Речевые игры по обучению грамоте, и познавательному развитию у учащихся с ОВЗ | Ситникова Раиса Леонидовна. Работа №310288
Дидактическо- речевые игры – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний. Дидактические игры решают две важных задачи, которые являются главенствующими в обучении. Во-первых, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. А во-вторых, решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков
Речевые игры по обучению грамоте, способствующие развитию познавательных процессов у учащихся с ОВЗ
Дидактическо- речевые игры – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний. Дидактические игры решают две важных задачи, которые являются главенствующими в обучении. Во-первых, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. А во-вторых, решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков. Именно в игре удается сконцентрировать внимание самых инертных детей, они раскрепощаются, охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, облегчает процесс усвоения знаний. Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Еще А. С. Макаренко гворил, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», поэтому каждый учитель должен учиться умело использовать игру на занятии.
Потребность в игре и желание играть у детей необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Предлагаю игры для занятий по обучению грамоте, которые способствуют развитию познавательных процессов, определяющих успешность учебно-воспитательного процесса.
Игра «Цепочка слов»
Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
Ход игры:
На столах у детей лежат карточки (одна на двоих). У педагога – карточка с изображением карандаша. Учитель поясняет: «Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начнется со слова «карандаш». Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким заканчивается слово «карандаш»
Кто из вас найдет предмет с таким названием у себя на картинке, подойдет к доске, присоединит свою картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове. Если вы, дети, сразу найдете два предмета, то приложит картинку тот, кто назовет ее первым. А оставшуюся картинку присоедините позже, когда снова потребуется для цепочки слово с таким звуком».
Когда будет выложена вся цепочка, педагог предлагает детям хором называть предметы, начиная с любого указанного, слегка выделяя первый и последний звуки в каждом слове.
Игра «Подбери слово к схеме»
Цель: Упражнять детей в нахождении места звуков «С» или «Ш» в слове ( в начале, конце или середине).
Ход игры:
Играют 4-6 детей. Ведущий раздает им по одной карточке. Объясняет, что означает закрашенная клеточка. Затем берет из стопки по одной картинке, называет, слегка выделяя голосом звук «с» или «ш», а дети определяют позицию звука в слове. Если местонахождение звука соответствует схеме на карточке, ребенок берет картинку и кладет ее на свою карточку. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
Игра «Самый внимательный»
Цель: Учить различать гласные и согласные звуки; развивать речь, внимание, фонематический слух;
воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к ответам других детей.
Ход игры:
1 вариант:
Педагог предлагает детям найти одинаковый звук в словах. После того, как они назовут звук, педагог просит дать характеристику этого звука. Например: пила, аист, игла, ива. Дети называют звук «а» - гласный, или порт, торт, телефон, тумба - звук «т» - согласный, глухой.
Аналогично можно выполнить задания и по первым буквам. Педагог вывешивает картинки и просит назвать слово, которое состоит из первых звуков названий предметов:
игла, груша, рыба, улитка, шар, кот, изба (игрушки).
Игра «Найди слово в слове»
Цель: Обогащать словарный запас детей;
развивать внимание, память, мышление, умение работать в группе.
Ход игры:
Дети делятся на 2-3 команды, каждой из которых раздаются карточки со словами. Педагог просит детей найти в данных словах другие слова и записать их рядом.
Кобра (кора); краска (каска); скот (кот); корм (ком); кочки (очки); кустарник (куст); китель (кит, ель); кисель (ель, сел); кров (ров, вор); крапива (ива, рак); краны (раны, рак); крот (кот, рот, ток); клен (лен); экран (кран).
Выигрывает та команда, которая найдет больше слов, когда будет дан сигнал об окончании игры.
Игра «Найди слово - помощник»
Цель: Закрепить у детей умение находить предлоги;
развивать внимание, мышление.
Ход игры:
Педагог читает высказывание с предлогом. При повторном чтении ученики подают знак в том месте, где есть предлог (хлопки или др.).
Лена едет в трамвае.
На ветке сидят снегири.
Над лесом летит самолет.
Ира спряталась в шкаф.
Игра «Вылечи высказывание»
Цель: Упражнять детей в правильном подборе предлогов в словосочетаниях; развивать фонематический слух, внимание, мышление.
Ход игры:
1Вариант
Учитель предлагает на слух высказывание без предлогов. Дети должны произнести его правильно, с нужным предлогом.
… гнезде пищат птенцы.
Платок лежит ... кармане.
Вазу поставили ... стол.
Чайник кипит ... плите.
Рыба живет ... реке.
Задание сопровождается составлением моделей высказываний.
2 Вариант
Исправьте ошибки устно.
В стене висит портрет.
