Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО | Мой кабинет. Работа №354473
Разработана организация совместной деятельности педагога и родителей по воспитанию у детей любви к родному краю. Составлено комплексно-тематическое планирование на год. Знакомство с родным краем проходит при активном взаимодействии детей с окружающим миром, эмоционально - практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, праздники и развлечения, разные виды деятельности дошкольника
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 8 ПМО СК
«Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО»
Воспитатели 1 логопедической группы
Фисенко Т.В., Шихмагомедова О.Н.
«Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО»
Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы:
Региональная программа разработана в соответствии с ФГОС для старшего дошкольного возраста. В Программе распределены задачи психолого-педагогической работы по пяти областям:
- физическое развитие
- социально – коммуникативное развитие
- познавательно развитие
- речевое развитие
- художественно – эстетическое развитие.
Разработана организация совместной деятельности педагога и родителей по воспитанию у детей любви к родному краю. Составлено комплексно-тематическое планирование на год. Знакомство с родным краем проходит при активном взаимодействии детей с окружающим миром, эмоционально - практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, праздники и развлечения, разные виды деятельности дошкольника. Отбор краеведческого содержания проходит в соответствии с целями развития ребенка, его возрастными особенностями и интересами, обогащение развивающей среды, материалом о Ставропольском крае, дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества. Согласование тематики занятий по ознакомлению со станицей, с тематикой других занятий, с играми детей, создание условий для самостоятельной и совместной с взрослым работы с краеведческим материалом, обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
Цели, задачи, принципы ознакомления с родным краем
Основной целью программы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
Задачи по ознакомлению с родным краем
Образовательная область
Задачи
Социально-коммуникативное развитие
Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.
Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Ставропольского края, стремление сохранять национальные ценности.
Познавательное
развитие
Приобщать детей к истории Ставропольского края, формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой
Речевое развитие
Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой Ставропольского края
Художественно-эстетическое
развитие
Приобщать детей к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, традиций Ставропольского края
Физическое развитие
Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы Ставропольского края
Задачи по ознакомлению с родным краем.
Расширять представление о родном крае, его прошлом и настоящем, его географическом положении, растительном и животном мире.
Углублять и уточнять представление о Родине.
Поддерживать интерес детей к событиям, происходящих в стране, мире, показать связь родного края со всей страной, воспитывать чувство гордости за свою страну, знакомить с флагом, гербом, гимном.
Показать на карте всю Россию, Ставропольский край, Предгорный округ, ст. Ессентукскую
Принципы работы:
Системность и непрерывность.
Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.
Свобода индивидуального личностного развития.
Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.
Интеграция регионального компонента в образовательные области
Образоват.
область
Методические приёмы
Познавательное развитие
Ознакомление с природой:
-беседы, компьютерные мини-презентации, мультимедийные показы фрагментов фильмов о природе, животном и растительном мире СК, с народными приметами.
-сбор гербариев, коллекций
-опытническая и экспериментальная работа
-проектная деятельность
Формирование целостной картины мира (ознакомление с ближайшим окружением):
-Экскурсия: по помещениям и территории детского сада; по ознакомлению с достопримечательностями округа; виртуальные экскурсии по округу, школу, библиотеку.
-Беседы: «Где живёт человек», «Дом, в котором мы живём», «Моя станица, мой округ», «Родина малая и родина большая», «Моя родная улица»
-ознакомление с символикой: флаг, герб; портреты руководителей, округа, России
Ознакомление с прошлым родного края:
- организация этнографического уголка в ДОУ
- просмотр фрагментов исторического кино, старых фотографий, передвижные выставки музеев, рассказ об историческом прошлом СК
- встречи с ветеранами ВОВ, экскурсии к памятникам погибшим героям ВОВ, просмотр фрагментов фильмов о войне, рассказывание о героическом прошлом города
Духовность и культура:
-беседы по ознакомлению с традициями СК; с духовно-нравственным укладом жизни
-проведение детских фольклорных праздников
-празднование всех государственных и региональных праздников, День района
Физическое развитие
-Беседы о видах спорта, просмотр мультфильмов спортивной тематики
-широкое использование русских, народных игр
-Проведение спортивных праздников, развлечений, эстафет, соревнований, мини - олимпиад
-беседы о здоровье «Уроки Айболита», «Уроки этикета», «Уроки Мойдодыра»
-экскурсии в районную поликлинику, аптеку
-проектная деятельность
-опыты и экспериментирование
- создание в группах уголков здоровья
Художественное творчество
-Беседа о национальном костюме России, СК
- беседы об изобразительном искусстве России, СК
-рассматривание репродукций картин, слайдов, открыток
-оформление в ДОУ художественной галереи творчества русских художников
-художественно-продуктивная деятельность: народные промыслы
-музыкальный фольклор (детский, обрядовый, бытовой, хороводный)
-музыкальная культура: знакомство с творчеством композиторов
-проведение праздников, развлечений, музыкально-литературных викторин
-ознакомление с народными музыкальными инструментами
-использование в группе аудио- и видеозаписей концертов, детских праздников; музыкальных инструментов, портретов композиторов
-оформление музыкального уголка
Речевое
развитие
-русский, народный фольклор: пословицы, поговорки, загадки, заклички, дразнилки, чистоговорки
- Русские сказки
- Выставки тематические, посвященные творчеству писателей и поэтов СК.
