Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Региональный компонент в процессе патриотического воспитания дошкольников | Мой кабинет. Работа №350113

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, гордящегося достижениями своего народа.

Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь. 

«Региональный компонент в процессе патриотического

воспитания дошкольников».

Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, гордящегося достижениями своего народа.

Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего края, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.

Для того, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, необходимо включать и региональный компонент в образовательный процесс.

Региональный компонент —это часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык, литература, история, география региона), особые потребности и интересы в области образования народов нашей страны в качестве субъектов федерации.

Изучая региональный компонент в дошкольном образовании, мы помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.

Поэтому задачей дошкольного образования является заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

У каждого народа есть свои национальные традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколения, хранятся и приумножаются. Необходимо заложить в детях основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.

Рассмотрим компоненты патриотического воспитания:

Содержательный включает представление об окружающем мире – о культуре народа, его традициях, народном творчестве; о природе родного края, и деятельности человека в природе; об истории страны, родного края, отраженной в названиях улиц, памятников; о символике родного города, страны, (герб, гимн, флаг)

Эмоционально-побудительный включает эмоционально-положительные  чувства ребенка - любовь и чувство привязанности к  родной семье и дому; интерес к жизни родного города, страны; гордость за достижения родного края, страны; уважение к культуре и традициям народа, историческому прошлому; восхищение народным творчеством; любовь к родной природе, родному языку; уважение к человеку труженику и желание принимать посильное участие в труде

Деятельностный (отражение отношения к миру деятельности) - труд; игра; продуктивная деятельность; музыкальная деятельность; познавательная деятельность

Т.о. можно выделить основные направления деятельности ДОУ по реализации регионального компонента:

природно-географическое

историческое

этнографическое

культурное  

Хочется отметить,

что

,

начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона. 

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

1.Ознакомление дошкольников с родным краем, городом в ходе реализации образовательной программы ДОУ.

2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного сел, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.

4. Взаимодействие с родителями.

5.Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов);

6.Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.

            Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий:

Создание культурно-развивающей среды в ДОУ

Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования

Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность

Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников и социумом

Знакомить детей с региональным компонентом необходимо через все виды деятельности и режимные моменты.

           Для успешной работы реализации программы по   патриотическому воспитанию необходимо соблюдение ряд условий:

Условия реализации:

- создание предметно-развивающей среды (уголок русской культуры, символика государства и др.);

- опора на личный опыт, ближайшее окружение (от любви к дому до любви к Родине и т.д.);

- эмоциональная окрашенность, воздействие на чувства ребенка;

- взаимодействие трех компонентов: интеллектуального, чувственно-

эмоционального и действенно-практического (узнавать-созерцать-созидать);

- организация творческой деятельности как средства выражения чувств и эмоций (ИЗО, драматизация, концерты и выступления перед публикой и др.);

- сотрудничество с семьей воспитанников и социумом.

Конечно, начиная работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы.

Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье, начинается формирование того фундамента, на которой будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Главное в патриотическом воспитании — разбудить чувства детей, найти отклик в их сердцах на происходящие события жизни, наполнить ее интересной, содержательной деятельностью.

Повышение компетентности воспитателей в вопросах патриотического воспитания предполагает активное познание культурно-исторического наследия родного города и края и современных технологий обучения. Успеха в воспитании можно добиться, если воспитатель любит родные места, постоянно пополняет свои знания о них.

Педагогическая работа по использованию регионального компонента предусматривает обогащение содержания образовательной среды сведениями о родном крае. Однако мало любить родную землю, необходимо знать историю и культуру. Без этого немыслимо полноценное патриотическое воспитание.

Приобщение детей к традициям родного края немаловажный компонент патриотического воспитания. Данная работа включается в себя ознакомление детей с народными играми, старинными праздниками и ремеслами, знакомство с бытом народа. Использование краеведческого материала в работе с детьми, тоже занимает важное место, но при этом его надо тщательно отбирать, чтобы вызвать интерес и эмоциональный отклик у детей.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к родной природе. При ознакомлении детей с природой родного края дети получают элементарные сведения о растительном и животном мире края, реках, лекарственных травах. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, бережное отношение к природе.

Приобщение к малой родине начинается с эмоциональных рассказов педагога о красоте города и природе родного края на основе экскурсий и целевых прогулок. Умелое сочетание рассказов и бесед о природе, труде и быте людей, рассматривание репродукций, любование красотой родных мест вызывают добрые чувства, которые надо развивать.

Способы работы с детьми по освоению малой родины разнообразны. Можно организовать целевые прогулки по городу с привлечением мультимедийных технологий (проекторов, телевизоров, планшетов). Рассказать и показать красивые места города, достопримечательности, памятники.

Воспитание любви к родному городу, ознакомление с достопримечательностями — непросты задачи, так как важна систематичность работы и активная поисково-познавательная деятельность самих педагогов, родителей.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×