Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Рефлексивный анализ на примере занятия по развитию речи" | Локтионова Наталия Леонидовна. Работа №297805

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Локтионова Наталия Леонидовна
В материале показан рефлексивный анализ НОД на примере занятия для детей второй младшей группы. Тема: «В гости к жителям сказочного леса» - ОО  "Речевое развитие". Формы работы: НОД, интегрированная с другими видами деятельности. Даны цели и задачи данного НОД (Образовательные: - закреплять правильное произношение звуков «з», «з ,» изолированно, слогах, в словах, фразах;- учить выбирать слова со звуком «з»;- закрепить умение детей различать звуки родного языка;- закреплять и расширять знания детей о птицах, животных леса; - закрепить знания о средствах передвижения, о геометрических фигурах. Развивающие: - развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, силу голоса, мелкую моторику кистей рук;- активизировать словарь словами: ковер-самолет, заяц, зонт, забор, береза, коза, арбуз, обезьяна. Воспитательные:- воспитывать культуру речевого общения: умение выслушивать до конца, не перебивать друзей; - воспитывать интерес к окружающему миру;- воспитывать чувства отзывчивости, взаимопомощи.) и  расписаны основные характеристика этапов НОД с названием, содержанием и целями каждого этапа, вопросами  и ответами, характерными для рефлексивного анализа.

 

Рефлексивный анализ НОД

Группа: вторая младшая

Тема занятия:
«В гости к жителям сказочного леса» - развитие речи

Цели НОД:

Образовательные:

- закреплять правильное произношение звуков «з», «з ,» изолированно, слогах, в словах, фразах;

- учить выбирать слова со звуком «з»;

- закрепить умение детей различать звуки родного языка;

- закреплять и расширять знания детей о птицах, животных леса;

Закрепить знания о средствах передвижения, о геометрических фигурах

Развивающие:

развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, силу голоса, мелкую моторику кистей рук;

- активизировать словарь словами: ковер-самолет, заяц, зонт, забор, береза, коза, арбуз, обезьяна.

Воспитательные:

- воспитывать культуру речевого общения: умение выслушивать до конца, не перебивать друзей;

- воспитывать интерес к окружающему миру;

- воспитывать чувства отзывчивости, взаимопомощи.

 

Формы работы: НОД, интегрированная с другими видами деятельности

Характеристика этапов НОД: 

Этапы

Название, содержание и цель этапа

Вопрос для рефлексивного анализа

Ответы
педагога

1 этап

Организационный момент

Опишите особенности данного этапа, а также особенности привлечения внимания и включения воспитанников в совместную деятельность не дисциплинарными приёмами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какие приемы и методы используются Вами в целях формирования у воспитанников интереса и

желания включиться в совместную деятельность?

Организационные приёмы:

- активизация внимания -

стук в дверь. Приносят письмо, воспитатель читает письмо от Совушки-совы – мудрой головы, в котором она приглашает детей в гости.

- игровой прием – воображаемая ситуация в развернутом виде:

- Ребята, хотите побывать в таком лесу?

- использование приема, способствующего развитию воображения и образного мышления, решение проблемных ситуаций:

- А вы знаете, с каким настроением ходят в гости?

- игровой прием, способствующий положительному эмоциональному настрою детей на занятие:

- Предлагаю всем поймать такое настроение и удержать его на протяжении всего нашего и маленького путешествия.

Воспитатель:

Небо, небо голубое,

Солнце, солнце золотое.

Дай нам, солнышко, ответ:

- Ты нас любишь или нет?

Дарит солнце света луч,

Освещает всё вокруг!

Мы берем в ладошки свет,

Улыбаемся в ответ!

Воспитатель:

Вот мы и поймали хорошее настроение, ребята. Теперь отправляемся в путь.

Организационный момент строился на эмоциональном обращении к детям, с опорой на детские чувства, желания. Я предложила детям отправиться по приглашению в гости в сказочную страну.

В целях формирования у воспитанников интереса и желания включиться в совместную деятельность использовала сюрпризный момент, объяснение, указание, пояснение, вопросы, показ, игровые приемы, поощрение, педагогическая оценка.

Цели этапа достигнуты.

2 этап

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

Как Вами проводится вовлечение воспитанников в процесс формулирования целей совместной деятельности в соответствии с возрастными особенностями?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как Вами проводится актуализация знаний и способов деятельности воспитанников?