-игры-инсценировки
-драматизация народных сказок
-показ всех видов театров (теневой, фланелеграф, кукольный театр игрушек, настольный, пальчиковый)
-оформление уголков ряжения;
-встречи с артистами детских театров, с работниками библиотеки
Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы по региональному компоненту согласно недельной тематике
№
Непосредственная образовательная деятельность
Программное содержание
Литература
Сентябрь
1
Мониторинг
2
Мониторинг
3
Фрукты
Познакомить детей с творчеством с творчеством ставропольской поэтессы Т.Гонтарь. Чтение ст-я «Малина»
Р.Литвинова «Региональная культура» сб.2 с.281
4
Литературный праздник «Десять добрых тропок»
Продолжать знакомить детей с творчеством ставропольских поэтов. Загадки А. Екимцева об овощах.
Р.Литвинова «Региональная культура» сб.2 с.217
Октябрь
5
Праздник «Золотая осень Ставрополья»
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, развивать интерес к родной природе, желание больше узнать о родном крае.
Р.Литвинова «Региональная культура» сб.1 с.320
6
«Знакомство с творчеством великого поэта М.Лермонтова. Заучивание наизусть ст. «Горные вершины»
Познакомить детей с творчеством замечательного поэта в форме литературного вечера. Рассказать о лермонтовских местах Пятигорска, о значении Кавказа в творчестве Лермонтова. Воспитывать любовь к прекрасному, уважение к людям искусства.
Р.Литвинова «Региональная культура» сб.2 с.194
7
«Что означает твое имя?»
Создать в группе среду, раскрывающую ценности личности каждого ребенка.
Р.Литвинова «Дошкольник в пространстве Ставрополя и Ставропольского края» с. 35
8
Знакомство с творчеством Г.Пухальской и произведением «Бабушкины сказки»
Учить эмоционально, воспринимать сказки, воспитывать интерес к произведениям ставропольских авторов.
Р.Литвинова «Региональная культура» сб.2 с.305
Ноябрь
10
Знакомство с Геральдикой Ставропольского края
Расширять общекультурные и социальные знания детей, формировать целостное представление о малой родине, знание символик – герб и флаг.
Р.Литвинова «Дошкольник в пространстве Ставрополя и Ставропольского края» с. 72
11
Птицы. Заучивание ст-я И.Каштурова «Гуси»
Учить детей эмоционально воспринимать стихи. Демонстрировать вариативность образа воплощенного в разных произведениях.
Р.Литвинова «Региональная культура» сб.2 с.225
12
«Из чего же сделаны наши ребята?»
Рассказать о строении тела человека, о том, в чем все люди похожи, а в чем все разные.
Р.Литвинова «Дошкольник в пространстве Ставрополя и Ставропольского края» с. 13
13
День матери. Ст-е В. Милославской «Помощник»
Провести конкурс чтецов «Мамочка родная». Изготовление вазочки для мамы. Экскурсия к памятнику матери.
Р.Литвинова «Региональная культура» сб.1 с.279
Декабрь
14
Зима. Ст-е Г.Шевченко «Синичка»
Учить эмоционально, воспринимать стихотворения, воспитывать интерес к произведениям ставропольских авторов.
Р.Литвинова «Региональная культура» сб.1 с.231
15
Легенды синих гор
Показ теневого театра. Легенда о Машуке и Бештау. Развивать воображение, интерес к истории, литературе, народному эпосу.
Р.Литвинова «Дошкольник в пространстве Ставрополя и Ставропольского края» с. 237
16
Календарь. Загадки о временах года.
Учить детей эмоционально воспринимать стихи. Демонстрировать вариативность образа воплощенного в разных произведениях.
Р.Литвинова «Региональная культура» сб.1 с.339
17
Новый год. Детям о творчестве И.Пятко. Песня «Новогодний праздник».
Воспитывать эстетический вкус и желание слушать музыку.
Р.Литвинова «Дошкольник в пространстве Ставрополя и Ставропольского края» с. 238,297
Январь
18
Мониторинг
19
Мониторинг
20
«Домашние животные» Стихи пятигорской поэтессы Г.Шевченко «Симкин сын», «Хомячок»
Учить эмоционально, воспринимать стихотворения, воспитывать интерес к произведениям ставропольских авторов.
