«Речевое развитие ребенка раннего возраста» | Заретта Викторовна Каплун. Работа №292607
Автор: Заретта Викторовна Каплун
Возможно, ваш ребенок уже начинает говорить, или вы чувствуете, что он вот-вот произнесет первые слова. А может быть, он уже пытается воспользоваться некоторым количеством слов или фраз, а вы просто хотите ему помочь как можно лучше распорядиться ими. В любом случае данные рекомендации будут вам полезны: мы поговорим о том, что в норме умеет ребенок на этапах своего развития до трех лет, какие ставятся задачи к речевым играм (а это сможет вас определенным образом мобилизовать), дадим некоторые рекомендации, касающиеся оценки состояния речи или готовности ребенка к общению, познакомим вас с некоторыми приемами, которые помогут ребенку овладеть разговорной речью. Вот некоторые общие задачи, которые особенно важно иметь в виду:
• Малыш должен научиться произносить и понимать как можно больше слов и предложений;
• Ему необходимо научиться пользоваться речью в самых разных ситуациях – тогда он сумеет выразить любые социальные, эмоциональные и физические потребности;
• Он должен научиться с помощью слов и фраз выражать самые разные мысли и понятия. Ему нужно уметь произносить не только названия предметов и имена людей, но и объяснить, что они делают, каковы они, кому принадлежат и т.д.;
• Он должен говорить настолько грамматически правильно, насколько позволяет уровень его речевого развития;
• По мере роста и развития произношение ребенка должно улучшаться:
Период употребления однословных предложений,
Период употребления двухсловных предложений;
Период употребления распространенных предложений.
Если ребенок не умеет применять разговорные навыки для удовлетворения своих нужд, то никакой, даже самый большой словарный запас не сможет принести ему ощутимой пользы. И наоборот, если вы поможете своему малышу почувствовать, что он выигрывает от общения с окружающими – практически и эмоционально, сумеете научить его употреблять уже освоенные слова в самых разных ситуациях, он сможет извлечь из своего словаря максимальную пользу и заодно приобретет звуковую базу для дальнейшего речевого развития.
Возможно, ваш ребенок уже начинает говорить, или вы чувствуете, что он вот-вот произнесетпервые слова. А может быть, он уже пытается воспользоваться некоторым количеством слов или фраз, а вы просто хотите ему помочь как можно лучше распорядиться ими. В любом случае данные рекомендации будут вам полезны: мы поговорим о том, что в норме умеет ребенок на этапах своего развития до трех лет, какие ставятся задачи к речевым играм (а это сможет вас определенным образом мобилизовать), дадим некоторые рекомендации, касающиеся оценки состояния речи или готовности ребенка к общению, познакомим вас с некоторыми приемами, которые помогут ребенку овладеть разговорной речью. Вот некоторые общие задачи, которые особенно важно иметь в виду:
• Малыш должен научиться произносить и понимать как можно больше слов и предложений;
• Ему необходимо научиться пользоваться речью в самых разных ситуациях – тогда он сумеет выразить любые социальные, эмоциональные и физические потребности;
• Он должен научиться с помощью слов и фраз выражать самые разные мысли и понятия. Ему нужно уметь произносить не только названия предметов и имена людей, но и объяснить, что они делают, каковы они, кому принадлежат и т.д.;
• Он должен говорить настолько грамматически правильно, насколько позволяет уровень его речевого развития;
• По мере роста и развития произношение ребенка должно улучшаться:
Период употребления однословных предложений,
Период употребления двухсловных предложений;
Период употребления распространенных предложений.
Если ребенок не умеет применять разговорные навыки для удовлетворения своих нужд, то никакой, даже самый большой словарный запас не сможет принести ему ощутимой пользы. И наоборот, если вы поможете своему малышу почувствовать, что он выигрывает от общения с окружающими – практически и эмоционально, сумеете научить его употреблять уже освоенные слова в самых разных ситуациях, он сможет извлечь из своего словаря максимальную пользу и заодно приобретет звуковую базу для дальнейшего речевого развития.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ НОРМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ТРЕХ
Возрастные периоды
Звукопроизношение(артикуляция)
Фонематические процессы (фонематический слух, звуковой анализ)
Лексический строй речи (активный, пассивный словарь)
Грамматический строй речи (словоизменение, словообразование, составление предложений)
Связная речь (диалогическая,составление рассказа, пересказа)
2-3 месяца
довербальный период от рождения до года
Крик ясный, громкий, чистый с коротким вдохом и длительным выдохом, реакция на внутренние раздражители, к 2-м месяцам крик интонационно обогащается, появляется гуление, тоесть ребенок издает отдельные не дифференцированные звуки, реакция на физиологический комфорт с 3-х лепечет, то есть голосовой поток распадается на слоги: абу, агу, бу, му — губные и заднеязычные звуки произносятся, так как именно эти мышцы напряжены.