Включение ребенка в познавательную деятельность через игровые ситуации:

- А на чём же мы отправимся в сказочный лес?

В сказочный лес попасть непросто. Давайте сделаем ковер – самолет, который туда нас отнесет.

- Не теряя времени, мы с вами отправляемся в сказочную страну.

Закрываем наши глазки,

Попадём сейчас мы в сказку

Раз, два, три, четыре, пять

Будем в сказке мы играть.

Звучит музыкальная запись.

 

Я дала детям возможность совместного поиска путей решения проблемы, определение порядка действий. Предоставила детям возможность достижения ими детской цели.

Цели данного э тапа достигнуты.

3 этап

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

Приведите примеры постановки проблемных вопросов, создание проблемной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В чем научная новизна освещения материала и его соответствие возрастным особенностям воспитанников?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приведите примеры и проанализируйте организацию различных видов деятельности, позволяющих, с одной стороны, разрешить проблему, а с другой – решить программные задачи.

Использованные проблемные вопросы и ситуации:

- Ребята, хотите побывать в таком лесу?

- А вы знаете, с каким настроением ходят в гости?

Ребята, посмотрите, сколько много бабочек! Что нужно сделать, чтобы они полетели?

- Зайчик: Сегодня я гулял в лесу со своим другом, но он куда-то потерялся, и я не знаю, как его найти.

Воспитатель:

Что же нам делать? Как же нам помочь Зайчику?

Создание поисковых, проблемных ситуаций, использование разнообразных речевых игр активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.

В процессе занятия все материалы были подобраны в соответствии с возрастными особенностям воспитанников. Новизна состояла в использовании на занятии дидактических и малоподвижных развивающих игр речевой направленности, способствующих развитию звуковой культуры речи, фонематического слуха; стимуляции мелкой моторики; развитие творческих задатков; освоение визуально-пространственных навыков.

В дидактической игре «Покормим птенчиков» дети не только закрепили произношение повторяющегося прямого слога, но и пытались соотнести звуки с определенными действиями.

В игре «Догадайся, что звучит» дети решали проблемные ситуации, а именно вычленяли и узнавали звуки отдельных музыкальных инструментов и шумелок, а параллельно развивали слуховое внимание.

В дидактической игре «Громко-тихо» дети закрепили умение произносить одни и те же слова со свистящим звуком в начале с различной силой голоса и делали это не просто повторяя, а ради кого-то, для чего-то.

Дидактическая игра «Посмотри и назови» не только развивала умение произносить слова со звуком «з», но и учила называть увиденный предмет на картинке, опираясь на свои знания.

Цели данного этапа достигнуты.

4 этап

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

Приведите примеры и проанализируйте создания условий для сбалансированности репродуктивной и продуктивной деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статических форм активности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приведите примеры и проанализируйте проведенную работу побуждения детей самостоятельно рассуждать, делать собственные умозаключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приведите примеры и проанализируйте использование современных образовательных технологий в работе ДОУ.

Дети создают из геометрических фигур ковер-самолет. «Летят» на нем в гости к Совушке-сове. Путешествуют по волшебному лесу, знакомясь с его жителями, а параллельно работают над задачами артикуляции, звуковой культуры речи, закрепляют и расширяют знания об окружающем мире.

Игра «Покормим птенчиков».

Цель игры: развивать речевой аппарат детей. Воспитатель:

Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», — и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток. Дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (совмещение действий и закрепление правильности произношения слога).

После нескольких заданий статического характера используется тематическая физкультминутка.

В этих примерах хорошо просматривается сбалансированность репродуктивной и продуктивной деятельности, а также совместимость подвижных и статических форм активности.

Воспитатель:

-Ребята, вы слышите? Кто-то плачет.

(Показывает игрушку-зайца).

Воспитатель:

- Верно. Давайте поздороваемся с ним. 

Зайчик грустит. Что у тебя случилось?

Зайчик: Сегодня я гулял в лесу со своим другом, но он куда-то потерялся, и я не знаю, как его найти.

Воспитатель:

- Ай-ай-ай! Что же нам делать? Как же нам помочь Зайчику?

Воспитатель: 

Зайчик вспомнил, что его друг пел веселую песенку, послушайте какую: З-з-з-з. Давайте споем все вместе. (Дети поют хором).

