«Рефлексивный анализ на примере занятия по развитию речи" | Локтионова Наталия Леонидовна. Работа №297805
Автор: Локтионова Наталия Леонидовна
В материале показан рефлексивный анализ НОД на примере занятия для детей второй младшей группы. Тема: «В гости к жителям сказочного леса» - ОО "Речевое развитие". Формы работы: НОД, интегрированная с другими видами деятельности. Даны цели и задачи данного НОД (Образовательные: - закреплять правильное произношение звуков «з», «з ,» изолированно, слогах, в словах, фразах;- учить выбирать слова со звуком «з»;- закрепить умение детей различать звуки родного языка;- закреплять и расширять знания детей о птицах, животных леса; - закрепить знания о средствах передвижения, о геометрических фигурах. Развивающие: - развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, силу голоса, мелкую моторику кистей рук;- активизировать словарь словами: ковер-самолет, заяц, зонт, забор, береза, коза, арбуз, обезьяна. Воспитательные:- воспитывать культуру речевого общения: умение выслушивать до конца, не перебивать друзей; - воспитывать интерес к окружающему миру;- воспитывать чувства отзывчивости, взаимопомощи.) и расписаны основные характеристика этапов НОД с названием, содержанием и целями каждого этапа, вопросами и ответами, характерными для рефлексивного анализа.
Рефлексивный анализ НОД
Группа: вторая младшая
Тема занятия:
«В гости к жителям сказочного леса» - развитие речи
Цели НОД:
Образовательные:
- закреплять правильное произношение звуков «з», «з ,» изолированно, слогах, в словах, фразах;
- учить выбирать слова со звуком «з»;
- закрепить умение детей различать звуки родного языка;
- закреплять и расширять знания детей о птицах, животных леса;
Закрепить знания о средствах передвижения, о геометрических фигурах
Развивающие:
- развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, силу голоса, мелкую моторику кистей рук;
- активизировать словарь словами: ковер-самолет, заяц, зонт, забор, береза, коза, арбуз, обезьяна.
Воспитательные:
- воспитывать культуру речевого общения: умение выслушивать до конца, не перебивать друзей;
- воспитывать интерес к окружающему миру;
- воспитывать чувства отзывчивости, взаимопомощи.
Формы работы: НОД, интегрированная с другими видами деятельности
Характеристика этапов НОД:
Этапы
Название, содержание и цель этапа
Вопрос для рефлексивного анализа
Ответы
педагога
1 этап
Организационный момент
Опишите особенности данного этапа, а также особенности привлечения внимания и включения воспитанников в совместную деятельность не дисциплинарными приёмами.
Какие приемы и методы используются Вами в целях формирования у воспитанников интереса и
желания включиться в совместную деятельность?
Организационные приёмы:
- активизация внимания -
стук в дверь. Приносят письмо, воспитатель читает письмо от Совушки-совы – мудрой головы, в котором она приглашает детей в гости.
- игровой прием – воображаемая ситуация в развернутом виде:
- Ребята, хотите побывать в таком лесу?
- использование приема, способствующего развитию воображения и образного мышления, решение проблемных ситуаций:
- А вы знаете, с каким настроением ходят в гости?
- игровой прием, способствующий положительному эмоциональному настрою детей на занятие:
- Предлагаю всем поймать такое настроение и удержать его на протяжении всего нашего и маленького путешествия.
Воспитатель:
Небо, небо голубое,
Солнце, солнце золотое.
Дай нам, солнышко, ответ:
- Ты нас любишь или нет?
Дарит солнце света луч,
Освещает всё вокруг!
Мы берем в ладошки свет,
Улыбаемся в ответ!
Воспитатель:
Вот мы и поймали хорошее настроение, ребята. Теперь отправляемся в путь.
Организационный момент строился на эмоциональном обращении к детям, с опорой на детские чувства, желания. Я предложила детям отправиться по приглашению в гости в сказочную страну.
В целях формирования у воспитанников интереса и желания включиться в совместную деятельность использовала сюрпризный момент, объяснение, указание, пояснение, вопросы, показ, игровые приемы, поощрение, педагогическая оценка.
Цели этапа достигнуты.
2 этап
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия
Как Вами проводится вовлечение воспитанников в процесс формулирования целей совместной деятельности в соответствии с возрастными особенностями?
Как Вами проводится актуализация знаний и способов деятельности воспитанников?