Гуление и первый этап лепета не зависит от состояния физического слуха и не отражает фонетический строй родного языка. Ребенок
прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса, различает неречевые звуки. Природой устроено так, что ребенок готов воспринимать любой язык.
6-8 месяцев
Лепет превращается в лепет на мягкой основе. Разнообразие звуков уменьшается и приближается к звуковому ряду родного языка. Присутствуютгласные а.о.ы— многократное повторение слогов«ба-ба-ба», «ма-ма-ма»- сменяется лепетными словами, состоящими из двух открытых слогов. Ребенок способен повторить за взрослым сочетания звуков
Начинает распознавать неречевые звуки (звонок в дверь и звонок телефона). Различает речь и неречь — неречевойслуховой гнозис
Появляются звуки, соответствующие фонетической системе родного языка. Ребенок слышит себя. Связывает определенные звукосочетания с предметами (тик-так - часы; гав-гав - собака)
Начинает формироваться филогенетическая память. Формируется пассивный словарь. Ребенок понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации ( дай ручку, помахай ручкой, нельзя, поцелуй). Собственные лепетные слова не соотносятся с предметами и лицами.
1 год
Малыш подражает звукам старших. Доступны звуки —гласные[а,у,и], губные [п,б,м], губно-зубные [т,д], переднеязычные, заднеязычные [г,к].
Согласные произносит смягченно. Появляются первые слова, двусложные, состоящие из одинаковых слогов
Может путать и искажать звуки и слова
Хорошо слышит и различает много звуков.
Отличает гласные, то есть реагирует на ритм, и согласные
В активном словаре 8-12 слов. Звукоподражательные слова императивные глаголы ( дай на ди). Ситуационное понимание обращенной речи. Ребенок активно взаимодействует с окружающими.Вопросно-ответная речь: да\ нет. Малыш знает свое имя, части лица и тела
Различает названия предметов в окружающей его среде и на картинках. Первые слова соотносятся с лицами ( мама, папа, баба, дядя). В пассивном словаре 150-200 слов. С этого момента качественно развивается система речи ребенка. Происходит процесс перехода слов из пассива в актив.
2 года
Активно использует все новые слова.
Доступны новые звуки —произноситгласные [а, у, и], в основном мягкие и некоторые твердые согласные, звонкиеи глухие согласные
[п, б, м] - губные,[т, д] – губно-зубные,[н]- переднеязычные[г, к] - заднеязычныепоявляются свистящие (шипящие заменяются на свистящие), вибратор [р] и мягкий [р]заменяются звуком [л] или мягким [л].Неправильное употребление свистящих, шипящих и сонорных в норме
Развивается фонетический слух — формируются акустические эталоны звуков.
Понимает простую инструкцию без жестов.
В активе 150-200 слов
Названия действий (ди, бух, дай) прилагательные, местоимения. Используетобобщающую функцию слова в зависимости от ситуации, жеста или мимики. Словарь развивается на основе представлений об окружающем мире.
На начальном этапе присутствуют грамматически бессвязные фразы. Использует двусоставные фразы. Согласует предметы и действия. Позже бессоюзные сложные предложения. В 2 года 3 месяца изменяет формы слов в ед. и мн.числе, винительном и родительном падеже, позже в дательном.
Отвечает на вопросы и задает. Понимает короткие рассказы и сказки
Начинается формирование внутренней речи, диалогической, монологической ( из 3-4 предложений).
3 года
Прибавляются шипящие звуки, исчезает смягчение согласных, слоговая структура слов устойчива
Понимает родную разговорную речь. Различает твердые и мягкие, свистящие и шипящие согласные.
Словарный запас активно развивается и пополняется также через активное знакомство с детской литературой. Знакомится с письменной речью. Быстро переводит слова из пассива в актив. Появляются обобщающие слова. Знакомство с числительными.
Образует новые слова иинтересные словосочетания. Использует все сложные предложения с союзами и без (кроме причастных и деепричастных оборотов). Понимает предлоги и множественное число, падежные изменения, изменения глаголов по временам, прилагательных по родам. Осваивает уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксно-приставочные конструкции.
