Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр | Усольцева Наталья Владимировна. Работа №345362

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросу речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр. В современном образовательном процессе такие игры играют важную роль, способствуя не только формированию лексических навыков, но и развитию коммуникативной компетенции и связной речи. Рассматриваются основные преимущества дидактических игр, их влияние на активное усвоение языка детьми, а также методические подходы к их применению в педагогической практике.

Ключевые слова: речевое развитие, дошкольники, дидактические игры, коммуникативные навыки, связная речь, педагогический процесс.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

 

Усольцева Наталья Владимировна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад №13» г. Каменск-Уральский

 

Аннотация. Статья посвящена вопросу речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр. В современном образовательном процессе такие игры играют важную роль, способствуя не только формированию лексических навыков, но и развитию коммуникативной компетенции и связной речи. Рассматриваются основные преимущества дидактических игр, их влияние на активное усвоение языка детьми, а также методические подходы к их применению в педагогической практике.

Ключевые слова: речевое развитие, дошкольники, дидактические игры, коммуникативные навыки, связная речь, педагогический процесс.

 

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста является одной из центральных задач в процессе подготовки ребенка к школе. Умение ясно выражать свои мысли, строить диалоги, понимать и использовать различные языковые формы — все это ключевые компоненты успешного обучения и социализации в школьной среде. Одним из эффективных методов речевого развития является использование дидактических игр. Эти игры не только помогают расширить словарный запас детей, но и формируют у них навыки связной речи, развивают их способность слушать и понимать других, поддерживать разговор.

Дидактические игры активно применяются в педагогической практике, так как они создают условия для формирования речевых навыков в непринужденной, увлекательной форме. Воспитатели могут адаптировать игры под конкретные цели: от обогащения лексики до формирования грамматически правильных предложений. Такая игровая форма позволяет максимально использовать естественную любознательность детей, стимулируя их речевую активность и взаимодействие с окружающими.

Дидактические игры способствуют речевому развитию благодаря своей способности вовлекать детей в активную деятельность, требующую речевого взаимодействия. Играя, дети обучаются формулировать свои мысли, выстраивать последовательные логические цепочки в общении. Важным аспектом игр является их способность развивать у детей связную речь — умение создавать полноценные высказывания, строить диалоги и монологи, последовательно излагать свои мысли. Это особенно актуально в старшем дошкольном возрасте, когда дети готовятся к обучению в школе и должны уметь выражать свои мысли как устно, так и письменно.

Речевое развитие в рамках дидактических игр также связано с обучением детей грамматически правильному построению фраз. В игровой форме детям легче освоить сложные синтаксические конструкции и различные речевые обороты. Кроме того, дидактические игры позволяют воспитателю целенаправленно работать с индивидуальными проблемами речи детей, такими как ограниченный словарный запас или затруднения в произношении определенных звуков. Взаимодействие с другими детьми в игре способствует формированию более богатого языкового опыта и стимулирует ребенка к речевой активности.

В процессе использования дидактических игр воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности детей, а также ставить перед собой конкретные цели по развитию речи. Это может быть как работа над обогащением словарного запаса, так и совершенствование навыков связной речи и диалогического общения. Важно, чтобы игры не были только развлекательными, но и имели четкую образовательную цель, помогая ребенку осваивать новые слова, выражения, грамматические конструкции.

Эффективность дидактических игр во многом зависит от их систематического применения. Постоянное включение игр в образовательный процесс помогает детям развивать речевые навыки постепенно, накапливая опыт взаимодействия с языковыми структурами. Важно, чтобы воспитатель следил за тем, чтобы каждый ребенок активно участвовал в игре, выражал свои мысли и реагировал на высказывания других детей. Это стимулирует не только развитие речи, но и общую коммуникативную компетентность, необходимую для успешного взаимодействия в школьной и социальной среде.

Методически правильное использование игр предполагает их постепенное усложнение по мере развития речевых навыков детей. Например, начиная с простых заданий на называние предметов или действий, воспитатель может перейти к более сложным играм, где требуется создание описательных высказываний или участие в дискуссиях. Такой подход позволяет детям постепенно наращивать свои языковые возможности и готовит их к школьной системе обучения, где умение четко формулировать свои мысли и выражать их письменно является важным элементом образовательного процесса.

Роль воспитателя в организации дидактических игр для речевого развития является ключевой. Именно воспитатель создает условия для активного участия каждого ребенка в игре, подбирает соответствующие задания и обеспечивает необходимую обратную связь. Важно, чтобы воспитатель помогал детям осознавать свои ошибки в речи и давал корректные примеры для подражания. Это способствует формированию не только правильных речевых навыков, но и уверенности ребенка в своих способностях к языковому выражению.

Воспитатель должен также учитывать психологические особенности детей и адаптировать игры под их индивидуальные потребности. Некоторые дети могут испытывать трудности в общении или стесняться участвовать в разговоре. В таких случаях дидактические игры становятся инструментом для постепенного преодоления этих барьеров, помогая ребенку чувствовать себя увереннее в речевом взаимодействии. Важно, чтобы процесс игры оставался приятным для ребенка и не создавал излишнего напряжения, что способствует более естественному освоению речевых навыков.

Таким образом, дидактические игры являются важным инструментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Их использование позволяет сделать процесс речевого развития увлекательным и эффективным, стимулируя детей к активному участию в разговоре и обогащению своего словарного запаса. Воспитатели, применяя дидактические игры, способствуют формированию у детей коммуникативной компетентности и готовности к школьному обучению. Систематическое использование игр в образовательной деятельности позволяет развивать речевые навыки дошкольников, что является важной основой для их дальнейшего успешного обучения и социализации в школьной среде.

 

Список литературы

1. Махонина М. Ф. Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО / М. Ф. Махонина // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 213-214.

2. Труфанова А. А. Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое развитие дошкольников / А. А. Труфанова, А. Н. Мотырева, О. А. Бренер // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 948-951.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×