Включение ребенка в познавательную деятельность через игровые ситуации:
- А на чём же мы отправимся в сказочный лес?
В сказочный лес попасть непросто. Давайте сделаем ковер – самолет, который туда нас отнесет.
- Не теряя времени, мы с вами отправляемся в сказочную страну.
Закрываем наши глазки,
Попадём сейчас мы в сказку
Раз, два, три, четыре, пять
Будем в сказке мы играть.
Звучит музыкальная запись.
Я дала детям возможность совместного поиска путей решения проблемы, определение порядка действий. Предоставила детям возможность достижения ими детской цели.
Цели данного э тапа достигнуты.
3 этап
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Проектирование решений проблемной ситуации,
актуализация знаний,
или начало выполнения действий по задачам НОД
Приведите примеры постановки проблемных вопросов, создание проблемной ситуации.
В чем научная новизна освещения материала и его соответствие возрастным особенностям воспитанников?
Приведите примеры и проанализируйте организацию различных видов деятельности, позволяющих, с одной стороны, разрешить проблему, а с другой – решить программные задачи.
Использованные проблемные вопросы и ситуации:
- Ребята, хотите побывать в таком лесу?
- А вы знаете, с каким настроением ходят в гости?
Ребята, посмотрите, сколько много бабочек! Что нужно сделать, чтобы они полетели?
- Зайчик: Сегодня я гулял в лесу со своим другом, но он куда-то потерялся, и я не знаю, как его найти.
Воспитатель:
Что же нам делать? Как же нам помочь Зайчику?
Создание поисковых, проблемных ситуаций, использование разнообразных речевых игр активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.
В процессе занятия все материалы были подобраны в соответствии с возрастными особенностям воспитанников. Новизна состояла в использовании на занятии дидактических и малоподвижных развивающих игр речевой направленности, способствующих развитию звуковой культуры речи, фонематического слуха; стимуляции мелкой моторики; развитие творческих задатков; освоение визуально-пространственных навыков.
В дидактической игре «Покормим птенчиков» дети не только закрепили произношение повторяющегося прямого слога, но и пытались соотнести звуки с определенными действиями.
В игре «Догадайся, что звучит» дети решали проблемные ситуации, а именно вычленяли и узнавали звуки отдельных музыкальных инструментов и шумелок, а параллельно развивали слуховое внимание.
В дидактической игре «Громко-тихо» дети закрепили умение произносить одни и те же слова со свистящим звуком в начале с различной силой голоса и делали это не просто повторяя, а ради кого-то, для чего-то.
Дидактическая игра «Посмотри и назови» не только развивала умение произносить слова со звуком «з», но и учила называть увиденный предмет на картинке, опираясь на свои знания.
Цели данного этапа достигнуты.
4 этап
«Открытие» детьми новых знаний, способа действий
Приведите примеры и проанализируйте создания условий для сбалансированности репродуктивной и продуктивной деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статических форм активности.
Приведите примеры и проанализируйте проведенную работу побуждения детей самостоятельно рассуждать, делать собственные умозаключения.
Приведите примеры и проанализируйте использование современных образовательных технологий в работе ДОУ.
Дети создают из геометрических фигур ковер-самолет. «Летят» на нем в гости к Совушке-сове. Путешествуют по волшебному лесу, знакомясь с его жителями, а параллельно работают над задачами артикуляции, звуковой культуры речи, закрепляют и расширяют знания об окружающем мире.
Игра «Покормим птенчиков».
Цель игры: развивать речевой аппарат детей. Воспитатель:
Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», — и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток. Дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (совмещение действий и закрепление правильности произношения слога).
После нескольких заданий статического характера используется тематическая физкультминутка.
В этих примерах хорошо просматривается сбалансированность репродуктивной и продуктивной деятельности, а также совместимость подвижных и статических форм активности.
Воспитатель:
-Ребята, вы слышите? Кто-то плачет.
(Показывает игрушку-зайца).
Воспитатель:
- Верно. Давайте поздороваемся с ним.
Зайчик грустит. Что у тебя случилось?
Зайчик: Сегодня я гулял в лесу со своим другом, но он куда-то потерялся, и я не знаю, как его найти.
Воспитатель:
- Ай-ай-ай! Что же нам делать? Как же нам помочь Зайчику?
Воспитатель:
Зайчик вспомнил, что его друг пел веселую песенку, послушайте какую: З-з-з-з. Давайте споем все вместе. (Дети поют хором).
Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением комара.
Кто же это? Кто поет такую песенку?
Воспитатель: Правильно. Наверное, он услышал, как мы поем его песенку, и прилетел к нам. Ребята, а вы знаете, как пел свою песенку Комарик, когда был совсем маленький: Зи-зи-зи. Давайте споем все вместе. (Дети поют хором, по подгруппам, индивидуально). А вот так он будет петь свою песенку, когда станет совсем большой: Зу-зу-зу. Споем вместе? (Дети поют хором, по подгруппам, индивидуально).
Комарик принес нам картинки, посмотрите и скажите, что на них нарисовано.
Воспитатель несёт детям информацию, контролирует их, стимулируют, а дети получают знания в процессе реализации задания. Происходит ненавязчивое побуждение детей к попыткам самостоятельного рассуждения, характерного для данного возраста. Данный пример учит детей делать собственные умозаключения.
Технология развивающего обучения, направленная на развитие индивидуальных познавательно-речевых способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения выполнялась в процессе всего занятия, на каждом этапе выполнения задания.
Игровые технологии в ДОУ:
Технология ТРИЗ, направленная на развитие творческих способностей. В процессе игры «Ковер – самолёт», закрепились сенсорные знания детей, развивалось творчество.
Здоровьесберегающие технологии применялись на данном занятии с целью укрепления здоровья детей (физминутка). Занятие динамичное, оно включает приёмы, которые предусматривают быструю смену видов деятельности, двигательную активность. Быстрая сменяемость приёмов и смена поз в течение занятия позволила избежать утомляемости детей.
При взаимодействии с детьми используются личностно – ориентированный подход. В течение всего занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, подбадривала, хвалила, чтобы закрепить ситуацию успеха.
Технология проблемного обучения. Во время занятия создавались проблемные ситуации, которые активизировали мыслительную и речевую деятельность детей.
Поставленные цели достигнуты.
5 этап
Самостоятельное применение нового на практике,
либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)
Приведите примеры и проанализируйте использование Вами связи теории с практикой, использование жизненного опыта воспитанников с целью развития познавательной активности и самостоятельности.
Приведите примеры и проанализируйте использование Вами связи изучаемого материала с ранее пройденным материалом.
Приведите примеры применения диалоговых форм общения в рамках данного занятия.
Приведите примеры сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
Как Вами организуются психологические паузы и разрядки эмоциональной сферы занятия?
Для развития познавательной активности и самостоятельности в
дидактической игре «Посмотри и назови» дети произносят название предмета изображенного на картинке, с помощью педагога выделяя звук «з» в слове.
Воспитатель:
- А теперь давайте вместе расскажем стихотворение, я начну, а вы продолжите:
Вот идет коза – За-за-за.
Накормлю козу - Зу-зу-зу.
Травку привези – Зи-зи-зи.
Травку дам козе – Зе-зе-зе.
Рожки у козы – Зы-зы-зы.
Не шали коза – За-за-за.
Ведь шалить нельзя – Зя – зя – зя.
Воспитатель:
- Зайчик и Комарик знают интересную игру, поиграем вместе. Я буду называть разные слова, если в слове услышите З, хлопайте в ладоши, если не услышите З, топайте ногами. Воспитатель называет слова: заяц, волк, зуб, дом, зима, лето, коза, лапа, забор.
- в этих примерах наглядно видно использование жизненного детского опыта и развитие познавательной активности воспитанников. Здесь же прослеживается связь теории с практикой.
Пальчиковая игра, знакомая детям:
Ворон, ворон
Где ты был?
Где трубу ты раздобыл?
- За горой высокой,
За рекой глубокой.
Удалец, молодец!
Нам трубу раздобыл,
Чтоб никто не скучал
И других веселил.
Дидактическая игра «Догадайся, что звучит»
Цель: продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.
В данных примерах детьми закреплялись навыки, полученные ранее, на данном занятии дети показали свои знания и умения на практике.
- Беседа в начале занятия:
- Ребята, хотите побывать в таком лесу?
- А вы знаете, с каким настроением ходят в гости?
- Предлагаю всем поймать такое настроение и удержать его на протяжении всего нашего и маленького путешествия.
Воспитатель:
Небо, небо голубое,
Солнце, солнце золотое.
Дай нам, солнышко, ответ:
- Ты нас любишь или нет?