Значимый период, так как формируется функциональная система речи. Сформирована диалогическая речь, ребенок поддерживает несложную беседу. Проговаривает вслух свои впечатления и мысли.Активно развивается монологическая речь: может составить простой описательный рассказ; сюжетный рассказ с помощью взрослого, пересказ знакомого короткого текста. Речь ситуативная и нуждается в наглядной опоре.
ТЕСТ
Предлагаем вам проверочный лист на умение малыша слушать, смотреть и реагировать. Расставьте ответы «Да» или «Нет»
До 6 месяцев
• Задерживает ли малыш на мгновение взгляд на вашем лице, когда вы к нему обращаетесь?
• Наблюдает ли малыш за вашими глазами и ртом хотя бы половину той минуты, в течение которой вы с ним разговариваете?
• Смотрит ли малыш на предмет, который вы держите примерно в 30 см от его лица?
• Показывает ли ребенок изменением движений своего тела, что знает, что должно произойти, когда вы наклоняетесь, чтобы взять его на руки,или когда показываете ему бутылочку?
• Поводит ли малыш глазами, поворачивает ли головку, ища вас, когда вы окликаете его?
После 6 месяцев
• Сидит ли ребенок спокойно (будучи устроенным удобно и надежно) и удерживает ли свое внимание, по меньшей мере, втечение минуты на предмете, который вы ему показываете?
• Смотрит ли малыш на предмет (или картинку) вместе с вами, по меньшей мере, 2 минуты, то есть, переводит ли он свой взгляд с вас на предмет (или картинку) и обратно, показывая, что держит в сознаниии то, и другое.
• Выполняет ли ваш ребенок простые указания, когда они сопровождаются соответствующими жестами? Например, дает ли он вам вещь, к которой вы протягиваете руку и говорите: "Дай!"?
• Машет ли малыш на прощание ручкой, хлопает ли в ладоши, делает ли другие простые жесты в ответ на вашу просьбу, если вы сами не демонстрируете их и не помогаете ему?
Если вы написали хоть один раз «Нет», вам необходима консультация специалистов
Итак, в развитии навыков общения ребенка, который еще не говорит, различают пять направлений:
• Развитие умения внимательно слушать, смотреть и реагировать;
• Развитие игровых навыков;
• Развитие представления о соблюдении очередности;
• Развитие способности к подражанию;
• Развитие умения пользоваться навыками общения вповседневной жизни.
В первую очередь, необходимо научить малыша концентрировать внимание. Когда он овладеет этим умением, можно начинать работу по двум и более направлениям речевого развития одновременно.
Когда вы заполните проверочные листы и поставите перед собой определенные задачи, решить их в процессе обычных игр и общения с ребенком вам помогут некоторые простые приемы.
Нам хочется еще раз обратить ваше внимание на несколько правил, важных для успешных занятий с ребенком в довербальный период:
• Давайте малышу время на ответ.
• Слушайте... ждите.
• Сделайте интересы ребенка отправной точкой ваших занятий.
• Вместе с ребенком по очереди совершайте различные действия, мимические движения, произносите звуки.
• Копируйте малыша и побуждайте его копироватьвас.
• Не стремитесь предугадывать все желания ребенка. Помогайте ему выражать его потребности в процессе общения.
• Покажите малышу, насколько ценно и полезно общение с вами, как с практической, так и с эмоциональной точек зрения.
• Для обозначения определенных действий и предметов используйте одни и те же слова. Это поможет ребенку научиться понимать, какое событие последует за словом, понимать значения слов, а позже научиться их произносить.
В этой главе мы обращались, главным образом, к родителям, однако братья, сестры, бабушки, дедушки и близкие друзья тоже могут способствовать достижению замечательных результатов. Общение должно стать важной частью всех взаимоотношений ребенка с близкими. Люди, которых он любит, могут многому научить его, получив при этом удовлетворение и массу удовольствия от общения. Лучше всего навыки общения развиваются в игре.
Игры№ Название игры Задачи Дидактическое обеспечение Описание игры Игры для социально-коммуникативного развития
Игры, направленные насоциально-коммуникативное развитие ребенка, имеют такие цели:
• восприятие норм социального поведения;
• развитие коммуникативных умений, навыков сотрудничества с другими детьми и взрослыми;
• развитие эмпатии;
• формирования чувства уважения ипричастности к своей семье и коллективу сверстников;
• формирование позитивного отношения к трудовой и творческой деятельности;
• выработку навыков безопасного поведения.