Суп варят на кастрюле.
Молоко налили на чашку.
Сорока села в дерево.
Мальчик стоит в мосту.
Дети пошли на лес.
Из дерева опадают листья.
Ира пришла с магазина.
Игра «От бочки до точки»
Цель: Закрепить знания детей о согласных звуках;
развивать внимание, мышление, память, интерес к занятиям обучению грамоте;
Ход игры:
Учитель рассказывает детям о том, повстречалась бочка с почкой и говорит: «Ой, как мы похожи! Только первые звуки у нас разные». Какие это звуки? Назовите их. Какое еще слово получится, если первый звук в слове бочка заменить на звук [д]? На звук [к], [н], [м], [т]?
Игра «Телевизор»
Цель: Обогащать словарный запас детей; развивать внимание, память, мышление, умение работать в группе.
Ход игры:
На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне ведущий вывешивает картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребёнок (дети) должен из первых звуков слов сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал(и) слово, экран телевизора открывается.
Например: спрятанное слово - месяц. Картинки: медведь, ель, сирень, яблоко, цапля.
Игра «Рассели животных»
Игра «Собери цветок»
Цель: Продолжать тренировать детей в подборе слов с определенным звуком; развивать внимание и мышление.
Ход урока:
На столе лежит серединка цветка. На ней написана буква (например, С).
Рядом выкладываются цветочные лепестки, на них нарисованы предметы, в названиях которых есть звуки [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих лепестков с картинками выбрать те, где есть звук [с].
Игра «Найди ошибку»
Цель: Закрепить знания детей о звуковом анализе слова; развивать внимание, мышление и память.
Ход игры:
Детям раздаются карточки с четырьмя картинками, изображающими предметы, названия которых начинаются на одну и ту же букву. Ученики определяют, какая это буква, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них
.
Игра «По волнам звуков и букв»
Цель: Учить основам звукового анализа, помочь запомнить буквы;
развивать фонематический слух.
Ход игры:
Можно использовать эту игру на занятиях по обучению грамоте в течение знакомства с буквами, а также применять для индивидуальной работы в свободное время или для закрепления пройденного материала.
1 вариант:
На занятиях по обучению грамоте, во время знакомства с очередной буквой, дети делают анализ ее звучания, дают характеристику звука определяя, гласный или согласный и формируют из них “волны” для корабликов.
2 вариант:
Педагог называет звук, предлагает ребенку обозначит его буквой, найти нужный кораблик, объясняя свой выбор.
Игра «Волшебные лучики»
Цель: Обучать слоговому чтению.
Ход игры:
Педагог вывешивает на доску наборное полотно с изображением солнца, кассу букв.
1 вариант:
В кармашки на концах лучей ставятся гласные буквы, в центр – согласные. Дети читают прямые и обратные слоги.
2 вариант:
В кармашки ставятся карточки со слогами. Дети читают слова.
3 вариант:
Дети самостоятельно подбирают буквы, слоги и прочитывают их.
Игра «Раз ступенька, два ступенька»
Цель: Учить делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов. Развивать фонематический слух, умение соотносить звук с его графическим изображением (буквой).
Ход игры:
Для проведения данной игры учитель использует: наборное панно в виде ступенек, касса букв. Красные квадраты, обозначающие гласные звуки, синие – твердые согласные звуки, зеленые – мягкие согласные звуки. Предметные и сюжетные картинки, графические схемы предложений.
1 вариант:
Педагог предлагает детям картинку, которую они должны назвать. Затем это слово они делят на слоги, считают их и показывают на слоговой линейке.
2 вариант:
Педагог выставляет картинку в верхнее окошко и предлагает детям выполнить звуковой анализ слова.
3 вариант:
Дети самостоятельно выполняют звуковой анализ слова, по предлагаемой картинке педагогом. Затем обозначают каждый звук буквой.
4 вариант:
В верхнее окошечко выставляется сюжетная картинка. Педагог предлагает детям составить по ней предложение. Затем дети считают количество слов в нем и выставляют графическую схему предложения.
Игра «Подбери слова»
Цель: Учить детей правильно подбирать определения (прилагательные) к словам, обогащать словарный запас.
Ход игры:
Педагог называет слово и кидает мяч ребенку. Он должен подобрать к этому слову прилагательное и бросить мяч обратно.
Вода (какая?) – питьевая, чистая, грязная, мыльная, холодная, теплая, горячая, ледяная, газированная, ледяная и др).
Река (какая?) – бурная, тихая, быстрая, чистая, грязная, холодная, ледяная, газированная, минеральная, мелкая, теплая, широкая, узкая и др).
Море (какое?) – соленое, бурное, тихое, штормовое, спокойное, голубое, черное, глубокое, , мелкое, соленое, синее, белое и др).