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением комара.

Кто же это? Кто поет такую песенку?

Воспитатель: Правильно. Наверное, он услышал, как мы поем его песенку, и прилетел к нам. Ребята, а вы знаете, как пел свою песенку Комарик, когда был совсем маленький: Зи-зи-зи. Давайте споем все вместе. (Дети поют хором, по подгруппам, индивидуально). А вот так он будет петь свою песенку, когда станет совсем большой: Зу-зу-зу. Споем вместе? (Дети поют хором, по подгруппам, индивидуально).

Комарик принес нам картинки, посмотрите и скажите, что на них нарисовано.

Воспитатель несёт детям информацию, контролирует их, стимулируют, а дети получают знания в процессе реализации задания. Происходит ненавязчивое побуждение детей к попыткам самостоятельного рассуждения, характерного для данного возраста. Данный пример учит детей делать собственные умозаключения.

Технология развивающего обучения, направленная на развитие индивидуальных познавательно-речевых способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения выполнялась в процессе всего занятия, на каждом этапе выполнения задания.

Игровые технологии в ДОУ:

Технология ТРИЗ, направленная на развитие творческих способностей. В процессе игры «Ковер – самолёт», закрепились сенсорные знания детей, развивалось творчество.

Здоровьесберегающие технологии применялись на данном занятии с целью укрепления здоровья детей (физминутка). Занятие динамичное, оно включает приёмы, которые предусматривают быструю смену видов деятельности, двигательную активность. Быстрая сменяемость приёмов и смена поз в течение занятия позволила избежать утомляемости детей.

При взаимодействии с детьми используются личностно – ориентированный подход. В течение всего занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, подбадривала, хвалила, чтобы закрепить ситуацию успеха.

Технология проблемного обучения. Во время занятия создавались проблемные ситуации, которые активизировали мыслительную и речевую деятельность детей.

Поставленные цели достигнуты.

5 этап

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Приведите примеры и проанализируйте использование Вами связи теории с практикой, использование жизненного опыта воспитанников с целью развития познавательной активности и самостоятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приведите примеры и проанализируйте использование Вами связи изучаемого материала с ранее пройденным материалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приведите примеры применения диалоговых форм общения в рамках данного занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приведите примеры сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как Вами организуются психологические паузы и разрядки эмоциональной сферы занятия?

Для развития познавательной активности и самостоятельности в

дидактической игре «Посмотри и назови» дети произносят название предмета изображенного на картинке, с помощью педагога выделяя звук «з» в слове.

 

Воспитатель:

- А теперь давайте вместе расскажем стихотворение, я начну, а вы продолжите:

Вот идет коза – За-за-за.

Накормлю козу - Зу-зу-зу.

Травку привези – Зи-зи-зи.

Травку дам козе – Зе-зе-зе.

Рожки у козы – Зы-зы-зы.

Не шали коза – За-за-за.

Ведь шалить нельзя – Зя – зя – зя.

 

Воспитатель:

- Зайчик и Комарик знают интересную игру, поиграем вместе. Я буду называть разные слова, если в слове услышите З, хлопайте в ладоши, если не услышите З, топайте ногами. Воспитатель называет слова: заяц, волк, зуб, дом, зима, лето, коза, лапа, забор.

 

- в этих примерах наглядно видно использование жизненного детского опыта и развитие познавательной активности воспитанников. Здесь же прослеживается связь теории с практикой.

 

Пальчиковая игра, знакомая детям:

Ворон, ворон

Где ты был?

Где трубу ты раздобыл?

- За горой высокой,

За рекой глубокой.

Удалец, молодец!

Нам трубу раздобыл,

Чтоб никто не скучал

И других веселил.

Дидактическая игра «Догадайся, что звучит»

Цель: продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.

В данных примерах детьми закреплялись навыки, полученные ранее, на данном занятии дети показали свои знания и умения на практике.

- Беседа в начале занятия:

- Ребята, хотите побывать в таком лесу?

- А вы знаете, с каким настроением ходят в гости?

- Предлагаю всем поймать такое настроение и удержать его на протяжении всего нашего и маленького путешествия.

Воспитатель:

Небо, небо голубое,

Солнце, солнце золотое.

Дай нам, солнышко, ответ:

- Ты нас любишь или нет?

Дарит солнце света луч,

Освещает всё вокруг!

