Речевые логические задачи для дошкольников | Лобастова Олеся Валерьевна. Работа №331672
Речевая логическая задача - это рассказ - загадка. Отгадку к ней ребёнок может найти в том случае, если имеет представления об окружающем мире, о природе, может сравнивать, классифицировать, находить взаимосвязи. Решение речевых логических задач помогает развивать мышление и речь, учит ребенка выделять главное и второстепенное, делать выводы, объяснять свою точку зрения, выслушивать мнение других, сообща находить решение задачи. Много интересных речевых логических задач для детей дошкольного возраста.
РЕЧЕВЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Речевая логическая задача - это рассказ - загадка. Отгадку к ней ребёнок может найти в том случае, если имеет представления об окружающем мире, о природе, может сравнивать, классифицировать, находить взаимосвязи. Решение речевых логических задач помогает развивать мышление и речь, учит ребенка выделять главное и второстепенное, делать выводы, объяснять свою точку зрения, выслушивать мнение других, сообща находить решение задачи. Много интересных речевых логических задач для детей дошкольного возраста можно найти в книге Н.Ф. Виноградовой «Рассказы – загадки о природе» (издательство «Вентана – Граф»).
РЕЧЕВАЯ ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА «ЧТО СКАЗАЛ ЕЖИК?»
«Каждый по-своему готовится к зиме. Прыгает белка — непоседа. Собирает орехи, жёлуди, рассовывает их по дуплам, по древесным щелкам, вешает на кустики. Целый день работает белка и всё поглядывает на соседа - ежа, которые к осени совсем ленивым стал: мало бегает по лесу, не ловит мышей, заберётся в сухие листья да дремлет. — Почему ты, еж, совсем разленился? - спрашивает белка. - Почему к зиме не готовишься, корм не запасаешь? Зимой есть нечего будет. Рассмеялся еж и что-то тихо сказал белке».
Задание для детей: А ты догадался, что сказал ежик? Почему он запасов на зиму не делает? Почему ему грибы и желуди не нужны?
Выслушайте ответ ребенка, спросите, почему он так решил. Если малыш не отгадал эту логическую задачу, то напомните ему, что ежик всю зиму спит. А значит... и ничего не ест.
«Ёж». И.С.Соколов - Микитов.
Через пни и колоды, через высокие заросшие кочки, через лесные открытые поляны пробирается в свое логово ёж. Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы, в клубки свились скользкие змеи и чёрные ужи. Трудно находить жуков и глупых лягушек. В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый труженик ёж теплое зимовище. Ночью и днем таскает в нору под старым пнем душистые сухие листочки и мягкий лесной мох — стелет зимнюю постель. Скоро заберётся ёж в свое логово на всю долгую зиму. Больше не станет бегать по лесу, ловить червей и жуков. Придёт зима, накроет его нору глубокий снежный сугроб. Под глубоким сугробом, как под толстым пушистым одеялом тепло ежу. Никто не найдет его логова, никто не разбудит. До весеннего солнышка всю зиму проспит ёж, и будут ему сниться лесные ежиные сны.
РЕЧЕВАЯ ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА «ГРИБЫ НА ВЕТКЕ».
Юрий Дмитриев «Почему на кусте выросли грибы?».
«Всем известно, что грибы растут на земле. Ну, могут еще вырасти на пеньке, как, например, опята. А вот о том, что они растут на кустах, мы с Димкой что-то не слыхали.
-И не может этого быть, — сказал Димка, когда соседский мальчишка начал рассказывать про грибы, которые он видел на кустах.
- Не может быть! Это, наверное, ягоды ты видел, а подумал, что грибы. Соседский мальчишка обиделся.
-Что я слепой, что ли? Собственными глазами видел - самые настоящие грибы: подберезовики, белые, подосиновики...
Чтобы решить спор, пошли мы в лес. Подходим к кусту и видим, что он и правда весь усыпан грибами, Димка даже рот от удивления открыл. А соседский мальчишка обрадовался:
-Ага! Что я говорил? Вот они - грибы!
-Грибы-то грибы, — говорю я, — да только не растут они. Присмотрелись ребята и увидели, что грибы и правда не растут, а аккуратно засунуты между ветками».
Задание для детей: Как ты думаешь, кто грибы засунул между ветками? Зачем ему это нужно?
Ответ на логическую задачу:
Почему грибы на елке На сучках висят верхом?
