрализованная деятельность оказывает достаточно сильное воздействие на детей дошкольного возраста и способствует их всестороннему развитию. А почему По-моему, все просто. Дети заучивают текст роли – развивается память; вживаются в образ – развивается воображение; запоминают последовательность событий в сказке – тренируется логическое мышление; проговаривают тексты своих героев – развивается диалогическая и монологическая речь, пополняется и активизируется словарь, развиваются коммуникативные навыки, умение работать в коллективе, ответственность каждого за успех общего дела. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Я уверена, что театр – это старший брат игры. Именно, поэтому театрализованная деятельность и дает воспитателю огромное количество возможностей, способов и приемов для развития наших деток и решать массу стоящих перед нами задач воспитание звуковой культуры, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постоянное усложнение каждой задачи и меняются методы обучения. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать. Приступая к процессу развития речи детей 4-5 лет средствами театрализованной деятельности осуществлялось в 2 этапа

 

1.Подготовительный.

 

2.Основной.

 

На подготовительном этапе наряду со специальными занятиями для развития речи детей пятого года жизни мы широко использовали речевые игры, упражнения, ситуации, которые проводили с группой детей, отдельными подгруппами и индивидуально. Были подобраны специальные игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связанность речи. Проводили игры, в которых решались задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, чтобы помочь детям освоить трудные формы в словоизменении (родительном падеже, множественного числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде и т.д.) и способы образования слов (наименование детенышей животных, людей разных профессий однокоренных слов). Каждое занятие мы начинали с упражнений на мышечное и эмоциональное расслабление (релаксацию) и постановку речевого дыхания. Работу над выразительностью речи проводили при чтении небольших стихов, имитационном чтении рассказов, в собственно инсценировках. Еще мне помогло на этом этапе посещение семинара Ольги Леонидовны Соболевой. Она нам рассказала о раскрепощении и развитии детской речи. Для этого в течении нескольких минут дети в свободной форме называют слова на определенную тему. Например зима, Новый год, день рождения, зимние виды спорта, весна. Сначала у нас не получалось, но сейчас намного лучше. Эта форма работы решает одну из важнейших сторон работы по развитию речи развитие детского словаря. На данном этапе речевой материал усваивается путем решения мыслительных задач. Говоря о содержании словарной работы, необходимо особо подчеркнуть, что словарь дошкольника нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (употребление значений слов, семантическая точность употребления синонимов, многозначных слов, понимание переносных значений), в развитии образной стороны речи. Для решения этой задачи нужно постоянно производить специальные лексические игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование. Формирование грамматического строя речи. Для данного этапа были подобраны следующие игры «Приглашение в Страну полных ответов», «Приезд в Город красивой речи», «Придумай загадку», «Сложи и скажи», «Посмотри, подробнее расскажи», «Живая игрушка», «Маша - растеряша», «Я скажу, ты продолжай», «Что увидишь, расскажи», «Перепутанные картинки», «Зазвонил телефон», «Звуковое письмо».

 

Центральное место в системе работы по развитию речи дошкольников принадлежит формированию связной речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковой культурой, грамматическим строем, лексическим богатством. В дошкольном детстве необходимо развивать диалогическую форму речи, а затем и монологическую. На протяжении всего дошкольного возраста необходимо развивать у детей умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, возражать, подавать реплику). Для этого следует использовать беседы с детьми на самые разнообразные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Важно развивать умение слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать в зависимости от контекста.

 

При обучении детей монологической речи необходимо прежде всего формировать элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец), представления о связях между предложениями и структурными частями высказывания.

 

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей , нужное и понятное самим детям.

 

Для организации театрализованной деятельности педагоги дошкольных учреждений чаще используют игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности. Мы с детьми сделали из бумаги при помощи оригами шапочки олпачки на пальчики. Они очень долго и активно играли с ними, составляли диалоги друг с другом, рассказывали свои истории от имени героя, составляли монологическую речь.

 

Ни с чем не сравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные, радостные представления. Дети 4-5 лет очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно конкретного мышления детям инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать. Это вызывает у детей определенную ответственность, желание лучше сыграть свою роль, четко говорить. Так мы на День Матери инсценировали сказку «Теремок», на 8 Марта – «Кто сказал мяу». И родители, и дети были очень довольны выступлением. Работая с детьми над инсценировками, мы не преследовали цель обучать их актерскому мастерству. Важно создать на занятиях напряженную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи. Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждать говорить свободно и выразительно, действовать раскованно.

 

Знакомство детей с театром начинается с младшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок.

 

Самыми доступными видами театра для младших дошкольников является пальчиковый и кукольный театры.

 

Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

 

Театр картинок – этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее удовольствие.

 

К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур и мягкой игрушки.

 

При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас.

 

За счет освоения в системе театрализованной игры у детей расширился игровой опыт, связная речь, улучшилась интонационная выразительность, появились умения, направленные на позитивное взаимодействия с другими участниками игры. Также умение договариваться, разрешать конфликтные ситуации самостоятельно. Мы, со своей стороны, стараемся больше уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации с помощью разных средств выразительности, подводим детей к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по - разному используя громкость голоса, интонационную выразительность, мимику.

 

Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями воспитанников. Мы стремились достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становились активными союзниками и помощниками в организации их художественно речевой деятельности. Родители участвовали в создании декораций к детским спектаклям, изготавливали вместе с ребятами костюмы. Родители привлекались и к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывалась помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций. В уголок для родителей мы помещали список детской литературы для домашнего чтения детям. Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получали рекомендации в виде консультаций. Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. А еще в группе реализуется проект с участием родителей «Мы идем в театр». Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.

 

Для более полного использования потенциала театрализованных игр была специально создана развивающая среда, которая является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-развивающая среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

 

Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи. Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.

 

Роль педагога в организации театрализованной деятельности очень велика. Работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, музыкальных способностей. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Он становится стрессоустойчивым, артистичным, приобретает режиссёрские качества, умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, его речь образна, используются «говорящие» жесты, мимика, движение, интонация. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры. Главные условия - эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога - образец для подражания.

 

Таким образом, использование средств театральной деятельности в развитии речи детей 4-5 лет вполне оправдывает себя. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. С помощью средств театрализованной деятельности можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития можно и нужно использовать этот эффективный способ.

 

«Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим» Чарльз Диккенс. Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×