Речевой уголок группы как часть развивающей предметно-пространственной среды. | Филиппова Ирина Ивановна. Работа №286155
Автор: Филиппова Ирина Ивановна
Доказано, что на развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната. Особую значимость проблема организации предметно-развивающей среды приобретает при работе в ДОУ с детьми с нарушениями речи. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы.
Речевой уголок группы как часть развивающей предметно-пространственной среды.
Доказано, что на развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната.
Особую значимость проблема организации предметно-развивающей среды приобретает при работе в ДОУ с детьми с нарушениями речи. Нерегламентированная рамками НОД деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная) наиболее продолжительна. В ходе этой деятельности воспитателями организуются индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы.
В состав предметно-развивающей среды входит речевой уголок. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр по одиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью педагоги создают условия для стимуляции речевой деятельности и речевого общения.
Логопеды и педагоги нашего ДОУ постоянно совершенствуют имеющиеся речевые уголки в группах. При подборе дидактического материала учитываются:
- наполняемость уголка,
- разнообразие материала,
-доступность,
- системность,
- эстетика оформления.
В основу наполняемости закладывается тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда, что делает его взаимодействие с воспитателями не формальным, а очень тесным и плодотворным. Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими, психолого-педагогическими особенностями формирования речи. Дидактическое оснащение соответствует структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
Опыт показывает, что только при таком подходе возможна эффективная коррекция речи дошкольников. Материал, содержащийся в речевых уголках, имеет многофункциональный характер. Игры подбираются в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие, коррекцию речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в речевых уголках еженедельно, в зависимости от лексических тем. Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой. Дидактическое оснащение удовлетворяет потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. Пустое по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к безделью и агрессии. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем нужнее речь, тем больше потребность в общении.
Весь материал, подобранный педагогами группы, соответствует возрасту детей. Опора на игру, как ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает педагогам значительный положительный эффект в коррекционной работе. Игра создает условия для неформального общения ребенка со сверстниками и взрослыми, предоставляет ему полную свободу действий. Поэтому игровой материал должен быть доступным для ребенка. Это положительно влияет на развитие речи детей и интеллектуальное развитие в целом.
Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому мы уделяем большое внимание эстетике речевых уголков. Их оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Как показывает опыт, разработанные нами логопедами рекомендации к содержанию речевых уголков позволили педагогам сформировать дополнительные условия для создания обогащенной предметно-развивающей и поддерживающей речевой среды в группе. Мы смогли вооружить воспитателей простыми и эффективными средствами для организации речевых уголков, которые таят в себе огромный резерв творческого развития ребенка.
В заключении хочется напомнить, что одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.