Речевые игры и упражнения как разновидность дидактических игр | Анна Сергеевна Гарибян. Работа №314455
Среди всех видов деятельности первым в стандарте названа именно игровая какк ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте.В педагогике неоднократно предпринимались попытки классифицировать детские игры. В основу этих классификаций были положены разные концепции: влияние игр на умственное развитие ребёнка (классификация игр Ф. Фребеля), стремление ребёнка к познанию окружающего мира (классификация игр П.Ф. Лесгафта), степень самостоятельности детей в придумывании игр (классификация игр Н.К. Крупской), инициатор возникновения игр – ребёнок или взрослый (классификация игр С.Л. Новосёловой) и др.
Речевые игры для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста
Гарибян А.C/
Слух фонематический в основном у детей среднего дошкольного возраста сформирован, но есть группа воспитанников, нуждающихся в его развитии. Чтобы решить эту проблему игровую технологию мы применили.
Цель игровой технологии – формирование у детей четвёртого – пятого года жизни осознанного отношения к звуковой структуре слов; дифференцированному восприятию звуков и звукосочетаний.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) дать детям представление о «звуках», о гласных, согласных, твердых и мягких согласных звуках, о смыслоразличительной и формообразующей функции звука,
2) формировать умение находить слова с заданным звуком, определять место заданного звука в слове, анализировать звуковую структуру слова,
3) развивать слуховое внимание, дифференцированное восприятие звуков и звукосочетаний.
Данные задачи, в частности, решались на занятиях и в совместной деятельности с помощью речевых упражнений для развития или уточнения движения артикуляционного аппарата, выработки определенных положений, способствующих правильной артикуляции звуков, а также чистоговорок, скороговорок, загадок, потешек, рассказов, стихов, сказок [3].
Речевые упражнения составляли или часть основного занятия, или являлись основой отдельного занятия. Кроме того, некоторые речевые упражнения проводились вне занятий, во время досуговой деятельности. Необходимость такой работы объясняется тем, что в подготовительной к школе группе продолжается работа по звукопроизношению, развитию фонематического слуха и звукового анализа речи.
Само название группы – подготовительная к школе – говорит о том, что главная задача на данном этапе – помочь детям подготовиться к обучению грамоте. Процесс обучения грамоте состоит из трех ступеней:
- подготовительный период к обучению грамоте;
- букварный период обучения грамоте;
- после букварный период.
С материалом подготовительного периода необходимо знакомить детей до школы, т. е. в подготовительной к школе группе. Если в детском саду дети не сумели практически овладеть основными понятиями, у них будет затруднено дальнейшее обучение грамоте. Поэтому в подготовительной к школе группе надо сделать предметом изучения устную речь детей, помочь им практически освоить такие понятия, как «предложение», «слово», «часть слова», «звук» [2].
Одним из этапов подготовительного периода является развитие навыков звукового (фонематического) анализа слов. Под фонематическим анализом слов подразумевается умение ребенка осознавать, из каких звуков состоит слово и в какой последовательности они расположены в слове. Эти упражнения помогают научить детей выделять любой нужный звук из слова и определять его место в слове (начало, середина, конец).
Умение на слух различать звуки речи является основой для правильного овладения детьми грамотой. К дифференциации звуков приступают после того как дети научатся выделять звук из слова и приобретут основные навыки анализа и синтеза предложений и слов.
При дифференциации каждой пары звуков проводят 3 этапа работы:
I этап – дифференциация изолированных звуков.
Цель этапа – обратить внимание детей на различные признаки звуков (слуховые и моторные, т.е. произносительные). Например, при произнесении звука [з] кончик языка находится за нижними зубами, а при произнесении звука [ж] кончик языка поднят вверх (комары звенят: «ззз...», пчелы жужжат: «жжж...»).
II этап – дифференциация звуков в словах.
Цель этапа – научить выделять в слове нужный звук и правильно его произносить.
III этап – дифференциация звуков во фразовой речи.
Цель этапа – научить правильно произносить дифференцируемые звуки во фразах.
Рассмотрим, как проходит обучение дифференциации твердых и мягких согласных звуков.
Характерной особенностью системы согласных звуков русского языка является наличие в ней пар твердых и мягких звуков. По артикуляторным признакам мягкие согласные звуки отличаются от твердых подъемом средней части спинки языка к твердому нёбу. Звуки [т'], [д'], [н'], кроме подъема средней части спинки языка, меняют и основную артикуляцию. При произнесении твердых звуков [т], [д], [н] передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, средняя часть спинки языка опущена. При произнесении мягких звуков [т'], [д'], [н'] кончик языка опускается за нижние зубы, передняя и средняя части спинки языка поднимаются к твердому нёбу.
Начинать отработку навыков дифференциации твердых и мягких звуков целесообразно со звуков [т] – [т'], так как на них легче показать детям различие в артикуляции.