Р.Литвинова «Региональная культура» сб.1 с.229
21
«Дикие животные» Ст-е Л. Шубной «Под сосной»
Учить эмоционально, воспринимать стихотворения, воспитывать интерес к произведениям ставропольских авторов.
Р.Литвинова «Региональная культура» сб.1 с.270
Февраль
22
«Дом в котором мы живем»
Беседа о семье, моделирование семьи с помощью абстрактного материала. Помочь ребенку осознать свою значимость в семье.
Р.Литвинова «Дошкольник в пространстве Ставрополя и Ставропольского края» с. 41
23
«Разные дома» С.Р. «Строители», «Почта»
Формировать у детей представление о профессии строителя, закрепить понятия специальностей: каменщик, плотник, маляр, архитектор.
Р.Литвинова «Дошкольник в пространстве Ставрополя и Ставропольского края» с. 63
24
С.р. игра «Военный корабль»
Дать представление мальчикам о том, что в будущем они пойдут служить в армию. Прививать мужские качества.
Р.Литвинова «Дошкольник в пространстве Ставрополя и Ставропольского края» с. 47
25
«Истоки фольклора казаков».
С.р. игра «Хозяюшка»
Познакомить детей с понятием казачьего фольклора, показать гуманность, мудрость, деликатность по отношению к человеку. Воспитывать ощущение красоты, способности через искусство выражать своё настроение, накапливать духовные ценности.
Р.Литвинова «Дошкольник в пространстве Ставрополя и Ставропольского края» с. 62
Март
26
«Весна» Ст-е А.Мосиенко «Подснежник»
Учить слушать стихотворения и понимать его смысл, воспитывать чувство любви к «малой Родине»
Р.Литвинова «Региональная культура» сб.2 с.223
27
«Музеи КМВ»
Формировать у детей познавательный интерес к достопримечательностям своего региона, его истории и культуре.
«Региональная культура» сб.1 Р.Литвинова с.311
28
Мой край родной
Расширять общекультурные знания детей. Воспитывать патриотические чувства
«Региональная культура» сб.1 Р.Литвинова с.307
29
С.Р. игры «Спасатели, полицейские»
Расширять и закреплять знания детей о работе службы спасения, о профессии полицейского в игре. Учить находить выход из трудной обстановки. Воспитывать справедливость в оценке поступков.
Р.Литвинова «Дошкольник в пространстве Ставрополя и Ставропольского края» с. 55, 57, 63
Апрель
30
Флора и фауна Ставрополья.
Познакомить с разными видами растительности края, а также с миром животных и насекомых.
«Региональная культура» сб.2 Р.Литвинова с.127
31
Знакомство с легендами Кавказа. Выставка рисунков на тему "Моя малая Родина"
Закрепить знания детей о достопримечательностях края; воспитывать любовь к родной станицы.
«Региональная культура» сб.2 Р.Литвинова с.138
32
С.Р. игры «Летчики»
Расширить представление детей о таком виде транспорта, как самолет, его назначении. Познакомить с профессиями пилот, авиадиспетчер и стюардесса.
Р.Литвинова «Дошкольник в пространстве Ставрополя и Ставропольского края» с. 61
33
Фольклор. Развлечение «Ярмарка»
Формировать понятие о русской народной игрушке; прививать интерес к русскому прикладному искусству; создавать и творить по мотивам русского народного творчества.
«Региональная культура» сб.1 Р.Литвинова с.329
Май
34
«Станица в солдатской шинели»
Познакомить детей с историческими достопримечательностями: монумент Славы, мемориал «Вечный огонь»; формировать представление о местоположении истории памятных мест; воспитывать патриотические чувства.
«Региональная культура» сб.1 Р.Литвинова
35
Знакомство с творчеством А. Екимцева и сказкой «Если б слон ногой не топнул»
Познакомить детей с творчеством поэта. Развивать речь детей.
Р.Литвинова «Региональная культура» сб.2 с.209
36
«Конкурс «Знатоки региональной культуры».
Актуализировать и закрепить знания, полученные в ходе занятий по истории, о природных и культурных памятниках города и края, воспитывать любовь к своему городу, краю, развивать любознательность, внимательность, интерес.
Р.Литвинова «Дошкольник в пространстве Ставрополя и Ставропольского края» с. 170
Организация совместной деятельности педагогов и родителей по воспитанию у детей любви к родному краю.
№
Содержание работы
Сроки
Ответственный
1
Анкетирование родителей на тему «Что я знаю о родном крае».