Дождь (какой?) – весенний, осенний, мелкий, моросящий, грибной, кислотный, холодный, теплый, сильный и др).
Игра «Закончи слово»
Цель: Способствовать формированию у детей умений и навыков складывать слова из отдельных слогов.
Ход
Воспитатель называет первые слоги и просит детей закончить слово, называя количество слогов:
«Ма ....(ма), книж....(ка), сум....(ка), пес...(ня), руч....(ка), кук....(ла), ке....(се) и др.
Игра «Где твое имя, догадайся»
Цель: Тренировать детей в нахождении звука в слове; развивать внимание и мышление.
Ход игры:
На доске изображения двух плоскостных домиков, на которых крепятся буквы. В этих домиках спрятаны имена детей класса.
В первом домике находятся те из них, которые в своем звучании имеют звук «М». Во втором – имена со звуком «Ш». В начале каждый из детей проговаривает свое имя вслух и определяет: есть ли в нем звуки «М» и «Ш», чтобы узнать, в какой домик поселить свое имя. По сигналу дети выходят к своим домикам. Игра повторяется 2-3 раза с разными звуками.
Игра «Бросаемся слогами»
Цель: Упражнять в определении количества слогов в словах, развивать внимание и мышление.
Ход игры:
Играть можно и вдвоем, и большой компанией, используя мяч. Один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу свой, так, чтобы получилось слово.
Например:
Ко
- ....(
мар
); ....
са
; ....
тенок
; ....
рабль
.
Са
- ....(
молет
); ....
поги
; ....
мовар
.
Де
- ....(
рево
); ....
вочка
; ....
ти
.
Дети должны соблюдать правила орфографии: делить слова на слоги правильно и произносить их так, как они пишутся. КО-ляс-ка. Но не кА-ля-Ска.
Игра «Поиск»
Цель: Учить детей определять наличие указанного звука в словах, упражнять в определении количества слогов в словах; развивать внимание и мышление.
Ход игры:
Учитель раскладывает карточки с буквами и слогами в кабинете на разных предметах – парте, стуле, шкафу; прикрепдяет к шторам, картине, доске. А дети должны найти все карточки и проверить, правильно ли они разложены.
Например:
Карточка с буквой «С» лежит на диване, это неправильно, она должна лежать на шкафе. Карточка с буквой «Ш» прикреплена к шторе – это правильно.
Игра «Звуковая мозаика».
Цель: Продолжать учить детей определять наличие указанного звука в словах; развивать внимание, мышление и память.
Ход игры:
Каждый перед собой выкладывает на парте звуковую разноцветную дорожку. Красный квадрат – услышав твёрдый звук [p], коричневый – услышав мягкий звук [p’]. Догадайтесь, почему твёрдому звуку [p] соответствует красный цвет? А почему мягкому звуку [p’] соответствует коричневый цвет? (в слове «красный» изучаемый звук твёрдый, а в слове «коричневый» он мягкий).
ПРЕКРАСНАЯ, РОДИНА, РЯБИНА, АРАЛ, БАЙКОНУР, РЕЧКА
(на доске правильный вариант коврика). Самопроверка.
Игра «Отгадай и прочитай»
Цель: Учить детей раскрывать лексическое значение слова, обогащать словарный запас детей.
Ход игры:
На доске выставляются карточки слов. Учитель читает значение слова, дети по значению находят нужное слово.
Например, учитель называет значение слова: « Место, где изготавливают и продают лекарства», а вызванный к доске ученик среди выставленных слов находит нужное – АПТЕКА.
Игра «Слоговой конструктор»
Цель: Учить детей работать со слогами, составлять из слогов слова, делить слова на слоги.
Ход игры:
На наборном полотне в два столбика выставлены слоговые карточки (слоги можно просто написать на доске). Учитель сообщает игровую ситуацию: «Вы играете в слоговой конструктор. Из деталей – слогов нужно собрать слова. Для этого к каждому слогу первого столбика нужно подобрать подходящий слог из второго столбика». Вызванный к доске ученик переставляет слоги второго столбика в правильном порядке ( или соединяет нужные слоги на доске):
РА СИ
ГУ РЫ
КУ НА
Дети хором читают получившиеся слова: РАНА, ГУСИ, КУРЫ.
Вариант игры : задания такого рода помещены на отдельных карточках, и каждый ученик работает с индивидуальной карточкой.
Игра «Бюро находок»
Цель: Закреплять знания детей о буквах русского алфавита; развивать внимание, мышление, память.