1
Игра «С кем дружить»
Учить детей понимать мимику людей; развивать эмпатию, воспитывать дружелюбие.
Для игры нужно подготовить картинный материал на различные эмоции
Показать ребенку изображения детей с разным выражением лица. Ребенку предлагается рассмотреть картинки и выбрать себе друга. Взрослый должен попросить его объяснить свой выбор.
2
Игра «Кому что нужно»
Познакомить с основными характеристиками таких профессий, как доктор, парикмахер, продавец, пекарь; формировать позитивное отношение к трудовой деятельности
Для игры нужно подготовить предметы, необходимы для выполненияпрофессиональной деятельности (шприц, ножницы, расческа, касса, миска и т.д.), а также детали соответствующих костюмов.
В ходе игры ребенок сначала получает детали костюма. Он должен понять, какую профессию ему нужно представлять. Если дети затрудняются сответом, взрослый ему помогает.
Далее проводится игра с предметами, которые сложены на столе. Ребенку нужно выбрать предмет, который необходим для профессиональной деятельности. После этого можно предложить ему показать, как этим предметом надо пользоваться.
3
Игра «Да или нет»
Воспитывать бережное отношение к здоровью; учить управлять своим поведением, понимать какие поступки правильные.
Для игры нужно подготовить произведения В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо…», А.Барто «Медвежонок невежа»
Взрослый должен называть различные ситуации, а малышам нужно, если озвучено правильное поведение — хлопать в ладоши, если неправильное — топать ногами.
Игры для речевого развития детей 3 лет
Игры для речевого развития направлены на достижение такихцелей:
• научить ребенка пользоваться речью как средством общения;
• увеличение словарного запаса;
• развитие фонематического слуха;
• ознакомление с основами звуковой и интонационной культурой речи;
• развитие речевого творчества;
• ознакомление с образцами детской литературы
1
Игра «Цветик-семицветик»
Развить правильное речевое дыхание
Для проведения игры нужно подготовить Цветок-вертушку и семь лепестков для исполнения желаний с картинками действиями
Взрослый показывает перед игрой малышу, как надо дышать: Набирает воздух через нос, надувая живот и придерживая щеки, дует на вертушку с долгим плавным выдохом. Ребенок повторяет. Затем взрослый набирает воздух через рот, надувая шариком живот и делает вначале плавный выдох, затем резкий, помогая себе прессом. Ребенок повторяет за ним. Надо обращать внимание, чтобы у ребенка не кружилась голова, не делать дыхательное упражнение более трех-четырех раз подряд. Далее взрослый объясняет малышу, что цветок волшебный и знает некоторые желания всех детей. Надо только правильно дунуть и сказать: «Лети-лети лепесток…»
Пока малыш дует, взрослый незаметно подбрасывает один лепесток над ребенком, на лепестке имеется картинка с изображением действия. которое выполняет малыш (прыгать на кружках, которые наклеены на пол, рисовать мелом, собирать пазлы и т.д)
2
Игра «Громко – тихо»
Цель: развить интонационную культуру речи, научить менять силу голоса.
Для проведения игры нужно подготовить парные предметы разных размеров (большая и маленькая дудочки, погремушки, часики,машинки, игрушки животных и их детенышей, птиц).
Перед началом игры взрослый проводит с детьми беседу.
— Посмотрите, у меня в руках большая мама-утка. Она зовет своих деток и громко кричит «Кря-кря!». Повторите, как кричит мама-утка.
Дети громко повторяют«Кря-кря!».
— А теперь я держу утеночка. Он еще очень маленький и может только тихо говорить «Кря-кря!». Повторите, как он это делает.
Дети тихо повторяют «Кря-кря!». Педагог должен следить, чтобы дети не переходили на шепот.
После ознакомительной беседы можно перейти к самой игре. Педагог по очереди показывает то большую, то маленькую уточку, а дети должны самостоятельно произнести, как она крякает.
Аналогично можно обыграть любую другую пару предметов.
3
Игра «Металлофон»
Развивать темпо-ритмовуюсторону речи
Металлофон на семь нот с палочками
Алгоритм цветовой на исполнение песенки «Едет-едет паровоз…»
1 вариант
Отбивать любые потешки или детские песенки с проговариванием, пропеванием
2 вариант
Играть, ориентируясь на цветовой алгоритм, песенку:
Едет-едет паровоз,
Две трубы и сто колес,
Две трубы, сто, колес,
Машинистом рыжий пес.