Не в корзинке, не на полке,
Не во мху, не под листком- У ствола и среди веток На сучки они надеты!
Кто устроил их так ловко?
Кто с грибов очистил сор?
Это белкина кладовка,
Это белкин летний сбор!
РЕЧЕВАЯ ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА «ЧТО ИЩЕТ МЕДВЕДЬ?»
АВТОР ТЕКСТА - И. А. ПАНИЧЕВ
Посмотрите на косолапого! Едва ворочается. На рыбе да на ягодах летом отъелся, а сейчас по лесу бродит, зверюшек пугает и что-то все ищет, ищет... Что ищет медведь?
Ответ на логическую задачу: Медведю уже пора засыпать в берлоге, вот он и бродит по лесу, следы путает перед тем, как забраться в берлогу и уснуть.
РЕЧЕВАЯ ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА «ЗАЙЧОНОК И ЕГО ДРУЗЬЯ».
АВТОР - Н. Ф. ВИНОГРАДОВА.
Осенью в лесу у зайчихи появился зайчонок. Рос он весёлый, шустрый. Однажды зайчонок познакомился с бабочкой, гусеницей и медвежонком. Все
они подружились, играли и веселились до самых холодов. Наступила зима. Пришёл весёлый праздник Новый год. Зайчонок решил пригласить своих друзей на этот праздник. Но никого в лесу не нашёл. Почему?
Ответ на логическую задачу: Если ребёнок не может догадаться, прочитайте ему рассказ В.Строкова «НАСЕКОМЫЕ ОСЕНЬЮ».
В конце сентября исчезает большинство насекомых. Одни отложили яички и погибли, другие забрались в какую-нибудь щель, трещинку, под кору или зарылись в землю и уснули. На сырых тропинках не встретишь проворных жужелиц. В последние дни сентября пропадают дневные бабочки. Они или погибают, или забираются в укромные уголки на зимовку.
РЕЧЕВАЯ ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
«РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОРАБЛИКИ».
Пришла я на пруд. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: жёлтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывёт. Много ещё прилетит их сегодня, и завтра, и послезавтра. А потом кораблики не будут прилетать, и пруд замёрзнет.
Задание для детей: Расскажите, что это за кораблики плавают на пруду, в какое время года бывают такие кораблики? (опавшие листья, осенью).
РЕЧЕВАЯ ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
«КАК ЖИВОТНЫЕ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ. ЛЕСНОЙ РАЗГОВОР».
Собрались звери на лесной полянке и начали о своих делах друг другу рассказывать. «Я буду зимовать в дупле», — сказала белочка. — «А на зиму я припасла себе еду - засушила грибы, собрала орехи и желуди».
«А я, — буду спать в берлоге», — басом сказал медведь. - Мне сейчас надо много съесть еды, чтобы всю зиму я смог спокойно спать. Зимой мне еда не нужна. Я приготовил себе берлогу. В ней я буду спать зимой».
Задание для детей: Предложить детям продолжить этот разговор от лица разных зверей. Можно ввести и других персонажей - птиц и насекомых. Пусть птицы расскажут, как они собираются улетать в дальние края, а насекомые поведают о том, как они прячутся в щелки да под кору от холодов и морозов. Каждый персонаж рассказывает о себе, о своих осенних делах, о том, как он к зиме подготовился.
Для диалогов можно использовать игрушки, можно вырезать силуэты зверюшек, использовать картинки или с помощью пальчикового театра.
РЕЧЕВАЯ ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА «КТО ЭТО?»
(О зайчике).
АВТОР ТЕКСТА - И. А. ПАНИЧЕВ.
Вот что-то белое на полянку выкатилось: уши длинные, глаза раскосые, в
стороны смотрят. Скок-поскок и с глаз долой под кусток. Ишь как вздрогнул! Не бойся — это от мороза ветка треснула. Нет, убегает... да еще и следы путает! Кто такой?
РЕЧЕВАЯ ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА «ЧТО ПЕРЕПУТАЛ НЕЗНАЙКА?»
Скажи, что здесь не так? Исправь Незнайку:
Наступила зима, потому что заяц стал белым. (Наоборот, зайчик стал белый, потому что пришла зима)
Осенью стало холодно, потому что люди оделись в теплую одежду, а звери сменили летние шубки на зимние (наоборот, люди оделись в теплую одежду, потому что стало холодно). Дерево находится в дупле.