Ход игры :
На наборном полотне слова, в которых одна из букв пропущена. Рядом стоит ученик с набором букв (бюро находок). Вызванный ученик молча читает слово, решает, какая буква пропущена, и обращается в бюро находок: «Мое слово потеряло букву А». Ему выдается нужная буква, он вставляет ее в слово, класс хором читает его.
Игра «Найди лишнее, оставь только родственников»
Цель: Учить детей находить в родственных словах общую часть; развивать внимание и мышление.
Ход игры:
На доске устанавливаются в строчку карточки четырех слов, три из которых являются однокоренными, а четвертое не удовлетворяет соответствующим признакам:
СОЛЬ ВОЗ
СОЛЕНЫЙ ВАЗА
СОЛОВЕЙ ВОЗИТЬ
СОЛИТЬ ПОВОЗКА
Вызванный ученик читает слова, анализирует их, находит лишнее и снимает соответствующую карточку.
Может быть и такой вариант игры: наборы слов можно отпечатать на карточках. Класс делится на группы, каждая группа получает набор слов и составляет «лишние» слова из букв разрезной азбуки. Победителем является группа, которая раньше других справится с заданием.
Игра «Концовки»
Цель: Способствовать формированию у детей умения подбирать к словам антонимы, активизировать словарь детей.
Ход игры:
Учитель предлагает детям закончить предложение, начатое педагогом.
Если ручка тоньше фломастера, значит фломастер…..Если жираф выше кенгуру, значит кенгуру….Если дочь ниже мамы, значит мама…..Если ручей уже реки, значит река….Если диван дороже стула, значит стул…..Если кресло мягче табурета, значит….Если пушинка легче кирпича, значит кирпич….
Игра «Имена»
Цель: Закрепить знания детей о изучаемой букве; развивать внимание, мышление и память.
Ход игры:
Учитель предлагает детям встать в одну линию, после чего просит сделать 1 шаг вперед тем детям, в чьих именах есть изучаемая буква. Далее дети, в именах которых новая буква стоит в начале слова, делают еще один шаг вперед. Аналогично выполняется задание для тех, в чьих именах буква стоит в середине и в конце слова.
Игра «Дополни до целого слова»
Цель: Формировать умения и навыки правильно читать слоги-слияния с изучаемой буквой; развивать внимание, мышление и память.
Ход игры:
В гости прилетает Карлыгаш и приносит в клюве детям слоги:
-ка, ки, ко, ку.
Дети учатся читать слоги, подбирают такие слова, в которых есть данные слоги, подбирают такие слова, в которых есть данные слоги (карандаши, картина, каша, кит, кошка, кукушка и др), а Карлыгаш проверяет, чему научились дети.
Игра «Заполни окошечки»
Цель: Способствовать формированию у детей умений и навыков складывать слова из отдельных слогов и букв.
Ход игры:
Суть игры заключается в том, что Незнайка приносит детям две таблицы со словами, в которых пропущены буквы и слоги. Педагог просит помочь Незнайке заполнить окошечки.
ПЕТ…Х Ц…ПЛЯ
ОВ……. Б…ЛКА
КО…ВА ЛИСИ….
КУ…ЦА ЗА………
В заключении педагог спрашивает:
- Названия каких животных записаны в первой таблице? Во второй?
- В чем отличие домашних животных от диких животных?
Игра «Помоги Карандашу»
Цель: Способствовать развитию умения составлять рассказ; развивать речь и творческое мышление.
Ход игры:
На уроке, где закрепляется буква, в гости к детям приходит веселый Карандаш с плакатом, на котором записаны слова. Карандаш задумался, как ему лучше нарисовать картину. Дети помогают Карандашу. Они составляют рассказ, используя слова, данные на плакате.
Например, закрепляется буква «М»
МОЛОКО КОТ
МАСЛО СУМКА
СОСИСКИ МАМА
Предполагаемые рассказы детей:
Мама пришла из магазина. Купила масло, молоко, сосиски. Дома ее ждала дочка, она играла с котенком. Мама покормила дочку, а дочка угостила котенка сосиской. Он ел ее и весело мурлыкал.
Мама пришла из магазина, принесла масла, молока, сосисок. Сумку поставила на кухне. Сама
пошла
мыть руки. А вот кот Рыжик залез в сумку и вытащил одну сосиску. Мама ругала кота, а он мурлыкал: «Мало-мало».
Когда в классе заслушивается 4-5 рассказов, совершается чудо – Карандаш показывает свою картину, на которой изображено именно то, что рассказывали дети.
Список использованной литературы:
1. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме – М.: Детство-Пресс, 2007.
2. Максимук И.Н. Игры по обучению грамоте и чтению: Пособие для учителей начальных классов. – М.: ВАКО, 2006
4.Триггер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2000.
5. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Просвещение, 1978.