4
Игра «Пускание корабликов»
Развитие артикуляционного аппарата, формирование навыка длительного произношения звука [ф] на одном выдохе и многократного произношения звука [п] на одном выдохе; развивать умение сочетать произнесение звука с началом вздоха.
Для игры нужно подготовить
произведение С.Маршака «Кораблик»
большую миску с водой, сигнальные флажки и несколько бумажных корабликов. Миску нужно поставить намаленький столик,
Взрослый предлагает ребёнку попутешествовать на корабликах и читает стихотворение. Мы с вами живем здесь в… Отметим флажком наше местоположение. (Взрослый устанавливает флажок на одной стороне миски и располагает возле него один кораблик).
— Куда поплывет наш кораблик? (Дети называют любые города или страны, или имена друзей, в зависимости от возраста, и устанавливают другой флажок с противоположной стороны миски).
— Нам дует попутный ветер. Он спокойный, но сильный. Попробуем сымитироватьего. Нужно сложить губы трубочкой и, не надувая щек на одном выдохе протяжно произнести звук [ф]. Если ребенок все-таки надувает щечки, то надо предложить придержать их ему руками. Можно дуть также через коктейльную соломинку.
— А теперь появился порывистый резкий ветер. Чтобы показать его нужно, на одном выдохе прерывисто произносить несколько раз звуки [п-п-п].
Дети должны по очереди подходить к миске, назвать, куда они хотят отправиться и помочь кораблику добраться к месту назначения.
5
Игра в сказку «Три поросенка»
Развитие артикуляционного аппарата, формирование навыка длительного произношения на одном выдохе и дифференциации звуков [ф] и [в]
Для игры нужно подготовить книжку-настольный театр
«Три поросенка»
Ребенок из книжки вынимает фигурки-вкладыши героев и домиков и обыгрывает сюжет вместе со взрослым, который читает сказку. Важно, чтобы ребенок, сдувал листочки и соломинки, придерживая руками щечки. При произнесении звука [ф] губы вытягивал трубочкой, при [в] – закусывал нижнюю губку верхними зубками.
6
Игра в сказку «Репка»
Развитие артикуляционного аппарата, формирование навыка произношения и дифференциации звуков [к] и [т]; побуждение к пересказу
Для игры нужно подготовить пирамидку-стаканчики с наклейками -героями сказки
Наподготовительном этапе надо показать малышу изолированное произношение звуков [к] и [т], будто покашливая или постукивая языком по зубкам Играя с пирамидкой, можно выставлять стаканчики последовательно друг за другом на столе или один на другой. Взрослый рассказывает сказку, интонационно выделяя слоги с заданными звуками (баб-КА, дед-КА, ТЯ-нуТ-по-ТЯ-нуТ, Кош-КА, мыш-КА, Жуч-КА), а ребенок пытается повторить вначале отдельные слоги, потом слова , затем фразы.
7
Игра «Гусеница»
Развитие артикуляционногоаппарата,
Гусеница разрезная, каждая часть содержит опорную картинку из артикуляционной гимнастики
Выполнять перед зеркалом зарядку для язычка, выкладывая гусеницу.
8
Игра «Как божья коровка пятнышки искала»
Расширять и активизировать словарный запас
Фетровые плоскостные фигурки на магнитах с пуговицами и кружочками с петлями: рыбка, лягушка, цветок, еж, божья коровка
Взрослый объясняет малышу, что божья коровка потеряла свои пятнышки: летает, полетела, залетела на грибок, облетела вокруг грибочка, прилетела к бабочке ползает по цветку, заползает на цветок, сползает, бежит ежик, убежал, прибежал, скачет лягушка, прискакала, ускакала, рыбка плывет, приплыла, уплыла. Каждый герой дарит ей кружочек-пятнышко на спинку Все действия обыгрываются на магнитнойдоске. Также действия проигрывает сам ребенок. Называются цвета кружков, которые можно отстегнуть и пристегнуть на пуговицы. Если ребенок мал или с задержкой речевого развития, то вводятся словозаменители: уф-уф, прыг-скок, топ-топ, буль-буль и т.д. Можнодобавлять чистоговорки на заданные звуки:
ЦЫЦЫЦЫ-цветок цвеетет,
ЖУЖУЖУ-жучок ползет,
САСИСА-сосиска в тесте,
Не хотим стоять на месте.