Дарит солнце света луч,
Освещает всё вокруг!
Мы берем в ладошки свет,
Улыбаемся в ответ!
Воспитатель:
Вот мы и поймали хорошее настроение, ребята. Теперь отправляемся в путь.
А на чём же мы отправимся в сказочный лес?
Вот какой красивый ковер-самолет мы выложили из геометрических фигур. Готовы к путешествию?
Диалог в основной части занятия:
Воспитатель:
-Ребята, вы слышите? Кто-то плачет.
(Показывает игрушку-зайца).
Воспитатель:
- Верно. Давайте поздороваемся с ним.
Зайчик грустит. Что у тебя случилось?
Зайчик: Сегодня я гулял в лесу со своим другом, но он куда-то потерялся, и я не знаю, как его найти.
Воспитатель:
- Ай-ай-ай! Что же нам делать? Как же нам помочь Зайчику?
Воспитатель:
Зайчик вспомнил, что его друг пел веселую песенку, послушайте какую: З-з-з-з. Давайте споем все вместе. (Дети поют хором).
Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением комара.
Кто же это? Кто поет такую песенку?
Воспитатель: Правильно. Наверное, он услышал, как мы поем его песенку, и прилетел к нам. Ребята, а вы знаете, как пел свою песенку Комарик, когда был совсем маленький: Зи-зи-зи. Давайте споем все вместе. (Дети поют хором, по подгруппам, индивидуально). А вот так он будет петь свою песенку, когда станет совсем большой: Зу-зу-зу. Споем вместе? (Дети поют хором, по подгруппам, индивидуально).
Занятие было организованно в виде игры - путешествия. В течение всего занятия дети находились в движении: сидели при выполнении ковра – самолёта; ходили по группе от задания к заданию, выполняли некоторые задания стоя. Занятие было динамичным. Во время занятия были созданы условия комфортного режима, творческой деятельности, доверия друг к другу, веселого настроения, физкультминуток, элементов психогимнастики, релаксации, элементов сказкотерапии. У детей создались положительные эмоциональные и личностные состояния.
Цели данного этапа достигнуты.
6 этап
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Итог занятия. Систематизация знаний.
Проанализируйте соответствие содержания НОД требованиям рабочей программы в контексте ООП ОУ.
Приведите примеры реализации в течение НОД системно-деятельностного подхода.
Какими методами организовано создание нестандартных ситуаций при использовании знаний и опыта воспитанников.
Содержание НОД соответствовало требованиям ООП ДОУ: была отражена тема дня; доступно в изложении, соблюдена воспитательная направленность занятия, степень нравственного влияния, реализация развивающих возможностей занятия в плане формирования активной детской деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов, подведение (мотивация) детей к восприятию новых знаний и закреплению уже имеющихся, активного словаря. Организация самостоятельной работы детей: характер тренировочных упражнений, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности детей, степень усвоения нового материала (эффективность), связь нового с ранее изученным; повторение (организация, формы, приемы, объем), виды организации самостоятельной деятельности (по образцу, по словесному указанию).
На организационном моменте было предложено детям отправиться в гости в сказочный лес. Дидактическая задача данного момента-это мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Включение ребенка в познавательную деятельность через игровую ситуацию, дидактическую игру «Ковер – самолёт», на котором отправимся в путь. Я дала детям возможность совместного поиска путей решения проблемы.
Ход занятия базируется на обеспечении соответствия образовательной
деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка.
Методы, повышающие познавательную активность: сравнение, повторение, приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы.
Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности.
Методы, вызывающие эмоциональную активность: воображаемая ситуация.
Все перечисленные методы прослеживались во всех заданиях на занятии.
Дели данного этапа достигнуты.
7 этап
Рефлексия
Как Вами организовано побуждение воспитанников к самооценке собственной и коллективной деятельности, к высказыванию удовлетворенности (неудовлетворенности) деятельностью (в соответствии с возрастом).
Использовался ли наглядный материал в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач?
В процессе совместной деятельности создала условия для субъективной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребёнка, диалогического общения взрослого с детьми.
Были также использованы эмоциональные составляющие с
использованием стихотворных текстов.
Применяемая на занятии наглядность соответствовала возрасту детей, использовалась в меру, в соответствующий момент занятия. Детально продумывала пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов (правила игр).
Наглядность была точно согласована с содержанием материала, эстетически выполнена. Ее размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
Цели достигнуты.