Речевые игры для пользования в домашних условиях | Ковалёва Светлана Викторовна . Работа №305429
В материале представлены речевые игры, которые родители могут проводить дома самостоятельно, без помощи дефектологов и логопедов. Можно использовать для игр подручные материалы и предметы, например, игрушки, которые есть дома у каждого ребёнка, каталоги продукции из любого магазина. К игре привлекается один или несколько детей, можно играть даже всей семьей. Задача взрослого - помочь ребенку выполнить задание, исправить неправильный ответ. Во время игр развиваются все виды речи; эмоциональная, образная и словесно-логическая память; непроизвольное и произвольное внимание; наглядно-образное, наглядно-действенное мышление.
Речевые игры для пользования в домашних условиях.
(Методические рекомендации для родителей)
Для проведения игр можно использовать подручные материалы и предметы, например, игрушки, которые есть дома у каждого ребёнка, каталоги продукции из любого магазина. К игре привлекаем одного или несколько детей, можно устраивать соревнования. Возможно, играть захотите и всей семьёй, это только приветствуется.
Задача взрослого - помочь ребенку выполнить задание, исправить неправильный ответ. Во время игр развиваются все виды речи; эмоциональная, образная и словесно-логическая память; непроизвольное и произвольное внимание; наглядно-образное, наглядно-действенное мышление.
«Кто в домике живет?»
Взрослый берёт игрушечные домики, а также игрушки: мышка, лягушка, петушок.
Взрослый показывает домики, рассказывает, что в каждом домике живет зверушка: в этом домике живет лягушка, она квакает – ква-ква; в этом домике живет мышка, она пищит – пи-пи; в этом домике живет петушок, он кричит – ку-ка-ре-ку. Затем взрослый предлагает ребенку постучать в домик и спросить, кто живет в домике: «Кто там живет?» Взрослый говорит: «Там лягушка живет, она квакает», предлагает ребенку повторить – ква-ква и т.д. В конце игры взрослый активизирует звукоподражание у ребенка. Можно попросить его изобразить всех животных.
«Кукла Катя»
Взрослый готовит для игры куклу, кукольную постель, коляску, посуду.
Взрослый показывает куклу и говорит: «К нам пришла кукла Катя в гости. Она хочет пить. Посади куклу на стул. Дай ей пить. Скажи – пей, Катя! Катя хочет гулять. Посади ее в коляску, скажи – сиди, Катя! Катя хочет спать. Положи ее в постель, скажи – спи, Катя! Спой ей песенку: «Баю-бай, а-а-а, засыпай, Катя! Катя спит».
«Назови одним словом»
Ребенок или взрослый перечисляют предметы, изображенные на картинке и называет обобщающим понятием (Сыр, творог, кефир - молочные продукты; яблоко, персик, груша — фрукты и т.д.)
«4 лишний»
Взрослый называет 4 слова, ребенок определяет лишнее слово и объясняет. (Огурец, морковь, груша, картошка — лишняя груша, это фрукт. Котлеты, сыр, колбаса, сосиски — лишний сыр, это молочный продукт).
«Подбери словечко»
1 вариант: Взрослый называет звук, а ребенок подбирает из каталога предметы с этим звуком. («М» - Молоко, мясо, мёд, морковь, корм и т.д.)
2 вариант: Подбери предмет, в котором один (два, три) слога.
«Один — много»
Ребенок смотрит на картинку каталога называет ее в единственном и множественном числе. (Огурец — огурцы, яйцо — яйца, лампочка — лампочки и т.д.)
«Назови ласково»
Ребенок называет изображенный предмет ласково. (Перец — перчик, колбаса — колбаска, творог — творожок и т.д.)
«Какой предмет»
Ребенок выбирает предмет и подбирает несколько слов к нему, отвечая на вопрос «Какой?». Слов может быть 3, 4, 5 или больше. (Яйцо — белое, сырое, твердое, круглое, свежее и т.д.)
«Загадки описания»
Загадку может загадывать как ребенок, так и взрослый, особенно, если ребенку трудно выполнить задание.
Выбираем один из предметов каталога и описываем его, ребенок отгадывает. (Он круглый, красный, сочный, растет в огороде (Помидор); Он прямоугольный, мягкий, белый, ароматный, готовят его из муки (Хлеб) и т.д.)
«Сколько?»
Ребенок смотрит на предметы каталога и называет их количество (Один огурец, три перца, шесть котлет и т.д.)
«Повар»
Взрослый выбирает предмет и спрашивает ребенка в какие блюда его добавляют или что можно из него приготовить (Морковь — суп, салат, пирожки, сок … Мясной фарш — котлеты, чебуреки, пирожки, запеканка, пельмени и т.д.)
«День — ночь»
Предложите ребенку запомнить все предметы, изображенные на одной странице каталога. Потом вы говорите «Ночь» и ребенок закрывает глаза или отворачивается. Взрослый закрывает рукой или листком бумаги один предмет, говорит «День». Ребенок открывает глаза и называет, закрытый предмет. Для усложнения можно закрывать по два и три предмета.
«Дружная семейка»
Взять любой набор матрешек (папа, мама, сын, дочка) или заменить их другими игрушками с той же функцией.
Взрослый показывает первую матрешку – папу и называет ее: «Это – папа. А где же мама? Позовем маму. Мама, иди к нам!» Показывает вторую матрешку-маму: «Вот мама. А где же дети? Иди, сынок, Дима, к нам!» Показывает новую матрешку-сыночка. «А еще кто есть? Дочка. Вот дочка. Ее зовут Даша. Иди к нам, Даша». Ребенок расставляет каждую матрешку на отдельный стульчик вокруг стола и раздает чашки. Затем в каждую чашку кладет угощение и говорит: «На, папа! На, мама! На, Дима! На, Даша!»
Родитель обобщает в конце игры: «Вот какая дружная семья!»
«Лото»
Взрослый готовит парные картинки.
Взрослый раздает картинки себе и ребенку. Показывает одну из пары картинок, просит ребенка показать такую же, повторить ее название.
«Домики для зверушек»
Взрослый готовит машинку, кубики-кирпичики, игрушки-зверушки (зайчик, ежик, белочка).
Взрослый обращает внимание на зверушек, которым надо построить домики. Предлагает ребёнку или нескольким детям загрузить машину строительным материалом и повести его на ковер. Далее взрослый показывает, как надо строить из кирпичиков домик для ежика, зайчика, белочки. Домики обыгрываются: зверушки ходят друг другу в гости. Ребёнок называет зверушек и комментирует все свои действия.
Уважаемые родители, вы знаете, что речь тесно связана с моторикой. А для развития моторики можно предложить ребенку выстригать предметы из принесенных вами каталогов, а не называть их. Тогда каталогов потребуется большее количество.
Задания могут быть тоже разными: выстриги молочные продукты, или предметы со звуком «Л» и т.д.. Можно приклеить картинки на лист бумаги, в тетрадь, создать панно из картинок и т.д. Развивайте фантазию и речь ребенка!
Надеюсь, что данные методические материалы, помогут вам улучшить взаимопонимание с ребёнком, и конечно же его речь.
Учитель-олигофренопедагог: Ковалёва Светлана Викторовна,
Курган, 2022 год