сентябрь, май
воспитатели
2
Организация консультаций для родителей на темы:
-«Роль родителей в воспитании у детей любви к родному краю»;
-«Куда повести малыша в выходной день»;
- «Достопримечательности нашего края»
- «Природа моего края, взаимодействие с ней взрослых и детей»;
- «История села Новозаведенного»
- «Защитники моей земли»
октябрь,
декабрь,
январь,
февраль,
март,
май.
воспитатели
3
Организация и проведение развлечения
-«Кто лучше знает свой родной край»;
май
воспитатели музыкальный руководитель
4
Привлечение родителей к сбору краеведческого материала для пополнения группового уголка по краеведению, открытки, фотографии, статуэтки...)
в течение года
воспитатели, родители
5
Составление родителями и детьми безопасных маршрутов в детский сад и обратно домой
Подготовка (совместно с родителями) фотовыставки «Мы - жители СК» (фотографии детей и родителей в самых красивых местах СК).
октябрь
декабрь
воспитатели,
родители
6
Оформление выставки творческих работ детей, воспитателей и родителей «Красота моего села».
апрель
воспитатели, родители
7
Оформление стенда для родителей на темы
«Моя любимая станица».
сентябрь
воспитатель
8
Проведение праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы.
май
музыкальный руководитель, воспитатель
Методические рекомендации к программе
При работе по ознакомлению детей с родным селом необходимо учитывать следующее:
- Ознакомление дошкольников с родным селом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс.
- Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, лично значимого, к менее близкому - культурно - историческим фактам,
- Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни республике, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
- Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т.е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству д/сада, дома, охране природы).
- Привлечение детей к участию в сельских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья.
- Осознанный отбор методов ознакомления детей с родным селом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.
- Организация работы с родителями, чтобы их знания и любовь к родной станице передавались детям.
При проведении занятий по ознакомлению детей с родным селом воспитателю необходимо помнить следующее:
1. Сопровождать рассказ наглядным материалом, фотографиями, репродукциями, схемами, рисунками.
2. Обращаться к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому, можно спросить: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить наше село? Откуда такое название села? Что оно может обозначать?»
3. Во время рассказа детям не называйте даты: они затрудняют восприятие материала. Использовать такие выражения: Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими как вы.
4. Использовать доступную детям лексику, значение незнакомых слов объясняйте, не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными грамматическими конструкциями.
Рекомендации по созданию развивающей среды в группе.
По ознакомлению детей с родным селом.
В группе необходимо создать такую развивающую среду, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал, которая позволила бы удовлетворить потребность в познании окружающего мира (мини-музеи русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка). Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным селом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем: через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, а также через использование художественной литературы, выставок, рассматривание картин, иллюстраций, экскурсии, походы, праздники, развлечения. То есть через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Построение предметно – развивающей среды в группах:
- Библиотека познавательной литературы;
- Уголок экспериментирования в соответствии с возрастом детей;
- Картотека познавательных игр.
- Государственные символы РФ, фотографии с изображением достопримечательностей родного села, района, игрушки – герои русских народных сказок, детская художественная литература, и т.д.
Перечень материалов и оборудования.
1. Стихи о родном крае;
2. Фотоальбом « Родной край»;
3. Иллюстрированный материал: растительный мир родного края, лекарственные растения, времена года, домашние животные, перелетные птицы, дикие животные, садовые цветы, защитники Отечества,
4. Знакомим детей с окружающим миром: моя семья, профессия.
5.Русский национальный костюм.
6. Произведения устного народного творчества.
7. Знакомим детей с природой: деревья, птицы, насекомые, съедобные грибы, полевые и луговые цветы, домашние птицы, овощи, времена года;
8. Улицы станицы;
9. Перспективный план НОД по ознакомлению детей с родным краем для младшего и старшего дошкольного возраста.
10. План занятий - экскурсий по ознакомлению с родным краем.
Список используемой литературы
Автор
Название литературы
Богачева И.В.
Мое отечество – Россия! М. 2005.
Информационно деловое оснащение ДОУ «Наша родина Россия»
Соболева Л.Г.
«Кавминводы в военные годы, или Читайка и Умняшка Рассказывают»
Гниловский В.Г.
Занимательное краеведение. Ставропольское книжное издательство.
Дьяконова Н., Дьяконов Д.
Родное Ставрополье. М. 2006.
Козлова С.А.
Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М. Академия. 1998.
Кондыкинская Л.А.
С чего начинается Родина? М. СФЕРА. 2005.
Литвинова Р.М.
Дошкольник в пространстве Ставрополя и Ставропольского края. С. СКИПКРО. с.
Литвинова Р.М.
Региональная культура: художники, писатели, композиторы.
Литвинова Р.М.
Интерактивные формы работы с кадрами.
Литвинова Р.М.
Казаки на Ставрополье. С. 2009
Литвинова Р.М.
Региональная культура: художники, писатели, композиторы. С. 2010.-250с.(с видеоприложением).