Мы берем в ладошки свет,

Улыбаемся в ответ!

Воспитатель:

Вот мы и поймали хорошее настроение, ребята. Теперь отправляемся в путь.

А на чём же мы отправимся в сказочный лес?

Вот какой красивый ковер-самолет мы выложили из геометрических фигур. Готовы к путешествию?

Диалог в основной части занятия:

 

Воспитатель:

-Ребята, вы слышите? Кто-то плачет.

(Показывает игрушку-зайца).

Воспитатель:

- Верно. Давайте поздороваемся с ним. 

Зайчик грустит. Что у тебя случилось?

Зайчик: Сегодня я гулял в лесу со своим другом, но он куда-то потерялся, и я не знаю, как его найти.

Воспитатель:

- Ай-ай-ай! Что же нам делать? Как же нам помочь Зайчику?

Воспитатель: 

Зайчик вспомнил, что его друг пел веселую песенку, послушайте какую: З-з-з-з. Давайте споем все вместе. (Дети поют хором).

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением комара.

Кто же это? Кто поет такую песенку?

Воспитатель: Правильно. Наверное, он услышал, как мы поем его песенку, и прилетел к нам. Ребята, а вы знаете, как пел свою песенку Комарик, когда был совсем маленький: Зи-зи-зи. Давайте споем все вместе. (Дети поют хором, по подгруппам, индивидуально). А вот так он будет петь свою песенку, когда станет совсем большой: Зу-зу-зу. Споем вместе? (Дети поют хором, по подгруппам, индивидуально).

Занятие было организованно в виде игры - путешествия. В течение всего занятия дети находились в движении: сидели при выполнении ковра – самолёта; ходили по группе от задания к заданию, выполняли некоторые задания стоя. Занятие было динамичным. Во время занятия были созданы условия комфортного режима, творческой деятельности, доверия друг к другу, веселого настроения, физкультминуток, элементов психогимнастики, релаксации, элементов сказкотерапии. У детей создались положительные эмоциональные и личностные состояния.

Цели данного этапа достигнуты.

6 этап

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний.

Проанализируйте соответствие содержания НОД требованиям рабочей программы в контексте ООП ОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приведите примеры реализации в течение НОД системно-деятельностного подхода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какими методами организовано создание нестандартных ситуаций при использовании знаний и опыта воспитанников.

Содержание НОД соответствовало требованиям ООП ДОУ: была отражена тема дня; доступно в изложении, соблюдена воспитательная направленность занятия, степень нравственного влияния, реализация развивающих возможностей занятия в плане формирования активной детской деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов, подведение (мотивация) детей к восприятию новых знаний и закреплению уже имеющихся, активного словаря. Организация самостоятельной работы детей: характер тренировочных упражнений, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности детей, степень усвоения нового материала (эффективность), связь нового с ранее изученным; повторение (организация, формы, приемы, объем), виды организации самостоятельной деятельности (по образцу, по словесному указанию). 

На организационном моменте было предложено детям отправиться в гости в сказочный лес. Дидактическая задача данного момента-это мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Включение ребенка в познавательную деятельность через игровую ситуацию, дидактическую игру «Ковер – самолёт», на котором отправимся в путь. Я дала детям возможность совместного поиска путей решения проблемы.

Ход занятия базируется на обеспечении соответствия образовательной 

деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка.

Методы, повышающие познавательную активность: сравнение, повторение, приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы.

Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности.

Методы, вызывающие эмоциональную активность: воображаемая ситуация.

Все перечисленные методы прослеживались во всех заданиях на занятии.

Дели данного этапа достигнуты.

7 этап

Рефлексия

Как Вами организовано побуждение воспитанников к самооценке собственной и коллективной деятельности, к высказыванию удовлетворенности (неудовлетворенности) деятельностью (в соответствии с возрастом).

 

Использовался ли наглядный материал в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач?

В процессе совместной деятельности создала условия для субъективной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребёнка, диалогического общения взрослого с детьми.

Были также использованы эмоциональные составляющие с

использованием стихотворных текстов.

Применяемая на занятии наглядность соответствовала возрасту детей, использовалась в меру, в соответствующий момент занятия. Детально продумывала пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов (правила игр).

Наглядность была точно согласована с содержанием материала, эстетически выполнена. Ее размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

Цели достигнуты.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×