Зимой насекомых нет, потому что птицы улетают в жаркие страны.
Зимой зайцы питаются капустой и морковкой, (нет, они грызут кору деревьев и ветки).
Зимой корма нет, поэтому хищники голодают и едят кору деревьев.
РЕЧЕВАЯ ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА «ТАИНСТВЕННЫЕ ЗНАКИ».
АВТОР ТЕКСТА В. БИАНКИ.
Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь как гладкие чистые страницы какой-то огромной книги. Днем идет снег. Кончится — страницы чистые. Утром придешь — белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, черточек, точек, запятых.
Задание для детей: Как вы думаете, что это такое?
Закончить беседу можно чтением отрывков из книги Ю. Дмитриева «Хитрецы и невидимки», в которой рассказывается о приспособлении животных к среде обитания.
РЕЧЕВАЯ ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА «ПОЧЕМУ ДЕРЕВЬЯ БЕЛЫЕ?».
Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы с ним в сад, посидеть на скамеечке. А вокруг нас деревья белые - белые. Весна на дворе, солнце пригревает, а деревья, будто снегом покрыты - белые стоят.
Задание для детей: Кто догадался, в какой сад мы попали? Почему деревья белые?
Ответ на логическую задачу: Весенний сад, цветущие деревья.
РЕЧЕВАЯ ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА «УДИВИТЕЛЬНЫЕ КАПЕЛЬКИ».
На даче дети встали рано и сразу побежали на участок, где росли красивые цветы и трава. На каждом листике и цветке они увидели крупные, прозрачные капельки воды. Они блестели, переливались на солнце. " Что это такое?” - удивились ребята и побежали спрашивать у бабушки.
Задание для детей: А вы знаете, что это такое? Как называются эти капельки воды? В какое время дня они бывают?
РЕЧЕВАЯ ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА «ПРО ДЕВОЧКУ МАШУ».
Автор текста А. Введенский.
Проснулась утром Маша, посмотрела в окно и видит: вся улица стала белая. Оделась Маша, побежала с Колей во двор и видит: двор стал тоже белым. Посмотрела на крыши, на деревья — все белое-белое.
«Вон сколько для меня снега насыпало,— сказала Маша,— очень я снег люблю. Снег, снег мой, возьму его домой!» А Коля сказал: «Что ты, глупая, не бери снег домой, он дома растает. Давай лучше из снега зверей лепить».— «Давай,— говорит Маша,— сделаем мышку, сделаем мартышку, осла и теленка, козла и поросенка. Хорошо?»
Стали они лепить. Лепили, лепили и вот что налепили: мышку, мартышку, осла и теленка, козла и поросенка.
На другое утро проснулась Маша и кричит с кровати: «Коля, вставай скорей, пойдем наших зверей смотреть...» Вышли они на улицу и видят: улица не белая, а серая, мокрая. С крыш каплет, всюду лужи. Смотрят, где же звери? «Ах,— сказала Маша,— куда же они делись?» — «А я знаю куда, — сказал Коля.— Они проголодались за ночь и стали друг друга есть.
Съела мышка мартышку,
Съела мартышка мышку,
Съел козел осла,
Съел осел козла,
Съел поросенок теленка,
Съел теленок поросенка».
Задание для детей: Правильно ли сказал Коля, и куда делись звери? Что же с ними случилось? Как можно назвать одним словом погоду, когда после мороза сразу становится тепло? Подберите такое слово (оттепель).
Ответ на логическую задачу: Днём было холодно, дети из снега слепили зверей. А ночью наступила оттепель, и звери растаяли. Они растаяли, потому что стало тепло.
РЕЧЕВАЯ ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА «ПОЖАР».
Послушайте, как поступил мальчик Петя.
Вышла мама в магазин,
Петя в комнате один
На диванчике сидел,
Телевизор он смотрел.
Ну а мультик между прочим,
Интересный очень – очень!
Петя весело смеялся
И ни капли не боялся!
Телевизор, вдруг, погас,
Петя видит в первый раз,
Как огонь вдруг появился?
Телевизор задымился!
Ой, пожар! Это ужасно!
Петеньке, конечно, страшно!
Петя время не теряет,
Телевизор выключает,
Всё с розеток отключает,
Из квартиры выбегает.
Стучит в соседнюю квартиру
И зовёт он тётю Иру.
Обсуждение стихотворения с детьми: правильно ли поступил мальчик?