Речевые игры для детей и взрослых | Руденко Татьяна Алексеевна. Работа №351418
Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Но не только малыши любят поиграть. И школьники, и подростки, и даже взрослые с удовольствием включаются в игровую деятельность. Во время игры формируются умения и навыки, развиваются когнитивные функции, проживаются социальные ситуации и приобретается жизненный опыт. А кроме того, игра дает эмоциональную разгрузку и позитивный заряд.
Любая игра может стать речевой, ведь речь – это высшая психическая функция, а при развитии любых когнитивных функций, развиваются рече-языковые способности. Варианты игр организуются с учетом возможностей и особенностей детей, дидактических задач и профессионального творчества педагога.
Речевые игры для детей и взрослых
Любая игра может стать речевой, ведь речь – это высшая психическая функция, а при развитии любых когнитивных функций, развиваются рече-языковые способности. Варианты игр организуются с учетом возможностей и особенностей детей, дидактических задач и профессионального творчества педагога.
Игра «Мистер стаканчик»
Передавая друг другу с помощью указательного пальца определенной руки (без помощи другой руки и других пальцев) стаканчик / колпачок / верхнюю деталь матрешки и т.п., произносить приветственные слова или другие устойчивые фразы и выражения. Следить за правильной мимикой и интонацией голоса, учитывать удобства для партнера при передаче предмета, стараясь не уронить его.
Можно называть как приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами), так и другие вежливые слова, например, благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (всего доброго, до скорой встречи, до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Примерные фразы:
Здравствуй/-те (с обращением). Как твои / Ваши дела?
Спасибо, хорошо!
Добрый день / утро/ вечер. Как поживаешь/-ете?
Рад встречи с тобой / Вами!
Приятно познакомиться! /
Спасибо, взаимно!
Извини, что не…… / Сожалею, что так
вышло….
.и т.п.
Ни чего страшного, не
беспокойся….
.
До свидания, приятно было пообщаться / увидеться!
До скорой встречи, всего доброго!
Игра «Гости на пороге»
Перед началом игры выбирается водящий. Он становится спиной к группе детей. Дети по очереди (контролирует воспитатель), стучат о твердую поверхность, водящий (в мл.возрасте - воспитатель) спрашивает: «Кто же в гости к нам пришел и кого с собой привел?» \ или просто «Кто там?»
Стучащие заранее продумывают, кого могут представлять (звери, птицы, объекты и явления природы, сказочные существа – звукоподражание которых может быть заранее обговорено, например, по заданной воспитателем лексической теме).
Н-р.: «мяу-мяу», «жжжж…». Водящий отвечает: «Это Даша, и у нее кошка», «Это Саша, и у него жук» и т.п. Если водящий угадал три раза подряд, то он меняется местами с последним угаданным игроком, если нет, продолжает угадывать дальше.
Правила можно усложнять: подряд подают голоса сразу несколько игроков (рече-слуховая память) и необходимо будет назвать эту цепочку. Водящих тоже может быть несколько (2-3) и они могут совещаться. Если же дети в коллективе уже достаточно хорошо знакомы, можно предложить им немного менять свои голоса.
На первоначальных этапах обучения игре (становлении коллектива) дети могут отвечать водящему «Это я, а со мной мои друзья!» И таким образом, подавая свой голос, по которому водящий их должен угадать.
Игра «Жмурки звуковые»
Несколько детей вбирают детские музыкальные инструменты (заранее обговариваются названия ДМИ и послушать их звучание). Водящий запоминает звучание. Затем водящему завязывают глаза и раскручивают. Дети бегают по кругу и издают звуки своими ДМИ. Водящий прислушивается к понравившемуся инструменту и пытается его поймать.
Поймав одного из игроков, водящий определяет инструмент. В тот момент, когда игрок пойман, он прерывает звучание. Если водящий прав – берет этот инструмент и становится игроком, если ошибся – садится на стульчик, а водящим становится другой ребенок.
Количество ДМИ и продолжительность игры определяется воспитателем.
ДМИ могут заменяться различными предметами, издающими шумовые звуки (бумага, ключи, карандаш рисует по бумаге, ножницы режут картон, булькает вода в стакане, либо просто хлопают ладоши, топают ноги) – при этом дети не бегают, а сидят на стульчиках, водящий идет на звук и прикасается к игроку (изначально обговаривается название звуков и прослушивается их звучание).
В игру можно играть и без предметов. В этом случае игроки перевоплощаются в птиц и зверей и издают их голоса (данный вариант не предполагает большого количества детей).
Усложненный вариант игры. Водящему предлагается запоминать не только предмет, но и товарища, который в данный момент владеет этим предметом. Поймав, называть «кто с чем?» или «что у кого?».