Приведём в качестве примера фрагменты занятий, включающих речевые упражнения для развития фонематического слуха, которые были проведены во время формирующего этапа эксперимента.
Тема. Звуки [т] – [т'].
I этап работы (проводится как часть занятия)
Тема. Дифференциация звуков [т] – [т'] изолированных и в слогах.
Цель. Добиваться от детей умения различать твердый и мягкий звуки [т] – [т'] на слух. Показать разницу в их артикуляции.
Предшествующая работа. В средней и старшей группах отрабатывались мягкие звуки [с'], [з'], [л'], [р'], так что представление о твердых и мягких звуках у детей уже есть.
Подготовительная работа. Воспитатель подбирает картинки с изображением вагона и птички.
Упражнение «Угадай, кто поет».
Воспитатель рассказывает: «Поехал поезд в далекий путь. Едет, а колеса недовольны, что им придется далеко ехать, и они сердитую песню поют: «т-т-т». Проезжает поезд мимо леса, а на кусте птичка сидит. Услышала, что колеса сердитую песню поют («т-т-т»), и решила спеть свою песню. А песня получилась ласковая: «т'-т'-т'».
– Как пели колеса вагона?
– А как пела птичка?
Что делал кончик языка, когда мы пели песню
колес?
– А что делал кончик языка, когда мы пели песню птички?
– Какая песня у колес поезда?
А какая песня у птички?
Теперь, дети, вы будете слушать разные песенки и показывать мне одну из ваших картинок. Если песенка ласковая, мягкая, надо показать картинку с птичкой, а если сердитая, твердая, надо показать картинку с вагоном.
Воспитатель поочередно, не спеша, многократно произносит слоги, где т и т' сочетаются с разными гласными («ты-ты-ты», «ти-ти-ти»; «тё-тё-тё», «то-то-то»; «ту-ту-ту», «тю-тю-тю»; «та-та-та», «тя-тя-тя»), а дети показывают соответствующие картинки. Потом воспитатель показывает картинки, а ребенок поет соответствующую песенку.
Методические указания. Обращать внимание детей на положение кончика языка при произнесении звуков [т], [т'], а также на их звучание. Следить, чтобы при произнесении звука [т'] не слышался звук [с], для этого надо произносить [т'] кратко [1].
II этап работы (проводится как часть занятия)
Тема. Дифференциация звуков [т] – [т'] в словах.
Цель. Научить детей различать звуки [т] – [т'] в словах.
Предшествующая работа. Проведена дифференциация звуков [т] – [т'] изолированных и в слогах.
Подготовительная работа. Воспитатель подбирает картинки, в названиях которых имеется звук [т] или [т'], например: тапочки, тыква, танк, автомат, боты, бант, батон, телефон, теленок, ботинки, аптека, тюлень и др.
Упражнение «Найди место своей картинке»
Педагог раздает картинки. Дети по очереди выходят к его столу, показывают и называют свою картинку и кладут в кармашек под картинку-символ – «Вагон» или «Птичка».
Методические указания. В случае необходимости воспитателю следует помочь детям произнести требуемое слово в слегка замедленном темпе, выделив твердый или мягкий звук.
III этап работы (проводится как целое занятие)
Тема. Дифференциация звуков [т] – [т'] в предложениях.
Цель. Упражнять детей в правильном произношении звуков [т] – [т'] во фразовой речи.
Подготовительная работа. Педагог готовит картинки и подбирает чистоговорки на звуки [т] и [т'].
Упражнение «Кто лучше придумает?».
По предметным картинкам, которые использовались на предыдущем этапе работы, дети составляют предложения. Если ребенок затрудняется, педагог задает соответствующий вопрос. Воспитатель отмечает наиболее полные предложения.
Затем дети с помощью воспитателя разучивают и проговаривают чистоговорки:
Тя-тя-тя – Моем мы полы шутя.
Тё-тё-тё – Отложили мы шитье.
Та-та-та – У нас дома чистота.
То-то-то – Стали мы играть в лото.
Ты-ты-ты – Сметану съели всю коты.
Ать-ать-ать – Мы идем гулять.
Ти-ти-ти – Съели кашу всю почти.
Ат-ат-ат – Возьмем с собою самокат.
Методические указания. Добиваться, чтобы дети составляли интересные предложения и правильно произносили звуки [т] – [т'].
Таким образом, использование речевых упражнений на занятиях позволило методически более правильно развивать фонематический слух у детей старшего дошкольного возраста с учетом всех программных требований.
Литература.
1. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. – Москва: Просвещение, 1991. – 160 с.
2. Дурова, Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки / Н. В. Дурова. – М.: Мозаика-Синтез. 2006. – 112 с.
3. Колесникова, Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Е.В. Колесникова. – М.: Детство-пресс, 2009. – 195 с.