Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 16.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Речевое развитие детей посредством театрализации« | Лукшина Елена Михайловна. Работа №331655

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 Дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Речь является важным средством самовыражения ребенка. Выразительность речи делает его интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, он может просто и понятно выразить свои мысли, чувства. Характеризует особенности личности: открытость, эмоциональность, общительность. Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительней речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи. Работа по формированию выразительности речи дошкольника должна пронизывать всю жизнь в детском саду,  вестись на НОД и во время проведения всех режимных моментах.

МБДОУ д/с № 461 «Золотая рыбка»

г. Новосибирска

Лукшина Елена Михайловна

 

 

«Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

«Театр — это школа добрых чувств,

красоты и человеческого братства»

В. Рабадан

 

Дошкольное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Речь является важным средством самовыражения ребенка. Выразительность речи делает его интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, он может просто и понятно выразить свои мысли, чувства. Характеризует особенности личности: открытость, эмоциональность, общительность. Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительней речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи. Работа по формированию выразительности речи дошкольника должна пронизывать всю жизнь в детском саду, вестись на НОД и во время проведения всех режимных моментах.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).

Поэтому работу в этом направлении проводим начиная с младших групп. Она заключается в следующем: побуждаем детей к общению (игра «Кто мы такие?», «Назови мне свое имя», сказка-потешка «Кисонька-Мурысонька», «Лошадка» А. Барто, «Прогулка по лесу»). Учим детей находить выразительные средства в интонации (показ сказки «Теремок», где обращалось внимание детей на имитацию голосов животных). Учим детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки («Прогулка в лесу», где давали понятия о том, как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами).

Дети учатся произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, развивают речевое дыхание (после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного, игра “Ворон и воронята”, ветер дует зимой, делают глубокий вдох носом и надув щеки, с силой выдыхают). Учим детей логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса («са-са – вот летит оса» с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно. «Ша-ша ша – наша каша хороша» и т.д.).

В средних группах работа над выразительностью заключается в следующем – продолжается работа по интонационной выразительности речи (игровое упражнение «Сеня в лесу встретил лесу», «Веселый оркестр» Закрепляются умения в сочетании движения и речи (игры на пальцах, игровое упражнение «Представьте себе», ролевой театр «Под грибом», «Дом и ворота» и др). Закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией (игровое упражнение «Художница – осень», мини – сценка «Еж – чистюля», «Аист длинноногий», «Лиса и журавль», инсценировка стихотворения А. Тараскиной «Воробей»). Закрепляются умения выразительно произносить предложенную фразу (игра «Угадай, чей голосок», «Веселые превращения»). Развиваем мелкую моторику в сочетании с речью (мини-сценка «Хозяйка и кот», «Собака и кошка», «Зима», «Мартышки», «Слон» и др.).

Продолжается работа по развитию умения эмоционально общаться через произношение скороговорок. В старшем возрасте значительно расширяется содержание театрализованной деятельности за счет самостоятельного выбора детей, дети привлекались к режиссерской работе, развивались навыки без конфликтного общения.

Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи, активизации словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи и совершенствования звуковой стороны и социально- эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

Единства социально-эмоционального и когнитивного (познавательного) развития;

Наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;

Совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

Насыщение этой деятельности интересным и эмоционально- значимым для детей содержанием.

Для развития выразительной стороны речи мы создали эти условия, в которых каждый ребенок может проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь оказывает театрализованная деятельность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×