Н-р.:
- Это Маша, у нее бубен.
- Это Вася, он выл, как волк.
Игра «Дирижер»
Игра может использоваться не только, как работа над просодической стороной речи, но и при обучении грамоте, как предшественник понятий твердости и мягкости согласных, а также при закреплении словарного запаса по теме детеныши животных (семейки животных).
Дети делятся на три подгруппы. Получается «хор на три голоса». Начать можно с простых упражнений:
Н-р.: папы-мамы-дети исполняют песенку «ля-ля-ля» (при автоматизации звуков подбираются нужные слоги)
Папы - низким «грубым» голосом;
Мамы – ласковым, нежным голосом;
Дети – «тоненьким голоском»;
Воспитатель становится дирижером и указывает «дирижерской палочкой» (карандаш, указка) на тех, чьи голоса должны зазвучать. Пока рука дирижера поднята в сторону исполнителей – голоса звучат, опущена – молчат. Одновременно могут звучать два вида голосов. Голоса могут звучать с различной эмоциональной окраской (кислый лимон, неприятный запах, вкусное мороженое, удивление, радость и т.п.
Н-р.: «Лягушачий хор»
Вот лягушка по дорожке
Скачет вытянувши ножки,
Увидала комара, закричала…….. (ква-ква-ква)
«Папа лягушка - мама лягушка - детеныш лягушонок» (по аналогии).
Усложненный вариант игры. Для этого у «дирижера» должна быть не только «дирижерская палочка», но и «пюпитр» (папка, книга, планшет и т.п. чтобы иметь возможность по нему ударять. Сколько раз в сторону тех или иных исполнителей «дирижер» простучит, столько раз они пропоют, проквакают, пролают, промяукают и т.д.
Н-р: «Петушок – курочка – цыпленок»
Одним из вариантов игры могут быть задания на переключаемость: подача разных голосов зверей, птиц, насекомых, звуки природы (ветер- дождь-гром), или звучание голоса должно быть на определенный жест, либо «пропеть» по памяти «цепочку жестов», предложенных дирижером, а можно поиграть с ускорением.
Игра «За стеклом»
Дети делятся на две команды и становятся напротив друг друга, выполняя игровое упражнение «Через стекло». Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной команде нужно будет показать (например, «Ты забыл надеть шапку», «Мне холодно», «Я хочу пить…»), при этом необходимо активно и утрированно артикулировать. Другой команде необходимо понять то, что они увидели. Важное условие: не использовать голос.
Игра «Озвучка»
Одна группа детей - актеры немого кино, другая - актеры дубляжа (одни по очереди показывают, другие - озвучивают. За основу можно взять любую лексическую тему н-р: «Поход в кино\ магазин», «День рождения», «Путешествие к морю \ в деревню», сюжет из знакомого литературного произведения. А можно перечислять действия, которые выполняет команда актеров по теме «Профессии», «В мире животных» и т.п. на закрепление глагольного словаря.
Кроме того, можно придумать историю-небылицу! (н-р: о которой будут знать только те, кто показывает (может получиться новое произведение).
При обучении игре воспитатель на начальных этапах дает образцы речи.
Игра «Кинокамера»
Водящий (их может быть несколько) – «кинорежиссер» рассказывает историю, а группа детей – «игроки-актеры», показывают. За основу можно взять любую лексическую тему н-р: «Экскурсия в зоопарк\ музей», «День рождения друга», «Путешествие к морю \ в деревню».
Если за основу игры использовать сюжет из знакомого детям литературного произведения, то получится не просто пересказ в веселое игровое действие.
Игра «Пропажа»
Дети становятся (садятся) в ряд, выбирается водящий. Он отворачивается, закрывает глаза и уши. Воспитатель выводит нескольких (2-3) детей за угол в поле своего зрения, но так, чтобы не видел водящий. Водящий поворачивается и задает вопросы:
- Сколько детей?
- Мальчики, девочки?
- Какие волосы? Рост? Во что одеты?
Дети отвечают полным ответом. Водящий отгадывает по описанию «пропавших», угаданные выходят.
Игра «Поводырь»
Дети разбиваются на пары: «слепец» и «поводырь». Один закрывает глаза, а другой водит его по пути с препятствиями, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений, даёт соответствующие пояснения относительно передвижения. Пояснения к передвижениям можно обговорить заранее.
Другие дети могут учувствовать в роли «преград»: держать скакалки, через которые нужно перешагнуть, или под ними проползти, либо быть «деревьями», «стеной» и т.п. После того, как полоса препятствий пройдена, игроки меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую «школу доверия».
Руденко Татьяна Алексеевна
учитель-логопед ГБОУ Школы № 1554 ДО№6
г. Москва